Рабочая программа Клуб интернациональной дружбы


Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности является средством управления процессом приобщения обучающихся к диалогу культур и овладению основами мировой культуры в форме клуба интернациональной дружбы. Программа интерклуба предназначена для обучающихся 5 классов, проявляющих интерес к изучению иностранных языков. Занятия интерклуба рассчитаны на 1 час в неделю, соответственно на 35 часов в этом учебном году.
Актуальность – В условиях реализации новых образовательных стандартов единство урочной и внеурочной работы со школьниками приобретает особое значение. После окончания школы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, обучающийся должен уважать других людей, осознанно, доброжелательно и уважительно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и вести диалог с другими народами мира, так как диалог является полезным инструментом для взаимоотношений между странами и народами. Полноценный равноправный диалог – диалог, построенный на взаимоуважении участвующих в контакте культур. Необходимость достижения взаимопонимания между народами в ходе диалога культур диктует поиск новых подходов к проблеме языка. Социокультурное образование становится для обучаемых не только ключом к образу жизни конкретных соизучаемых стран, стилей жизни их народов, богатству их культуры. Овладение иностранным языком без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, не может быть полноценным. Развитие современного общества требует полного развития личности, в том числе и её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём. В настоящее время в гимназии меняются механизмы получения знаний, умений и навыков обучающимися: приоритетным является свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, предоставление возможности участия в различного рода конкурсах, олимпиадах, проектах, программах, направленных на создание условий погружения в иноязычную среду. Все эти формы работы направлены на то, чтобы ввести гимназиста в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом. Это поможет затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни. Таким образом формируются социокультурная и учебно-познавательная компетенции. Участвуя во внеурочной деятельности, обучающиеся имеют возможность не только практиковать языки (образовательный аспект), но и расширить объём знаний об особенностях культуры иноязычных стран (социокультурный аспект), а также расширить кругозор, развить общие и специальные умения, позволяющие участвовать в диалоге между странами и народами с целью их духовного взаимообогащения, взаиморазвития и взаимообновления.
Цель рабочей программы – становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Личностный рост школьников как результат развития и реализации индивидуально-личностных особенностей с помощью освоения и присвоения ими социально одобряемых характеристик.
Задачи:
- обеспечение в гимназии условий для социального воспитания и дополнительного образования учащихся, развития социального партнёрства субъектов социального воспитания;
- преодоление субъект-объектной направленности во внеурочной деятельности;
- создание условий для приобретения гимназистами социального опыта, опыта самостоятельного общественного воздействия;
- формирование положительного отношения к базовым общекультурным, общественным и национально значимым, мировым ценностям;
- формирование системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Пути достижения цели – соблюдение в организации внеурочной деятельности гимназистов следующих принципов:
- принцип ориентации на идеал;
- аксиологический принцип:
- принцип следования нравственному примеру;
- принцип диалогического общения со значимыми другими;
- принцип идентификации;
- принцип полисубъективности воспитания и социализации;
- принцип совместного решения личностно и общественнозначимых проблем;
- принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Форма контроля – тестирование, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение в конце учебного года.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе внеурочной деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего участия во внеурочной деятельности, ставить и формулировать для себя задачи в ней, развивать мотивы и интересы участия во внеурочной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с меняющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владения устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Содержание программы деятельности клуба интернациональной дружбы «Меридиан» МБОУ гимназии №33
Положение о клубе интернациональной дружбы «Меридиан»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях».
1.2. Клуб интернациональной дружбы «Меридиан» (далее КИД) – это добровольная, самостоятельная, самоуправляемая организация детей и взрослых.
1.3. КИД осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, Уставом гимназии, решениями, принятыми общим собранием членов КИД. В своей деятельности КИД руководствуется Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребёнка, а также настоящим положением.
1.4. КИД создан и действует при поддержке администрации гимназии.
1.5. Деятельность КИДа основывается на принципах самоуправления, добровольности вхождения и равноправия его членов.
1.6. КИД не является юридическим лицом.
