Внеурочное мероприятие Устное народное творчество наших предков-славян



Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Устное народное творчество наших предков – славян»
для учащихся 5 – 7 классов.
Автор: Алексеева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ п. ЛюбытиноЛюбытино, 2014 год
Пояснительная записка к методической разработке внеклассного мероприятия «Устное народное творчество наших предков – славян».
Необходимость подготовки и проведения мероприятия «Устное народное творчество наших предков – славян» мне подсказали уроки литературы, на которых изучаются малые жанры фольклора: прочитанные, проанализированные, обыгранные на уроке, представленные в презентациях, они все равно «не живут», то есть оторваны от реальной жизни, поэтому данное мероприятие позволит его «оживить».
Место проведения – музей «Славянская деревня», где созданы все условия для погружения в быт наших предков. Программа мероприятия согласована со специалистами музея.
Цель: воспитать уважительное отношение к словесному наследию наших предков; дать представление об использовании малых жанров фольклора в жизни, их развивающей и воспитывающей роли в духовной жизни славян.
Задачи:
- обучение навыкам группового и межличностного общения,
- воспитание уважения к словесному наследию наших предков,
- развитие представлений о жизни детей в стародавние времена.
Практическая значимость мероприятия заключается для педагогов в возможности использовать данный материал при изучении темы «Устное народное творчество» во внеурочной деятельности для 5 – 7 классов, для учащихся - в возможности использовать игры, считалочки, заклички, загадки и другие малые жанры фольклора в свободное время. Кроме этого, мероприятие может быть использовано для смешанной возрастной группы детей: ученики 5 – 7 классов готовят мероприятие и проводят его для учеников начальной школы.
Мероприятие рассчитано на 40 – 45 минут, в течение которого будут использованы разные формы работы: мини-лекция о жизни детей в славянской деревне, ролевые игры, подвижные игры, беседа.
Ожидаемые результаты: формирование уважительного отношения к словесному наследию наших предков-славян; расширение познавательного интереса к истории наших предков-славян; формирование практических навыков, позволяющих организовать игру с группой детей, привлечь внимание к рассказываемым сказкам, былинам; расширение кругозора.
Основной вид деятельности – игровая ситуация по реконструкции отдыха и развития детей в славянской деревне, т.е. познавательная и досугово-развлекательная деятельность.
Ход мероприятия.
1 этап. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, мы с вами живем в век телевизоров, компьютеров, мобильной связи, из которых мы получаем необходимую информацию, знания, общаемся тоже чаще в социальных сетях. А в прошлом развитие детей шло только через живое общение старшего и младшего поколения, сверстников, новости узнавались тоже от людей, которые посещали разные места.
Давайте сегодня поиграем: представим, что мы оказались в другом времени, без телевизоров, компьютеров, и окунемся в жизнь детей славянской деревни.
Условие: все делается только с разрешения старших!
Посмотрите, нас встречают «бабушка» и «дедушка», которые будут вашими и учителями, и воспитателями.
Дети заходят в славянскую избу, рассаживаются.
2 этап. Мини-лекция о жизни и труде детей. «Бабушка» рассказывает о том, как проходил день детей в славянской деревне.
3 этап. «Труд» девочек.
Учитель: старшие девочки (вашего возраста) всегда нянчили младших сестренок и братишек. Самым маленьким (грудничкам) – пели колыбельные. Слово «колыбельная» связано со словом «колыбать» - качать. Песни пелись по-особому.
«Бабушка» отправляет укачивать ребенка одну из девочек.
Прослушивание колыбельной.
Учитель: Как поются колыбельные? Что вы заметили?
Ответ детей: спокойным голосом, протяжно поются гласные, повторяются слова.
Учитель: какая народная мудрость звучит в колыбельной песне?
Ответ: ребенок чувствует себя под защитой, укачивание – это тоже труд.
Учитель: за детьми постарше тоже нужно следить, чтобы они не плакали, развивать их двигательную активность. Для этого существуют- пестушки, от глагола «пестовать», что значит – любовно выращивать, нянчить.
«Бабушка» просит успокоить плачущего ребенка (куклу), поиграть с маленьким, пока она занята.
Исполнение пестушек.
Учитель: в каких словах передается любовь к малышам и забота о них?
Ответ: уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах, воспитание доброты к братьям нашим меньшим, и в то же возможное наказание за непослушание.
3 этап. Народные игры.
«Бабушка» отправляет детей поиграть (с условиями игр ознакомлены заранее назначенные организаторы из числа учеников).
Дети организуют подвижные игры «Жмурки», «У медведя во бору», «Малечина-калечина», взрослые наблюдают за ними.
Учитель: какие качества в детях развивают русские народные игры?
Ответ: внимательность, физическую силу, умение работать в команде, честность, объективность…
4 этап. Загадки.
«Бабушка». Дело к вечеру, пора и угомониться: садитесь на крылечко, да отгадывайте загадки.
Загадки.
Учитель: какие качества необходимы ребенку, чтобы разгадать загадку?
Ответ: фантазия, воображение, умение анализировать услышанное.
5 этап. Былина.
Учитель: В мудрости народной вековой Образы былинные слагались. Эти образы несли с собой Яркую картину мирозданья.
«Дедушка» приводит «гостей» - рассказчиков былин. Все заходят в дом, рассаживаются, и гусляры исполняют отрывок из былины «Садко».
Учитель: как вы думаете, как воспринималось содержание былин детьми в древности? Как относились к рассказчикам?
Ответ: дети удивлялись рассказанному, верили, обсуждали услышанное и пересказывали другим, возможно, кто-то пытался научиться сочинять и исполнять былины. Рассказчиков уважали за их талант и труд.
6 этап. Сказка.
«Бабушка» отправляет детей спать. Желающие могут забраться на полати и там «улечься спать».
На сон грядущий им рассказывается сказка заранее подготовленной ученицей, которая играет роль «мамы».
7 этап. Заключение.
Учитель «будит» детей. И вот мы снова в современном мире с телевизорами, компьютерами, мобильными… есть ли в нашем времени место произведениям устного народного творчества?
Ответы: живое слово, общение лучше любого компьютера. Народная мудрость будет жить вечно, пока есть на земле любовь
Учитель: Вобрав в себя картины прошлых лет, Герои сказок, притч, былин народных, Всем поколеньям будущим дают совет, Как жить по совести и быть душой свободным.
Выводы: мероприятие позволило в развлекательно-познавательной форме окунуться в прошлое, по отзывам детей интересно было не только «играть» какие-то роли, но и просто участвовать в играх, слушать произведения УНТ. Считаю возможным проводить такое мероприятие и в школьном кабинете, если подготовить костюмы, презентацию, иллюстрирующую колыбель, пестование малышей, пение гусляров и т.п., а игры можно организовать в школьном коридоре или другом помещении.
В перспективе такое мероприятие буду проводить для 5, 6-классников, где организаторами будут выступать 7-классники. Надеюсь, что взаимодействие с музеем привлечет детей к участию в мероприятиях, которые организуют сотрудники музея. Интерес к прошлому нашей малой родины, интерес к русскому слову – вот шаги к воспитанию патриотизма.
Библиография.
В.П. Аникина. Живая вода. М., 1987г/
C.Г.Лазуткин. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы. М., 1987 г.
Музейные материалы.
Ресурсы Интернета: www. bloqimam.cov nsportal.rusadikshkola.ruvseskaski.suПриложение № 1. Малые жанры фольклора, используемые при уходе за маленькими детьми.
Колыбельная:
Спи-ко, спи-ко, баю-бай!
Свои глазки закрывай!
Ой, ты, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать, степу в люлечке качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Еще каши горшок,
Сладких пряников мешок.
Пестушки:
(если ребенок заплакал)
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки,
Для Степушки потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
(если ребенок бодрствует)
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили
Остывать заставили:
Остынут – поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш-кыш, полетели,
На головку сели.
Приложение № 2.
Русская народная сказка «Заяц – храбрец».
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!
Приложение № 3.
Отрывок из былины «Садко».
В славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.
Садка день не зовут на почестен пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской, Вышел со Ильмени со озера, Сам говорил таковы слова:
- Ай же ты, Садхо новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои за утехи за великие,За твою-то игру нежную:Аль бессчетной золотой казной?
А не то ступай во НовгородИ ударь о велик заклад,Заложи свою буйну головуИ выряжай с прочих купцовЛавки товара красногоИ спорь, что в Ильмень-озереЕсть рыба - золоты перья.
Как ударишь о велик заклад,И поди свяжи шелковой неводИ приезжай ловить в Ильмень-озеро:Дам три рыбины - золота перья.Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Приложение № 4. Народные игры.
«Жмурки»
«Жмурки» — старинная игра, которая имеет много разновидностей. В нее играют дети всех возрастов. Количество участников обычно от 4 до 25 человек. Во всех разновидностях суть одна: водящий с закрытыми глазами — «жмурка» — должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.
«Жмурки с голосом».
Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.
Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.
Правила
Требовать подачу голоса можно до 3 раз, после чего водящий должен сказать, кто держит его за руку (или палочку).
Если водящий не смог угадать 3 раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.
Когда водящий просит подать голос, должна быть полная тишина.
«У медведя во бору»
В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.
Описание
Выбирается один водящий — «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие — дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми — «бор» («лес»).
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, Медведь простыл, На печи застыл!
Последние две строки теперь часто заменяют на:
А медведь сидит И на нас рычит!
После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой — осалить).
Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.
«Малечина-калечина».Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:Малечина-калечина,Сколько часовОсталось до вечера,До летнего?После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Пальцами другой руки малечину-калечину поддерживать нельзя. Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Палку можно держать по-разному:1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.Командная игра «Малечина-калечина» (вариант) Играющие делятся на две группы. На земле чертой отмечается место, к которому должны бежать с малечиной-калечиной. По сигналу играющие устремляются к черте. Побеждает та группа, которая первой добежит до черты, не уронив ни разу своей малечины-калечины.Указания к проведению: в эту игру можно играть с разным числом играющих, от 1 до 10 одновременно. Для игры необходима прямая толстая палка диаметром примерно 2—3 см, длиною от 50 до 150 см. Один конец палки может быть слегка заострен. Иногда на кончике малечины-калечины устанавливают вертушку, которая при движении играющего начинает вертеться. Можно надеть на ее кончик какую-нибудь забавную игрушку — колобка и пр. Игроки встают подальше друг от друга, чтобы было удобно держать равновесие палочки. Водящий может давать разные задания: играющие, не выпуская палочку, должны ходить, приседать, поворачиваться. Способы удержания палки на руке, а также трудность заданий определяются возрастом и возможностями детей.
Приложение № 5. Загадки.
Спереди - шильце, сзади - вильце,Сверху - черное суконце,Снизу - белое полотенце. (Ласточка)Днем спит, ночью летает. (Сова)Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"А что пора? Какая с ней морока,Когда трещит ... (Сорока)Семьдесят одежеки все без застежек (Капуста)Мала, как мышь,Красна, как кровь,Вкусна, как мед. (Вишня)
Весь свет одевает,  сама одежды не знает. ( Игла)
 Еду, еду –  нету  следа. ( Лодка)
 Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется. ( Река, берег, трава)
 Что за шустрый старичок, восемьдесят восемь ног. Все по полу шаркает за работой жаркою? ( Веник)
 Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся. ( Два берега одной реки)
 Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. ( Глаза)
 Маленькое, кругленькое,
А за хвост его не поднять. ( Клубок)
 Меня все  ждут и не дождутся.
А как увидят – тотчас разбегутся. (Дождь)