Использование регионального компонента в формировании гражданско-патриотических качеств учащихся


Использование регионального компонента в формировании гражданско-патриотических качеств учащихся.
Всякий раз, выйдя из дома, человек обнаруживает вокруг себя множество явлений окружающего мира. Вот, например, стоят различные по внешнему виду дома. Дома образуют собой улицу. Улица имеет определенное название. Неподалеку протекает речка. Вдоль нее растет кустарник, и оттуда слышится пение птиц. Можно, конечно, идти своей дорогой и не замечать ничего по сторонам. А можно задуматься обо всем, что видишь, и даже задать вопросы самому себе. Например, что означает рисунок на деревянном наличнике дома, и почему знак солнца расположен на нем и вверху и внизу? Отчего возникло название нашей улицы, села или города, и сколько лет нашему селу? Правда ли, что "улица" - это "у лица домов"? Где истоки, а где устье нашей реки, как велика ее длина? Что за травы растут по берегу реки? Пение овсянки или пение варакушки доносится с реки? Все эти и им подобные вопросы образуют область знаний, которую называют краеведением.
Вспомним известное высказывание А.С.Пушкина:
«Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, какую нам послал Господь».
И удивляемся: почему мельчают наши души, почему мы забываем свое родство, почему, перефразировав слова известной некогда песни, раньше думаем о себе и только потом о родине, или вовсе ее не вспоминаем?     А ведь патриотизм, как и любое другое светлое чувство, надо воспитывать с детских лет, не ждать, что он появится в сердцах само собой.
    Но есть еще один источник, которым, к сожалению, мы очень редко, от случая к случаю, пользуемся, хотя, на мой взгляд, именно с него надо начинать воспитывать любовь к Родине. Я имею в виду краеведение.   Истиной, не требующей доказательств, является утверждение, что лучше усваивается тот материал, который вызывает интерес. В этом отношении краеведение, при умелой его подаче, вполне может стать одним из любимых предметов: кому не интересно знать не историю вообще, а прошлое родного края, судьбы замечательных земляков, обычаи и нравы своих прямых предков? Тем более, когда ты сам можешь дополнить рассказ преподавателя сведениями, полученными от родных и близких, от соседей и знакомых, отыскать неизвестные ранее материальные свидетельства прошлого, наглядно дополняющие материал урока, т.е. из пассивного потребителя знаний превратиться в активного участника краеведческого процесса.
     За время работы учителем в школе, а в настоящее время в колледже я убедился, а другие преподаватели тоже могут подтвердить мои слова, что когда по ходу урока обращаешься к местной истории, резко возрастает внимание учащихся.. Между тем краеведение, как никакой другой предмет, воспитывает не только патриота, но и активного гражданина, повышает уровень его культуры, увеличивает разносторонность знаний, приобщает к самостоятельной исследовательской работе, учит умению общения с людьми, развивает навыки поиска и систематизации полученной информации. Если источниками освоения отечественной истории практически являются одни лишь учебники, то список источников изучения краеведения, помимо исторической литературы, включает в себя книги местных писателей и краеведов, газетные и журнальные публикации, старые письма и фотографии, предметы быта и объекты местности, архитектурные памятники и местные топонимы, устные рассказы и предания.
    Отрадно, что в последние годы интерес к отечественному краеведению всё же возрастает, ему начали больше уделять внимания в образовательном процессе всех уровней, начиная от высшей школы и кончая общеобразовательными школами. Этому явлению есть несколько объяснений, в частности его можно рассматривать как результат ослабления идеологического диктата с его ориентацией на глобальные проблемы истории, как ответная реакция на крушение советской государственности, после чего мы опять обратились к прошлому «малой родины», к ее проблемам и ценностям.
     В любом случае, возросшее внимание к краеведению – явление положительное, способствующее духовному возрождению Республики Беларусь, восстановлению утраченных страниц ее истории, которые ранее считались малозначительными.
     Уже первые шаги в изучении прошлого семьи, школы, родного города или  деревни показывают, что наши дети  плохо  знают свои корни, историю района, области. А ведь теряя связь с национальным прошлым, предками, мы утрачиваем и чувство Родины. Восстановлению и развитию этих связей и чувств помогаеткраеведческая работа, которая может  быть  представлена  как  дополнительное  образование  в форме  кружковых занятий, неформальных  объединений, внеклассной  тематической работы.
     Основные достоинства историко-краеведческой работы, на мой взгляд, следующие:
1. В ходе изучения истории края в распоряжение колледжа предоставляется собранный учащимися краеведческий материал, который найдет применение в учебной работе. На его основе, например, преподаватель может подготовить раздаточный материал (публикации из районной газеты, воспоминания, письма). Предметы из краеведческого музея могут использоваться преподавателями литературы, изобразительного искусства, музыки.
2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе. На основе собранного материала учащиеся готовят доклады, пишут заметки в районную газету, могут  поместить собранную информацию на  сайте в  Интернете.
3. Принимая участие в изучении истории края (работа в библиотеках, походах, оформление экспозиций музея, встречи с известными  земляками и т.д.), учащиеся развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся ответственности, развивают эстетический вкус. Таким образом, краеведческая работа позволяет развивать личность учащихся.
4. Изучение истории края предполагает историческое самообразование учителя.
5. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет в свою очередь повышать их эффективность и интерес к предмету. 
    Если говорить о личном  опыте, то  следует отметить, что  вначале краеведческая работа в моей педагогической практике носила фрагментарный характер. Но постепенно была сформулирована образовательная проблема – «Краеведение как средство повышения эффективности обучения и воспитания любви к отечеству».   Более точно, краеведение - это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни и даже одной улицы или одного района большого города). Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования, с учащимися возможно лишь правильно формулируя, воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.
В колледже создана и функционирует музейная комната «Спадчына».Выбранное краеведческое направление в ее работе не случайное - это направление продиктовано временем. За определенный отрезок времени, а это в общей сложности 25 лет со дня ее открытия, совершая походы и экскурсии, встречаясь с интересными людьми и с местными краеведами, учащиеся колледжа собрали  большой материал, сделали ряд исследовательских работ, с которыми выступали на конференциях разного уровня. На базе музейной комнаты «Спадчына» действует клуб «Патриот», работу которого в свое время организовал Кукаро А.В., преподаватель педагогического колледжа. В настоящее время в состав клуба «Патриот» входит 15 учащихся. Это заинтересованные, инициативные учащиеся, которые работают по разным направлениям краеведческой работы.
26 декабря 2003 года был опубликован документ Министерства образования РБ «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы». В нем отмечалось, что музеи учреждений образования должны стать важным фактором гражданского и патриотического воспитания молодежи. А для этого на их базе должны быть разнообразные формы работы. В современных условиях жизни считаю необходимым в целях гражданского и патриотического воспитания молодежи активизировать эту работу в данном направлении. Если ранее активно включались в нее ветераны Великой Отечественной войны, то сегодня эта задача переходит к нам, историкам. И только мы можем сохранить на основе собранных документов и материалов историю нашего края, поведать учащимся о героических страницах и участниках тех событий. Исходя из сказанного, мы считаем, что задачами музейной комнаты «Спадчына» нашего колледжа являются:
- изучение и осмысление истории и культуры в целях развития моральных, интеллектуальных, культурных и творческих возможностей учащихся, воспитания их национального самосознания, формирования интереса к национальной культуре;
- идеологическое сопровождение учебно-воспитательной работы среди учащихся колледжа и среди школьников базовых школ;
- решение задач в учебно-воспитательной работе;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края;
- проведение культурно-образовательной работы среди учащихся, родителей, населения.
Музейная деятельность комнаты заключается в следующем:
- пополнение экспонатов музейной коллекции;
- научно-исследовательская работа на основе имеющихся документов;
- проведение экскурсий;
- налаживание и проведение поисковых экспедиций и походов по местам боевой славы в районе;
- использование фондов в учебно-воспитательном процессе.
Для решения этих задач и был сформирован и работает в настоящее время клуб «Патриот», в котором были созданы рабочие группы: экскурсионная, поисковая, группа переписки, фондовая. В этом учебном году приоритетным направлением мы сделали работу экскурсионной группы. В нее входят 5 учащихся согласно экспозиции музейной комнаты, которая состоит из пяти разделов: древней истории Лоевщины, дореволюционных событий, Лоевщины в период Октябрьской революции и гражданской войны, периода Великой Отечественной войны, а также раздел, посвященный воинам-афганцам.
Определенный итог работы клуба «Патриот» за последний период можно сделать следующим:
- интерес к военной и патриотической тематике среди учащихся увеличился;
- в рамках проведения недель истории и экологии учащимися экскурсионной группы проведены экскурсии со всеми группами педагогического колледжа;
- написана исследовательская работа по истории происхождения Лоева учащимся 4 курса Пикусом Сергеем, на данное время готовится работа о партизанском движении Лоевщины по воспоминаниям бывших партизан отряда «За Родину»;
- собран большой материал по истории Лоевщины.
Клуб «Патриот» поставил перед собой еще одну задачу –собрать материал по истории нашего педагогического колледжа. Эта работа уже ведется и результаты ее видны. Собран большой фото-материал для экспозиции, которая будет представлена на празднование 50-летия образования колледжа. В заключении следует сказать о введении новых форм работы, таких как проведение воспитательных бесед наших учащихся на базе музейной комнаты и проведение с младшими школьниками в рамках педагогической практики проведение уроков-экскурсий учащимися 3-4 курсов пробных уроков. Планируется посещение музейных комнат школ Лоевского района, посещение мест боевой славы, а также подготовка и проведение масштабного мероприятия к празднику Победы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Байдина Кристина с учащимися 1 курса

Трацевский Егор рассказывает о форсировании р.Днепр