Конспект внеклассного мероприятия для 6 класса ко Дню единства России Мы непобедимы, если мы едины

Внеклассное мероприятие для учащихся 6х классов
Подготовила и провела учитель
истории и обществознания Волохова Г.И.

«Мы непобедимы, если мы едины.
Ко Дню единства России»

Задачи:
Способствовать формированию понимания значения Дня народного единства для России и его значения в мире.
Развивать любознательность и любопытство к традициям и обычаям своей страны.
Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа.


Форма проведения:
Исторический экскурс с элементами театрализации

Подготовительная работа:
Подбор музыкального сопровождения.
Подготовка презентации по теме мероприятия.
Выставка репродукций картин русских художников ( К.Е. Маковский «Воззвание Минина», « М.И. Скотти «Минин и Пожарский», И.А. Фимчев «Призыв Минина к Пожарскому»).
Подготовка театрализации.

Ход мероприятия.
Основная часть.
* Учащийся читает стихи Н. Майданика.
Ушли в историю года
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Учитель. Здравствуйте. В России много памятных дат, которые мы празднуем сегодня, которые знают все.
Назовите праздники, которые посвящены памятным дням в России.
( Уч-ся называют памятные дни России, на экране идет показ слайдов)

Сегодняшнее мероприятие посвящено Дню единства России.
Когда мы отмечали этот праздник?
4 ноября - один из главных праздников российского государства. Он посвящен единству России.
Давайте подумаем, что значит – «единство»?
И так, это значит:
быть вместе;
быть заодно;
делить радость и горе;
поддерживать друг друга.
Можно сказать, что только тогда , когда народ един в своих решениях, можно достичь успеха и процветания.
Каким образом люди могут выражать свое единство в тех или иных вопросах жизни государства?
( Высказывать общую точку зрения или мнение.
Голосовать на выборах, принимая решение сообща.
Защищать свою родину в трудную минуту жизненных испытаний.)

Вы правы. И такие минуты были в жизни российского государства.
Сейчас мы попытаемся вспомнить те минуты российской истории, когда вся страна в едином порыве: дети, мужчины, женщины – вставали на защиту своей страны.
Сценка.
( Польские воины времен Минина и Пожарского.)
Воин 1. До Москвы рукой подать. Скоро наш король Сигизмунд будет на московском троне.

Воин 2. Ох, скорей бы. Богатая Москва, дома хорошие. Я уже себе кусок земли присмотрел и купеческий дом.

Воин 1. И когда это ты успел его облюбовать?.

Воин 2. Когда с королевским послом в Москву ездил.

Воин 1. Экий ты прыткий. В Москву еще войти надо!. Они ее так быстро не отдадут!

Воин 2. Как это не отдадут? А разве им с нашим войском можно тягаться? У них какая сила?

Воин 1. Так-то оно так, да боюсь я, объединиться они могут в борьбе против нашего короля.

Воин 2. Да каждый из них за свое имущество дрожит. Князья – себе, купцы – себе. А раз они порознь, нам легче их разбить.

Воин 1. Дай –то бог!. Пусть твои слова сбудутся.

( На сцену выходят ведущие. Показывается презентация.)

Ведущий 1. Вот так или примерно так рассуждали польские воины короля Сигизмунда, когда готовились покорить Московию.

Ведущий 2. Многие из нас были в Москве и без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому.

Ведущий 1. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период Смутного времени.

Ведущий 2. Памятник Минину и Пожарскому – самый первый в Москве!. Вначале его планировали установить в Нижнем Новгороде – в городе, где было собрано ополчение, на том самом месте, где Минин представил народу свое имущество и воспламенил тем соревнование своих сограждан, а установку приурочить к 200-летию памятных событий.

Ведущий 1. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс на лучший проект памятника.

Ведущий 2. В 1815 году Иван Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает встать во главе русского войска.

Ведущий 1. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

Ведущий 2. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади. Празднование сопровождалось парадом.

Ведущий 1. На постаменте памятника нанесена надпись: « Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818год.»

Ведущий 2. В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы не мешала проведению парадов. С этого времени он находится у сабора Василия Блаженного.

Ведущий1. А 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели – несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Ведущий 2. По заключению историков в 1611 году Кузьма Минин с паперти именно этой церкви призывал нижегородцев собрать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине Константина Маковского «Воззвание Минина».

Учитель. А сейчас я предоставляю слово историкам, которые проанализируют причины того, почему польские интервенты решили покорить Москву.

Историк 1. Это было связано с тем , что после смерти царя Ивана грозного московский трон зашатался. Три сына было у Грозного. Старший – умер, средний - хилый да слабый, а что сталось с младшим сыном Дмитрием – неизвестно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слухи ходили, что Дмитрия убили, и убил его Борис Годунов.
Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал совершить, Но народ так и не простил ему убийство царевича Дмитрия. А тут еще неурожай, в стране – голод. Кто виноват? Конечно Годунов, бог его наказывает.
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Историк 2. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско – отвоевать отцовский престол. Борис Годунов не успел навести в стране порядок – он умер. В Москве воцарился Самозванец.
Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием 1 . Бояре московские и поляки за то, что Лжедмитрий мешал им грабить Русь, убили его. Заменили другим Лжедмитрием 2. А потом он надумал посадить на русский престол польского королевича Владислава.
Отправили польскому королю Сигизмунду послов. А тот заявил: « Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства.» Вот тогда и наступил конец терпению народа.

Историк 1. Патриарх Гермоген призвал русский народ выступить против захватчиков. Призыв облетел все русские города. Услышали его и в НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ. Купец Кузьма Минин ОТДАЛ НА ОПОЛЧЕНИЕ ВСЕ СВОЕ БОГАТСТВО.
СОБРАЛИ ЖИТЕЛИ Нижнего Новгорода БОЛЬШОЕ ВОЙСКО. ВО ГЛАВЕ СТАЛ КНЯЗЬ Дмитрий ПОЖАРСКИЙ. Двинулось ОНО НА МОСКВУ, В ПУТИ РОСЛО НЕ ПО ДНЯМ , А ПО ЧАСАМ. Люди СТЕКАЛИСЬ ОТОВСЮДУ.
Поляки ПОТРЕБОВАЛИ ОТ ПАТРИАРХА, ЧТОБЫ ОН РАСПУСТИЛ ОПОЛЧЕНИЕ. Но ОН ПРИЗВАЛ НАРОД К БОРЬБЕ. « Да БУДЕТ НАД НАМИ МИЛОСТЬ Божья И НАШЕ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ! Изменники ДА БУДУТ ПРОКЛЯТЫ.»

Сценка 2.
Воин 1. До Москвы рукой подать. Да нам ее не видать.
Воин 2. И откуда их столько взялось? Ведь некому было русскую землю защищать, негде было оружие взять. Глядишь ты, как они дерутся!
Воин 1. За каждый метр, за каждую пядь.
Воин 2. Не суждено моим планам сбыться!
Воин 1. Тут хоть бы живым ноги унести.
Воин 2. А я готов за короля идти до конца!.
Воин 1. А я сразу говорил – на Московию идти – дело гиблое.
Воин 2. Вот и договорился. Который день бежим без остановки.
Воин 1. Слышали, как они говорят? Кто на нашу землю с мечом придет, тот от него и погибнет!.

Учитель- . А теперь снова слово историкам.
Историк 1. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей.

Историк 2. Когда настали мирные дни, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади в Москве – в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Историк1. Правы были польские интервенты, когда говорили о том, что Россия умеет объединяться в борьбе с врагами и достойно защищать свою землю. С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник – День народного единства. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Учитель. В честь этого праздника на Руси появилось много пословиц и поговорок. Некоторые мы вспомним сегодня. Предлагаю вам составить пословицы и поговорки из слов, которые я вам дам.

Групповая работа по классам. От каждого класса выходит группа участников и составляет пословицы, потом их зачитывают.

Худой мир лучше доброй ссоры.
Войной да огнем не шутят.
Войну хорошо слышать, да плохо видеть.
Дружно за мир стоять, войне не бывать.
Мир – дело великое.
Без смелости не возьмешь крепости.
Честь солдата береги свято.
Враг хотел пировать, а пришлось умирать.
За край свой насмерть стой.
Живя в мире, не забывай о войне.


Учитель. Прочитайте , что у вас получилось.
А теперь повторите, какие пословицы запомнили.
Попробуйте объяснить их.


Учитель. Были в нашей истории в разные века страшные времена. Война 1812 года, Великая Отечественная война и другие. И во все времена русские люди в борьбе с врагом были едины.
Но именно подвиг ополченцев 1612 года показал всем, кто хочет завоевать Россию, что сделать это невозможно никогда, ни в какие времена.
А как вы думаете?

Как вы думаете, почему русский народ победил?

Какие примеры мужества и единения народа могли бы вы привести?

Какие примеры вам известны?

Викторина.
Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? (Речь Посполитая)
Какое историческое событие произошло 4 ноября 1612 года? ( Ополчение взяло Китай-город)
Как называли претендента на российский трон, которого поддержал польский король? (Лжедмитрий 1.)
Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? ( День народного единства)

Ученик 1. Ушли в историю года
Цари менялись и народы,
Но время смутное , невзгоды
Русь не забудет никогда!
Ученик 2.
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

Ученик1.
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Ученик 2.
Деревни, села , города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

Рефлексия:
- Что вы пожелали бы людям всей планеты после сегодняшнего мероприятия?
- Нужно ли единство в классе?




15