Цели и задачи КИД «Меридиан»
2.1. Цели КИД:
- реализация концепции диалога культур в образовательном пространстве средствами иностранного языка;
- формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;
- развитие организаторских, интеллектуальных, креативных способностей членов КИД, объединение их для реализации творческих и социально-значимых дел и проектов;
- развитие способностей гимназистов к общению на иностранных языках.
2.2. Задачи КИД:
- содействие гимназии и другим социальным институтам в создании условий, способствующих формированию у гимназистов культуры межнационального общения, гражданского и патриотического самосознания;
- развитие у гимназистов чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, других стран;
- ознакомление с культурными ценностями и национальными особенностями, традициями, обычаями стран, представители которых обучаются в гимназии;
- развитие навыков работы в команде, лидерских и организаторских качеств;
- формирование у членов КИД навыков исследовательской работы, а также практических навыков общения в том числе и на их языке с представителями других этнических групп и культур.
Организационная структура КИД «Меридиан»
3.1.КИД осуществляет деятельность в рамках гимназического самоуправления гимназии;
3.2. Всей работой руководит совет КИД (ребята 5б класса);
3.3. КИД проводит общее собрание 1 раз в четверть. На собрании обсуждаются все организационные вопросы КИД, обсуждается и оглашается план работы на определённое время; проводится презентация намеченных проектов, идей членов КИД, отбор лучших путём голосования, обсуждение проделанной работы.
Содержание работы интерклуба
1. Изучение деятельности детских, юношеских и молодёжных организаций зарубежных стран; истории, культуры и традиций стран изучаемого языка.
2. Установление дружеских связей с зарубежными и сверстниками нашей страны.
3. Переписка с зарубежными и нашими школьниками.
4. Участие в коммуникационных проектах, викторинах.
4. Участие в межкультурном on-line общении.
5. Участие в различных интернациональных и благотворительных акциях.
6. Краеведение.
7. Подготовка и проведение массовых мероприятий.
Формы работы интерклуба
Переписка со сверстниками, выезд школьников в международные языковые лагеря, встречи с носителями немецкого и английского языков, экскурсии, туристические поездки, заочные путешествия, лекции, устные журналы, викторины, конкурсы, акции, проекты, выпуски радиопередач, газет, сбор материала, выставки, тематические недели, фестивали, ярмарки, олимпиады.Календарно-тематическое планирование интерклуба «Меридиан» МБОУ гимназии№33
№№ Тема Содержание Кол-во часов Дата Форма организации деятельности учащихся Виды деятельности
11 Организационное занятие. Занятие-реклама “Что такое КИД?” Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. 1 04.09 Беседа (теория) Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
22 Беседа «Конвенция о правах ребёнка» Беседа на представленную тему. 1 11.09 Беседа, групповая работа Обсуждение, беседа.
43 Викторина «Знаешь ли ты конвенцию об охране всемирного и культурного природного наследия?» Проведение викторины 1 18.09 Фронтальная, индивидуальная работа Проведение викторины
64 Конкурс на самое лучшее сообщение о национальных праздниках народов России Проведение конкурса 1 25.09 Индивидуальная Подготовка и презентация сообщений о национальных праздниках народов России
55 Старт Международного конкурса ученических проектов «Встреча с Восточной Европой» Понятие проекта. Этапы работы над проектом. Выбор темы и методов её исследования. 1 02.10 Практическое занятие, групповая работа Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.
96 Видеооткрытка с поздравлением английских учеников из г.Лондон (Англия) с Днём объединения Создание и отправление видеооткрытки иностранным друзьям 1 09.10 Парная, групповая работа Сбор информации для видеооткрытки.
77 Заочное путешествие «Знаменитые столицы мира» Основные этапы становления топонимики как науки. 1 16.10 Практическое занятие, групповая, парная, индивидуальная работа Коллективно-творческая работа с интернет-ресурсами.
18 Коллективное чтение и обсуждение книги на английском языке Чтение книги. 1 23.10 Фронтальная, индивидуальная работа Чтение, обсуждение, ответы на вопросы, обмен мнениями.
99,10 Написание писем в англоговорящие страны Написание писем англоговорящим друзьям. 2 30.10, 06.11 Индивидуальная, парная, групповая Знакомство с POSTCROSSING, написание писем, обсуждение написанного.
