Технологическая карта Открытие нового знания

Технологическая карта организованной образовательной ситуации открытие нового знания

Этап, его продолжительность
Цели
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности
Результат

Введение в игровую ситуацию
1-2 мин
Создание условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность
Включение детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.
Фиксируют, что они хотят сделать («детская цель»). Устанавливают рамки деятельности «могу-хочу-надо»
Беседа. Вербальные и невербальные способы общения. Вопросы «Хотите?» «Сможете?»
Плавный переход к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Содержательная интеграция ОО и формирование важнейших качеств личности. Внутренняя мотивация.

Актуализация
4- 5 мин
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.
Организует предметную деятельность детей, актуализируя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. Организация взаимодействия в достижении результата.
Повторяют необходимый материал, активизируют мыслительные операции, совершают пробные действия, фиксируют затруднения. Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее, усвоенное, задают и отвечают на вопросы.
Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу, если это необходимо и т.д.
Дидактические игры в парах, командах. Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д.
Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование. Моделирование.
Решение проблемной ситуации. Экспериментирование. Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. Демонстрация фильма. Заочная экскурсия. Игра и пр.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность

Затруднение в ситуации
3-4мин.
Самоорганизация для определения пути преодоления затруднения
В рамках выбранного сюжета моделирует ситуацию. С помощью вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям зафиксировать затруднения и выявить причины.
«Что нам надо узнать?»

Анализируют свои действия, фиксируют место затруднения, находят причину затруднения.
Ставят перед собой учебную («взрослую»)цель, проговаривая ее во внешней речи.
Моделирование. Обсуждение. Приемы активизации самостоятельного мышления детей. Игровые приемы
Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться. Формирование правильного поведения, не обида и отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение.

Открытие детьми нового знания (способа действия)
5-8 мин
Вовлечение в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие нового знания.
«Что нужно делать, если чего-то не знаешь?», с помощью вопроса побуждает выбрать способ преодоления затруднения; задавать вопросы, учит грамотно их формулировать. Создает психологически благоприятные условия, выслушивает все ответы детей и подводит итог: «Я поняла вы хотите спросить...», демонстрирует «правильную»формулировку вопроса.
Открывают новые способы действия, фиксируют их в речи и знаково.
Игровые приемы. Вопросы сказочному персонажу. Проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог)
Получение опыта выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижение гипотез, самостоятельного (по руководством взрослого) «открытия» нового знания; опят созидания, успешного преодоления возникших затруднений через выявление и устранение их затруднений.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений
5-8 мин
Овладение способами действия, применения знаний, навыков и умений. Развитие элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами
Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?» Организация взаимодействия в достижении результата.

Самостоятельно выполняют задание, проверяют по эталону. Контролируют способы выполнения своих действий и действий своих сверстников. Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок
Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности
Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Развитие элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальным предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу слушать взрослого и выполнять его инструкции

Осмысление (итог)
2-3 мин
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта, развитие элементарных навыков самооценки
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. «Где были?»- «Чем занимались?» - «Кому помогли?»- «Почему вам это удалось?»
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.
Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.


15