Русский язык — 3 класс. Открытие нового знания



Тема. Снова о Ь знаке.
Мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных.
/Урок постановки и решения учебной задачи/
Цель:
познакомить с орфограммой мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных и составить алгоритм решения новой орфографической задачи;
развивать коммуникативные навыки через работу в парах; оценку и самооценку деятельности;
воспитывать культуру общения в парах.
Задачи для учителя:
способствовать развитию умения сравнивать, анализировать;
создать комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке;
развивать коммуникативные качества личности при работах в парах, группах;
Оборудование:
учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», часть 2; задачник – тетрадь №3, 3 класс;
схема-опора нового правила; название главных членов предложения;
презентация; компьютер, проектор;
I.Оргмомент.
Рефлексия настроения.

Учитель. - Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов.
Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?
МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ /слайд 2/
Учащиеся. - Будем учиться писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.
II Актуализация знаний.
Актуализация ЗУН, достаточных для «открытия» нового знания.Уч. - Какое время года? Какие весенние признаки уже есть в природе?
Весна нам на урок прислала подарок, но слова эти рассыпались. Попробуйте собрать их.
/обсуждение в паре; звучит музыка/
/слайд 3, 4, 5 – картинки; 6 - слоги/

Уч. - Какие слова собрали?
/слайд 7/
АПРЕЛЬ КАПЕЛЬ ВЕСЕЛЬЕ РУЧЬИ НОВОСЕЛЬЕ СОСУЛЬКИ
КАПЕЛЬ- падение капель оттаявшего снега во время оттепели.
ВЕСЕЛЬЕ – беззаботно - радостное настроение, радостное оживление.
РУЧЬИ – небольшой естественный водный поток.
СОСУЛЬКА – обледеневшая при стоке жидкость в виде заострённого книзу стержня.
НОВОСЕЛЬЕ – место или дом, куда недавно кто-то переселился; поселение на новом месте или в новом жилье.
Уч. - Молодцы! Вы справились с заданием. Есть непонятные слова, которые нужно объяснить, растолковать?
Уч. - Что общего у этих слов? Какая часть речи?
им. сущ.
вопрос что?
есть мягкий знак
Уч. - Поделите слова на группы. Сколько групп? По какому признаку разделили слова?
ед. ч. и мн. чпростое и сложное слово
по работе ь знака
Уч. - Давайте запишем на доске и в тетради слова в столбики по работе ь знака. Сколько получится групп? У доски работает….., все остальные работают на месте.
- Какую работу выполняет мягкий знак?


Ь
[Й’]
/схема на доске/
Уч. - Укажите род имён существительных. Как определить род имён существительных во множественном числе?
/на доске/
апрель (м. р.) ручьи (м. р.)
капель (м. р.) веселье (ср. р.)
сосульки (ж. р.) новоселье (ср. р.)
Уч. - Назовите другие орфограммы, встретившиеся в столбиках.
Запись предложений.
Уч. - Составьте предложение, пользуясь собранными словами.
/слайд 8/ Уч. - У доски работает ….. Записываем предложения под диктовку. Пишем через строчку.
ПРИЛЕТЕЛИ БЕЛОНОСЫЕ ГРАЧИ.

ОНИ СПЕШАТ ПОПРАВИТЬ СВОИ СТАРЫЕ ГНЁЗДА.
СКОРО У НИХ НОВОСЕЛЬЕ.
- В 1 предложении подчеркните главные члены предложения.
- Во 2 предложении укажите части речи. У всех существительных укажите род.
- Назовите сложные слова. Объясните их написание.
- Какую работу выполняет Ь?
/слайд 9/
2. Включение задания, определяющего проблемную ситуацию, направленного на «открытие» нового знания.
Уч. - Два слова нам сегодня встречались: ГРАЧ и РЕЧЬ. Чем похожи и чем различаются они? Что общего у этих слов?
им. сущ.
ед. ч.
- Чем различаются?
кто? что?
Уч. - Давайте попробуем записать эти слова. К доске идут…. / на откидной доске/.
- /открываем/ Кто согласен с записью? Кто нет? Почему звук один, а обозначен по-разному?
Ь

[Ч’] – -- /на доске/

– А может у мягкого знака есть работа, о которой мы не знаем?
Учитель.- Мы продолжаем работать с именами существительными и узнаем что-то новое о Ь. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.
ІІІ Постановка проблемы
Фиксирование в громкой речи:
где возникло затруднение;
почему оно возникло;
какова тема урока?
ІV «Открытие детьми нового знания».
- Какую задачу будем сегодня решать?
- Давайте прочитаем, как эту задачу формулируют учёные и авторы нашихучебников?
/слайд 10/
Включение детей в ситуацию выбора решения проблемы.
/С. 28, №503 задачник/
РЕЧЬ ГРАЧ НОЧЬ МЯЧ ВЕЩЬ ПЛАЩ МЫШЬ МАЛЫШ
/слайд 11/
- Правильно ли мы написали слова ГРАЧ, РЕЧЬ
- Прочитайте слова.
- Что общего у записанных слов?
им. сущ., ед. ч., 1 слог/малыш/
- Чем различаются?
кто? или что?
м. р. и ж. р., есть Ь и нет его.
- Какие звуки на конце слов? [Ч’] [Щ’] [Ш]
/на доске укрепляются значки звуков/
- Какие есть предположения о написании мягкого знака? /в паре/
- Чем ещё различаются слова /кроме Ь/? РОДОМ
- Что можно сказать о роде? Давайте попробуем распределить слова по родам.
- Распределите слова на столбики.
- Чья пара предложит свой вариант? /по родам./
/слайд 12/ [Ч’]
[Щ’]
[Ш]
Решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.
- Какое предположение /гипотезу/ о написании Ь знака мы можем сделать? / в парах/
- Чья пара готова озвучить свой ответ?
- У кого другой вывод? Кто уточнит ответ одноклассников?
Фиксирование нового алгоритма в языке.
- Какую задачу мы сегодня пытаемся решить?
Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?
Задача урока: Мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных.
- Чья пара попробует сформулировать гипотезу, предположение?
/После букв шипящих на конце слова в именах существительных женского рода пишется мягкий знак, у мужского рода не пишется./
- Давайте проверим ваше предположение (гипотезу).
- Как проверить?
- Откройте учебник на странице 64. Прочтите весь текст. Вслух читаем только выделенный. Правильно ли мы сформулировали правило? предположение?
/с. 64 учебник правило/
шёпотное чтение
хоровое чтение
/с. 28 задачник № 505/
/слайд 14/
- Чтобы нам легче было работать, давайте оформим наше новое знание в виде схемы. Авторы нашего учебника в этом нам помогут.
- Откройте задачники на стр. 28. Найдите упражнение № 505.
- Ваши предложения? / на доске магниты, бумага/
ИМ. СУЩ. В НАЧ. Ф.
[ЧЧ’] [ Щ’] [Ш] [Ж]Ь – Ж. Р. /доска/

М. Р.
- Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён существительных в нач. ф. есть орфограмма.
V. Физминутка.
1. Упр. для улучшения мозгового кровоснабжения.
И. П. – сидя, руки на поясе.1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Гимнастика для глаз.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх. 6 – левую руку вверх, 7 - 8 хлопки над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс. 13 – 14 хлопки руками по бёдрам. Повторить 4 – 6 раз. /медленно, 2 – 3 раза средний, 4 – 5 быстрый. 6 – медленно/
VI. Первичное закрепление.
/слайд 15/ /слайд 16/

