Статья на тему Современные методы и приемы научно-исследовательской и проектной деятельности в работе с одаренными детьми


МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбург
Педагогический совет
учителей МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбург
«Современные методы и приемы организации проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках при работе с одаренными детьми»
Гагарина Екатерина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Оренбург, 2017
1.Детская одаренность. Аспекты поведения одаренности.
2.Формы и методы работы с одаренными детьми.
3.Новые и нестандартные приемы работы с одаренными детьми (в контексте научно-исследовательской и проектной деятельности)
4. Методические рекомендации и памятки для учителя-исследователя и учеников, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью.
1.Детская одаренность. Аспекты поведения одаренности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
В последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.
Детская одаренность – сложной и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Выделяют два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:
1.Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;
2.Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, появление неожиданных идей и решений;
3. Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельность, который выражается в склонности «все делать по-своему»;
4. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: здесь мы подразумеваем его способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, увлеченность общими идеями;
5. Своеобразный тип обучаемости. Создание вариативной, обогащенной и индивидуализированной среды образования.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1.Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности;
2. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности;
3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности.
4. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
2. Формы и методы работы с одаренными детьми
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:
- проблемный
- поисковый
- эвристический
- исследовательский
- проектный (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы)
В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение
- работа в малых группах
- проектно-исследовательская деятельность
- игровые технологии
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания
- консультирование по возникшей проблеме с родителями (здесь имеется ввиду: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка, совместная практическая деятельность ребенка и родителей, поддержка и поощрение родителей одаренных детей, родительские собрания)
- научные кружки, общества
- дискуссии
- театрализованные праздники
Важнейшей формой работы с одаренными детьми являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных детей. Психологи нашей гимназии проводили анкетирование всех детей. На основе результатов этого анкетирования выявляются дети по следующим видам одаренности:
- интеллектуальная
- творческая
- спортивная
- социальная
Для проектной и научно-исследовательской деятельности, прежде всего, конечно, важная интеллектуальная одаренность. Для развития интеллектуальной одаренности в плане научно-исследовательской и проектной деятельности в нашей гимназии (по результатам опроса учителей начальной, средней, старшей школ) чаще используются следующие приемы.
3.Новые и нестандартные приемы работы с одаренными детьми на уроках
Научно-исследовательская деятельность (начальная школа)
1.Прием «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале какого-либо задания, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительны.
Например, занятие «Веселая грамматика» по теме «Жили-были гласные и согласные».
- Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли из него сделать сказку?
2.Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторение знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) развивающие (несущие исследовательское начало).
3.Прием «Придумывания». Все началось со сказки.
Тема сказок очень интересна. Фестиваль нестандартных сказок очень уместен на уроках математики, русского языка. Ребята сами сочиняют сказки, в основе которых лежит тот или иной отрезок, цифра или буква, а затем представляют их, возможно, в виде рисунка.
4. Прием «Калейдоскоп тайн». Здесь и ребусы, и кроссворды, мегаграммы, шарады.
5. Прием «Заколдованное слово».
Перед тобой волшебные слова. Прочитай их, а потом сложи только первые буквы. Какое слово загадал волшебник? Ответ выбери среди картинок.
ЛЕТО, ОЗЕРО, ДУБ, КЛОУН, АПРЕЛЬ

В среднем и старшем звене для развития научно-исследовательской деятельности чаще используются следующие приемы:
8. «Кейс-прием».
Прием, основанный на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней
9. Прием «Мозговой штурм».
Это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Часто используется на уроках истории, обществознания.
\
10. Прием «Кластеры».
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения). Более характерен для предметов гуманитарного и естественно-научного направлений.
12. Прием «Инсерт».
Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и понимание. Маркировка текста следующая: «v», «+», «-», «?»
«v» «+» «-» «?»
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
Достаточно новыми, но не менее интересными, являются следующие приемы:
1. «ПОПС - прием».
Используется при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простой прием работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющий сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный прием используется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая:
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) – потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) – например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…
2. Прием «Круги Эйлера». Суть приема заключается в следующем: дан ряд характеристик (прилагательные) и картинки с изображением предметов. Детям необходимо выделить только одну характеристику, которая бы подходила к каждому из данных предметов.

Проектная деятельность. Новые и нестандартные приемы.
Все приемы, которые используются в проектной деятельности, делятся на группы:
- графические
- письменные
- компьютерные
- игровые
Одним из примеров является прием «Графические организаторы». Главная задача этого приема – выделить общее. Происходит систематизация всех свойств по данной теме и представление их в виде схем, таблиц, рисунков. Следующий прием, который поможет в развитии проектной деятельности – прием «Концептуальная таблица» - сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Прием «Фиш-бон» - составление «рыбьего скелета», где «голова» - это основной вопрос темы, а «ребра» - отдельные суждения, термины. Проектная деятельность – это, прежде всего, возможность максимального раскрытия своего интеллектуального потенциала. Ниже мы приводим таблицу, в которой пошагово расписаны действия, совершаемые учителем и учащимся для успешного выполнения проекта.
Учитель Учащийся
1 2
1-й этап –погружение в проект
Формулирует Осуществляет
1)Проблему проекта 1)личностное присвоение проблемы
2)Сюжетную ситуацию 2)вживание в ситуацию
3) Цель и задачи 3)принятие, уточнение и конкретизация цели задачи
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность - предполагает Осуществляет
4)Организовать группы 4) разбивка на группы
5)Распределить апмлуа в группах 5)распределение ролей в группе
6)Спланировать деятельность по решению задач проекта 6) планирование работы
7)Возможные формы презентации результатов 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работает активно и самостоятельно:
8)Консультирует учащихся по необходимости 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
9)Ненавязчиво контролирует 9)консультируются по необходимости
10)Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания
11) Репетирует с учеником предстоящую презентацию результатов 11)подготавливает презентацию результатов
4- й этап - презентация
12)Обобщает и резюмирует полученные результаты 12)понимание проблемы, цели задачи
13)Подводит итог обучения 13)умение планировать и осуществлять работу
14)Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 14)найденный способ решения проблемы
15)рефлексию деятельности и результата
16)дают взаимооценку деятельности и ее результативности
4. Методические рекомендации и памятки для учителя-исследователя и учеников, занимающихся проектной и научно-исследовательской деятельностью.
Памятка
учителю-исследователю по работе с учащимися, имеющими повышенные учебные способности
Ознакомиться с данными психолога:
ведущий тип памяти;
мышление, внимание;
круг интересов;
профессиональная направленность.
2. Организовать индивидуальную работу на уроке:
определить меру трудности задания;
создать индивидуальный план работы на уроке;
разработать систему творческих заданий.
Вести исследовательскую деятельность с учётом интереса ученика по следующим этапам:
организационному;
разработческому;
диагностическому;
внедренческому;
итоговому.
Консультировать родителей по вопросам:
круга интересов учащихся;
трудностей в учёбе;
индивидуальных способностей.
Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
Презентация итогов исследовательской работы учащихся на школьном Дне науки и научно-практической конференции.
Методические рекомендации ученикам по выполнению проектных и научно-исследовательских работ
1.Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
- выбери с помощью родителей и учителя тему;
- подбери информацию (книги, журналы, программы, телепередачи)
- планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- выполни теоретическую и практическую части проекта;
- внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
- напечатай графическую часть проекта;
- подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги, а также материалы музеев и выставок
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофон, фотоаппараты, Интернет
5.Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь
7. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт.
8. Не стесняйся по вопросам обращаться к руководителю проекта.