Рабочая программа по курсу Культура добрососедства (внеурочная деятельность) (1 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
По курсу «Культура добрососедства» (духовно-нравственное направление)
Уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 1-А класс
Количество часов по учебному плану: 33 ч в год; 1ч в неделю;
Учитель (составитель) учитель начальных классов, специалист, Малова Ксения Тальатовна
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программой к. и. н. Араджиони М. А.
Рабочую программу составила __________________________________ Малова Ксения Тальатовна
(подпись, расшифровка подписи)
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………………………………….……..3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА……………………………………………………………………………………………….……....4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………….……………………………...…...6
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………..……….9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
В процессе изучения курса у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к малой родине - Крыму.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного материала Требования к уровню подготовки учащихся
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве. Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» и программе «Я, моя семья и мои соседи».
Раздел «Географическая среда» (5 часов)
Крым на карте Украины. Представление о Крыме как полуострове. Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Находить на карте Украины Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт. Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.
Раздел «История» (5 часов)
Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей Кто такие крымчане. Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство. Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села). Знать, кого называют крымчанами, иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями, уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое добрососедство.
Раздел «Традиционная и современная культура» (6 часов)
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа. Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства. Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо. Праздники семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). Представление о многообразии религий на примере праздников. Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм. Знать, что такое ремесло и декоративно-прикладное искусство, иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму. Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3–4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо. Знать и уметь назвать 2–3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников.
Раздел «Язык соседа» (6 часов)
Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа». Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Произведения национальных литератур о семье и соседях. Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей. Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем. Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма.
Раздел «Аксиология» (4 часа)
Отношение к родителям и старикам. Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Придумаем и проведем праздник нашего класса.
Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам. Иметь представление о том, что такое святыня, ценность.
Раздел «Конфликтология» (6 часов)
Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие. Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами. Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение. Знать не менее 3 игр и уметь в них играть.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Культура добрососедства»
Класс 1-а
Учитель
Количество часов: всего 33 часа; в неделю 1 час;
Малова Ксения Тальатовна, УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от
2016 г.
№ п/п Дата Название разделов, тем уроков
П. Ф. 1 Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве.
«Географическая среда» (5 часов)
2 Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове.
3 Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф.
4 Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары).
5 Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
6 Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой
«История» (5 часов)
7 Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий.
8 История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу.
9 Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей
10 Кто такие «крымчане». Мои соседи. Как мы стали соседями.
11 Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство
«Традиционная и современная культура» (6 часов)
12 Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа.
13 Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства.
14 Разнообразие блюд крымской кухни.
15 Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо.
16 Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имя наречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.).
17 Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым.
«Язык соседа» (6 часов)
18 Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа».
19 Учимся общаться на разных языках.
20 Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность.
21 Лексика взаимодействия: элементарные диалоги.
22 Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.
23 Произведения национальных литератур о семье и соседях.
«Аксиология» (4 часа)
24 Отношение к родителям и старикам.
25 Ценности моей семьи.
26 Понятие «святыня». Наши семейные святыни.
27 Придумаем и проведем праздник нашего класса
«Конфликтология» (6 часов)
28 Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.
29 Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.
30 Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности.
31 Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности.
32 Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
33 Игры, направленные на знакомство и взаимодействие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЛИСТ
КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учителя
по курсу «Культура добрососедства»
Класс Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту