Библиотечный урок по кубановедению «Отцовская хата»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 15 станицы Махошевской муниципального образования Мостовский район
Краеведческие чтения в 6 классе
«Отцовская хата»
Разработан:
Лифарева С.А.,
учитель русского языка
2013-2014 учебный год
Библиотечный урок в 6-м классе. Краеведческие чтения «Отцовская хата»
Лифарева С.А., учитель русского языка и литературы Цель:
познакомить детей с новинками литературы Кубани;
расширение читательского кругозора;
воспитание любви к родине, родному краю.
Оборудование:
выставка книг кубанских писателей.
Ход урока
Слово библиотекаря.
-Здравствуйте, ребята!
Сегодня на библиотечном уроке мы с вами совершим путешествие по книгам и познакомимся с новинками литературы Кубани.
Слово учителя. Начнём мы наше путешествие с книги замечательного кубанского писателя Ивана Вараввы «Отцовская хата». Именно так мы назовём и наше путешествие.
Слово библиотекаря.
-Более полувека на кубанской земле плодотворно трудился замечательный поэт, фольклорист, драматург и литературный переводчик Иван Фёдорович Варавва. Певцом Кубанского края, атаманом кубанских поэтов именовали его собратья по литературному цеху.
Иван Варавва- автор многих песен, что поются по России и почитаются как народные. Многие годы посвятив сбору и изучению казачьего фольклора, в 1966 году Варавва издаёт сборник «Песни казаков Кубани».
Слово учителя. У меня в руках вы видите книгу о которой мы сейчас поведём речь: «Отцовская хата». Познакомившись с ней. Вы должны будете ответить на вопрос: «Почему книга так названа?»
Итак, ребята, невозможно найти другого поэта, который сумел бы так передать суть казачьего характера. В его стихах – аромат щедрой кубанской земли, терпкие запахи трав и степи, кожи сбруи казачьих коней и горячего свинца.
Культура казаков была главной темой и жизни, и творчества Вараввы, собиравшего её по крупицам. И в задушевной лирике своей шёл он от народной интонации, сумев выразить не только бравый дух, но и поэтическую натуру казака. И потому, подпитываясь от самых что ни есть народных корней, стихи его раскрываются, словно подсолнухи. Показывающие золотыми соцветиями под окошком белёной казачьей хаты.
Сейчас вы прослушаете некоторые из стихотворений из представленной книги.(Звучат стихи в исполнении учителя, учащихся, библиотекаря: «Песня бандуры»,»Дума о казаках-пограничниках»,»Веет ветер над Кубанью», «Речка Ея»)
Слово учителя. А теперь ответьте на заданный ранее вопрос.(Звучат ответы учащихся)
Слово библиотекаря. Богата Кубань славными писателями: Сергей Хохлов, Николай Краснов, Татьяна Кулик, Виталий Бардадым, Василий Попов. Каках ещё писателей Кубани вы знаете?
(Звучат ответы детей)
Давайте теперь обратимся к книге ещё одного замечательного писателя Виталия Бардадыма.
. У меня в руках результат его творчества, книга-новинка нашей выставки «Этюды о Екатеринодаре». На уроках кубановедения звучало это название. И вот теперь мы с вами можем подержать эту книгу в руках, рассмотреть её и, полистав страницы, познакомиться поближе.
Слово учителя. «Этюды о Екатеринодаре»- сборник краеведческих очерков о переселении черноморских казаков на Прикубанские земли, о становлении и жизни войскового града, о выдающихся людях, способствующих культурному расцвету Кубани.
Давайте прочитаем один из них (Чтение учителем этюда «Первая борозда»)
Викторина по прочитанному.
В каком веке началось освоение Прикубанья Россией? ( в 18 веке)
Откуда переселяли сюда казаков? (с Дона и Украины)
Что взяли с собой казаки при переселении? ( Оружие, походную церковь, казачьи регалии, куренные котлы и необходимые пожитки)
На сколько куреней был разделён заселявшийся край? (На сорок куреней)
В каком году крепость Екатеринодар получила права губернского города? ( 1874)
Почему этюд назван «Первая борозда»?
Творческое задание: задайте друг другу другие вопросы по прочитанному.
Учащиеся задают подобранные вопросы.
Слово библиотекаря. Молодцы, ребята! Внимательно прослушали текст. Понравилось?
А теперь познакомимся с другими новинками, но теперь вы получите по одной новинке. Выбор за вами.
(Учащиеся рассматривают книги и выбирают понравившуюся.)
Ваша задача из данной книги прочитать рассказ, стихотворение, зарисовку или этюд, кратко пересказать, а затем задать вопрос на внимательность.
Отведённое время - 8- 12 минут. Приступили.
Викторина по прочитанному «Умей слушать»
Учащиеся пересказывают прочитанное и задают друг другу вопросы. Самые внимательные получают памятные сувениры.
Слово учителя. Вот и закончилось наше необычное путешествие.
Будем надеяться, что после этого путешествия у вас появиться желание прочесть книги кубанских писателей, поближе познакомиться с героями книг, которые тоже ждут встречи с вами.