Конспект занятия по кубановедению в 1 классе Экскурсия в музей Марусина хата


Конспект занятия по кубановедению
«Экскурсия в музей «Марусина хата»
Задачи:
1.Знакомить детей с жизнью и бытом Кубанского казачества.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.
Словарь:
Хата, ставни, коромысло, чугунок, лоскутное одеяло, валик и рубила, «божница», ухват, рушник.Ход занятия
Занятие проводится в школьном музее «Марусина хата»
Актуализация знаний.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем.
Воспитатель: И так, мы с Вами отправляемся в прошлое и попадаем в жилище наших дальних - дальних предков. А как называется казачий дом?
Дети. Хата.
Воспитатель: Сегодня мы совершим экскурсию в школьный музей, который называется Марусина хата»
Воспитатель: Вот такие дома были у казаков в старину?
Жилище у казаков было двух видов: саманное (кирпич из глины с примесью соломы).
Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Пол - глинобитный. Крыша - из камыша или соломы.
- И турлучное (частокол, плетень обмазанный глиной).
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша - из камыша или соломы. Снаружи хату белили.
Воспитатель: Потом дома начали строить из дерева и камня. Посмотрите, какие окна у нашей хаты?
Дети: Они закрываются ставнями, деревянными дверцами.
Воспитатель: А вы бы хотели увидеть, как жили казачьи семьи? Давайте зайдем с вами в хату.
Приглашение в музей «Марусина хата»
В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Войдя в хату, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака.
- Давайте посмотрим, какая посуда ставилась на стол? (показ предметов в музее).
Воспитатель: Царицей в доме считалась печь.
- Как вы думаете почему? (Мнение учащихся).
- Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.
Воспитатель: В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».
Воспитатель: В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавки, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы - «горки». (показ предметов в музее)
Воспитатель: Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Главным украшением хаты считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. Кровати украшали вязаные покрывала, пуховые одеяла – которые казачка шила сама. Верх она отделывала из цветных лоскутков (лоскутное одеяло), а на кроватях возвышалась гора подушек под вязаными накидками. (показ предметов в музее).
Стены в хате украшали фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавках лежали самотканые коврики (половицы), окна украшали вышитыми занавесками.
Воспитатель: Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь. На праздник казачка готовила особые угощения.
- Кто может назвать казачьи блюда? (ответы детей)
- Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.Воспитатель: Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была из глины, ложки – деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. (показ предмета в музее)
Воспитатель: Посмотрите, какая была одежда у казаков и казачек? Самотканая, самосшитая, расшитая разными узорами. (показ предметов в музее). Одежду хранили в сундуках.
- А хотите узнать, как раньше гладили белье?
Воспитатель: Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель) Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг) Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами.
Воспитатель: В нашей хате есть еще один необычный предмет! Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается, кто знает, как он называется? (Люлька, от слов песни "Ой, люли")   В хате все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Казачка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку.
Воспитатель: Поскольку казаки были очень гостеприимные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из чего? …
Дети. Из самовара.
Воспитатель: На середине стола стоял самовар, в красный угол сажали самых почетных гостей и угощали чаем из самовара.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в «Ложки»: под музыку передаем друг другу ложку, когда музыка остановиться и у кого в руках будет ложка, тот отгадывает мои загадки:
1. Под крышей четыре ножки,А на крыше суп да ложки (Стол)
2. Ходит, ходит,А в избу не заходит. (Дверь)
3. Межи деревянные,А поля стеклянные. (Окна)
4. В избе - изба, на избе - труба.Зашумело в избе, загудело в трубе,Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
5. Если я пуста бываю,Про тебя я забываю.Но когда несу еду,Мимо рта я не пройду. (Ложка)
6. Купили новенькое,Такое кругленькое,Качают в руках,А оно все в дырках. (Сито)
7. Влез на стол он из-под лавки,Осмотрелся на подставке,Гибким хвостиком вильнул,Складки со штанов слизнул. (Утюг)
Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу, вам интересно узнавать историю своих предков – казаков. Так будьте их достойны.
Напутствие детям:
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудесном крае, где живем мы у Кубань - реки,
Где жили здесь когда-то наши предки казаки!
Рефлексия:
- А теперь, давайте вспомним, где мы побывали сегодня на занятии?
- Из чего строились на Кубани хаты?
- Что главным было в каждой хате?
- Назовите, какие еще предметы быта мы сегодня увидели в убранстве хаты?
Воспитатель:
Гости мои молодцы, веселились от души,
Все задания выполняли и друг другу помогали,
Время подошло прощаться, мы не будем огорчаться
Встречи новые у нас будут еще много раз.
Творческое задание: нарисовать казачью хату.