1. Проговаривание способа решения в громкой речи.
- Как будем действовать? /обсуждение в паре/
- Чья пара поделится своим планом действия?
- Давайте проверим свою догадку и прочитаем совет авторов учебника.
Чтение учебника, с. 65
- Что нужно уметь делать?
- Где можно найти подсказку, как определить род имён существительных?
/ С. 110 учебник «КАКОГО РОДА И ЧИСЛА СЛОВА?»/
Проверка записи на доске.
- Правильно ли мы написали слова в начале урока?
- Можно пользоваться схемой задачника или схемой на доске.
2. Решение детьми типовых заданий.
/слайд 17/
с. 65 № 506.
- Прочитайте слова. Есть ли непонятные? Нужно ли растолковать какое-то слово?
- Выполните нужные действия и запишите слова.
ОБРУЧ?, ПОЛНОЧ?, ЛУЧ?, ЛЕЩ?,
ПОМОЩ?, ТОВАРИЩ?,
Работа на месте (в паре; комментирование действий)
Обруч, полночь, луч, лещ, помощь, товарищ
-Найдите слова с 2 орфограммами (полночь, помощь, товарищ)
ОБРУЧ – согнутая в кольцо пластина , стержень, прут. Обод, надеваемый на бочку.
ПОЛНОЧЬ – середина ночи; время соответствующее 24 часам.
ЛУЧ – узкая полоска света, исходящая от какого-либо источника света, светящегося предмета. Линия, определяющая направление потока частиц или энергии электромагнитных колебаний.
ЛЕЩ– пресноводная рыба семейства карповых с плоским телом; очень требователен к содержанию кислорода в воде; первым погибает при загрязнении воды.
СЫЧ – часто живёт рядом с человеком: в оврагах, балках, садах, парках, находящихся в сёлах и городах. Активны в с наступлением сумерек, но нередко вылетают на охоту и днём.
ПОМОЩЬ – содействие в чём-либо. Материальные средства, денежные пособия, техника, продукты и т. п. выделяемые для кого-либо.
3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Самостоятельное решение детьми типовых заданий.
/в паре/
С. 28 № 509/задачник/
- Откройте задачник на странице 28. Найдите упражнение № 509. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Укажите часть речи. Образуйте родственника: им. сущ. (на новую орфограмму с буквой шипящего на конце слова). Объясните написание слова.
Ч. Р. ИМ. СУЩ. (что?)
(___ГЛ.______) плакать - ПЛАЧ ___________________
(___ПРИЛ._ ) овощ?ной - ОВОЩ __________________
(_ПРИЛ.______) глухое (место) - ГЛУШЬ __________________
(____ПРИЛ.__ ) сухая (погода) - СУШЬ___________________
(__ПРИЛ._____) тихая (погода) - ТИШЬ ___________________
(__ГЛ._______ ) ночевать - НОЧЬ___________________
- Кому нужна помощь?
- Какие слова вы раньше не использовали в речи?
Самопроверка с доски.
/слайд 18/
- Проверьте свою работу.
- Возьмите карандаш, если слово записано правильно, то ставим +, если есть ошибка, то исправляем её и ставим -.- Кто справился без ошибок? У кого 1 ошибка?
- Какое умение вам пригодилось? (определять род).

-Назовите слова с 2 орфограммами: ГЛУШЬ, СУШЬ, ТИШЬ, ОВОЩ
- Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён существительных в начальной форме есть орфограмма.
Создание ситуации успеха.

VІІ. Рефлексия. Итог урока.
/слайд 19/
- Девиз нашего урока: МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ.
- Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих?
- За что вы можете себя похвалить? Что получилось? Что понравилось?
- Что было легко делать, а что трудно?
- Что нового узнали на этом уроке?
- Какую задачу решали на уроке?
/слайд 20/
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности.
Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём в школе и жизни , помогли бы вам преодолеть все трудности, которые встретятся на вашем жизненном пути.
- О какой новой работе мягкого знака мы сегодня узнали?
/слайд 21/
- Что же мы выяснили? Когда пишется мягкий знак у существительных после букв шипящих?
(рифмовка) Род у них определяй, Ь знак в конце вставляй!

ѴІII. Домашнее задание.
Дома вы, закрепив полученные умения, выполните упр . №507.
Постарайтесь придумать сказочную историю, которая объяснит, почему ь знак пишется только у сущ. Ж. Р. на конце слова после букв шипящих.
/слайд 22/
ІX Дополнительное задание.
Картинки на слайдах
На слайдах были фотографии, к которым можно сделать подписи именем существительным с буквой шипящего на конце. Какие фотографии запомнили? ГРАЧ, ЛАНДЫШ, СЫЧ, МЫШЬ, РЕЧЬ, МАЛЫШ, МЕЛОЧЬ, ЛУЧ
/слайд 23/
/слайд 24/
Игра.
Я читаю текст. В нём есть имена существительные (5) с буквой шипящего на конце. Ваша задача найти все.
У дедушки был замечательный карандаш. Он смог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш.
Запишите в тетрадь эти слова и обозначьте их род.
С. Р. с. 46 № 58
Послушав загадку, отгадайте. Найдите слова с новой орфограммой и объясните их написание.
У реки растёт камыш.
В камыше живёт малыш.
Он с зелёной кожицей
И с зелёной рожицей.