111 Оформление проекта «О самом себе» Создание и представление проекта 1 13.11 Индивидуальная работа. Выступение и защита своих сообщений и презентаций.
212 Подготовка телепередачи «Рождество в странах Европы» Телепередача на заданную тему 1 20.11 Групповая, парная работа Представление телепередачи.
213 Праздники в англоговорящих странах Представление выбранного праздника. 1 27.11 Индивидуальная, парная работа Выступение и защита своих сообщений и презентаций.
214 Читаем письма от англоговорящих друзей Чтение писем на иностранных языках 1 04.12 Фронтальная работа Чтение и обсуждение писем на иностранных языках
115 Обычаи и традиции Англии Обсуждение заданной темы 1 11.12 Групповая, парная работа Доклады, обсуждение заданной темы
316 Обычаи и традиции США Обсуждение заданной темы 1 18.12 Групповая, парная работа Доклады, обсуждение заданной темы
117 Новый год в странах Европы Представление и обсуждение представленной темы 1 25.12 Индивидуальная, групповая работа Представление докладов, презентаций на заданную тему
118 Новый год в Англии, США Представление и обсуждение представленной темы 1 15.01 Индивидуальная, групповая работа Представление докладов, презентаций на заданную тему
319 Фонетический конкурс чтецов на английском языке Чтение стихотворений на английском языке 1 22.01 Индивидуальная работа Представление стихотворений
220 Разучивание песен на английском языке Песни на иностранном языке 1 29.01 Практическое занятие, групповая работа. Разучивание песен
421, 22 Переписка по почте Переписка с иностранцами 2 05.02, 12.02 Практическое занятие, групповая работа. Общение с иностранцами
523 Викторина: «Как ты знаешь страноведение?» Викторина 1 19.02 Практическое занятие, групповая работа. Проведение викторины
224 Открытие недели иностранных языков Обсуждение плана мероприятий 1 26.02 Практическое занятие, групповая работа. Обсуждение и составление плана недели иностранных языков.
225,26 Просмотр мультфильма и фильма на английском языке Просмотр и обсуждение 2 26.02, 04.03 Практическое занятие Просмотр мультфильма и фильма
227, 28 Проектная работа «Школы в России и Англии» Проекты 2 11.03, 18.03 Практическое занятие, групповая работа Творческая работа, подготовка к проектам
229 Оформление и защита творческих работ. Представление проектов 1 25.03 Практическое занятие, групповая работа Выставка работ, демонстрация проектов
630 Фестиваль дружбы и языков Представление фестиваля 1 01.04 Практическое занятие, групповая работа Работа над фестивалем дружбы и языков.
331 Участие в форумах по Интернет Форумы 1 08.04 Практическое занятие, групповая работа Участие в форумах
332, 33 Выпуск газеты Подготовка и выпуск газеты 2 15.04, 22.04 Парная, групповая работа Выпуск газеты
334 Викторина «Лучший знаток лингвострановедения» Проведение викторины 1 29.04 Фронтальная работа Участие в викторине
335 Подведение итогов Обсуждение работы КИДа за целый год 1 06.05 Фронтальная работа Обсуждение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Литература для учителя:
1. Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
3. Енин А.В. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2015
4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2013
5. КИДы как форма организации внеурочной деятельности обучающихся и средство их приобщения к диалогу культур. Методические рекомендации для учителей иностр. языков и руководителей интерклубов. – Ульяновск: ОГБОУДПО УИПКПРО, 2011
Печатные пособия:
1. Географические карты
2. Проспекты, рекламы, буклеты
Технические средства и оборудование кабинета:
1. Видеомагнитофон
2. Компьютерный лингафонный кабинет
Телевизор
Мультимедийные средства:
1. Аудиокассеты
2. Видеокассеты
Internet-ресурсы:
1. http://www.school.edu.ru/catalog.asp2. htpp://www.goethe.de/Ihr/pro/odyssee/intro.htm
Нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-ФЗ
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15)
4. Письмо Министерства образования Ульяновской области от 05.07. 2012 № 73-иогв-22-01/4279исх «Рекомендации по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования»