Разработка урока по кубановедению на тему Хата казака


Тема: Казачья хата. Цели урока: - познакомить с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;
- развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, через познание её истории;
- развивать речь и мышление учащихся;
- развивать творческие способности детей;
- продолжать обучать детей работать в группах.
Планируемые результаты: научатся работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
Учебник- тетрадь «Кубановедение».
Презентация, компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
Материал для проектной деятельности: силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рушник, клей, детали для узора.
Демонстрационный материал: предметы быта.
№ урока Содержание урокаХарактеристика деятельности учащегося и УУД
1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности
- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем!
Слайд 1 Положительный настрой на работу.
2. Этап актуализации и формирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Слайд 2
- Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?
-Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп.
Слайд 3, 4, 5, 6
- Ответы и оценивание.
- Как вы думаете, чья проектная работа оказалось более удачная? Обоснуйте свой ответ. Формировать устные выполнения (П, Р) строить монологическое высказывание, аргументировать.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание .3 Выявление места и причины затруднения.
Итак, хату мы построили, а что ещё нужно, чтобы в ней жить? (внутреннее убранство)
-Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадём,
Дом казака увидим и в него войдём.
О том, как жили, многое узнаем.
Итак, готовы? Мы начинаем. Сравнивать: соотнести два рассматриваемого объекта (Р. К)
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. (Р)
4. Пробное действие и составление алгоритма решения учебной задачи.
- Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Слайд 7
- «Красный угол» - «Божница» был центральным местом в доме. «Красный» от слова красивый, нарядный. Ещё его называли «Святой».
В самом освещённом углу комнаты помещались иконы. На угловой столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами. Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога.
- Какое слово встретилось впервые?
- Найдите в словарике, прочитайте.
- Как ещё называли «Красный угол»? (Святой)
- Начнём обустраивать нашу хату.
- Что поместим в угол хаты?
Давайте прикрепим иконы.
- Чем украшены иконы?
Полотенцем белым, с ярким узором. Такое полотенце расшитое вышивкой называлось – рушник.
- Найдите в «Кубанском словарике» значение слова «рушник». Прочитайте.
Слайд 8
- Разные рушники имели разное значение.
Давайте посмотрим на другие рушники.
Для чего они были нужны, почему так назывались?
«Утирач» - им вытирали лицо.
«Зеркальные» - ими украшали зеркала.
«Церковные» украшали иконы,
«Свадебные».
Слайд 9
-Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: они вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников на различные праздники, и она не выйдет замуж, пока не вышьет себе и жениху наряд.
Вышивкой украшали ещё и одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов.
В доме были рукодельные половики и одеяла.
- Давайте украсим нашу комнату предметами рукоделия. (Занавески, половики, рушники)
Молодцы! Как преображается наша комната. Формировать устные алгоритмы выполнения (П, Р) строить монологическое высказывание, аргументировать.
Физкультминутка Слайд 10
Презентация Двигательная активность.
Расширить словарный запас.
5. Реализации построенного проекта.
- А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?
Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:
Если работает она,
Не будет голодная семья.
Можно на неё прилечь,
А зовётся она …печь.
Слайд 11
- В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё говорили в народе: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь часто оживала в народных сказках. Она укрывала Алёнушку и Иванушку, на печи катался Емеля. А о тех, кто был удачлив говорили, что они «в печи родились».
- Прикрепим печь в нашей хате.
- Давайте посмотрим, где же там лежал Емеля?
- Это место так и называется - «лежанка».
- Найдите в словарике значение слова «лежанка». Прочитайте.
- Покажите, где в печи готовили еду?
Посуду ставили в «устье». Предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
(разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока)
и условиями её реализации.
6.Первичного закрепления с проговариванием во внутренней речи - Отгадайте загадки и узнайте, какой посудой пользовалась казачка.
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …(миска)
Стоит толстячок, Подбочинивши бочок, Шипит и кипит, Всем пить чай велит. (самовар)
Слайд 12
- Что это за предмет? (макитра)
Для чего нужна макитра? («Мать» гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы)
- А этот кувшин на Кубани называли глэчик.
-Найдите в словаре слова: чугунок, макитра, глэчик.
- Давайте расставим посуду по местам.
- А сейчас закроем глазки и послушаем, что увидел много лет назад русский поэт М.Ю.Лермонтов:
« Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель».
-Откроем глаза. Какую же мебель увидел поэт?
Слайд 13
- Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной.
Для чего в доме сундук?
- Найдите в словаре значение слова: сундук.
-Давайте расставим мебель в нашей хате.
- До того, как появилась кровать, люди спали на сундуках, лавках и на полу. Осуществлять поиск существенной информации
7 Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону. Ребята, мы воссоздали картину из прошлого. Страничка из «казачьего словарика» помогла познакомиться с новыми понятиями.
Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали на уроке.
Возьмите листочек. Это ваше письмо младшему братику или сестричке. Начало письма уже есть.
Привет!
На уроке кубановедения я побыл в казачьей хате. Представляешь, я узнал о ___________________. Выполнять самостоятельно задание
8 Включения в систему знаний и повторения. Помните, как описал М.Ю.Лермонтов хату казака? А можем мы, оказавшись сегодня в казачьей хате рассказать, что бы мы увидели? УУД: познавательные, коммуникативные
9 Рефлексии учебной деятельности на уроке. - Посмотрите внимательно на стол в нашей хате.
- Давайте его сделаем праздничным.
- Как вы думаете, что мы должны изменить в его убранстве?
- У вас остался ещё один предмет.
Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.
Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.
Если было не интересно и вам это не нужно – синего.
-Как оценили свою работу и товарища?
- Над чем еще нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось еще лучше?
- Я думаю, все на уроке поработали хорошо, давайте поаплодируем друг другу.
Слайд 14 Анализировать свою деятельность и находить пути решения ошибок.
10. Задание на дом - Спасибо за урок.