Разработка программы пришкольного лагеря на июнь месяц с тематическим планированием



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
«СОГЛАСОВАНО»
Управляющий Совет
« » ___________2016 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ БГО СОШ №10
Митрофанова О.В.
« » ___________2016 г.
ПРОГРАММА
«Лето –это маленькая жизнь»
детского оздоровительного лагеря дневного пребывания
детей в возрасте от 7 до 11 лет
«Семицветик»
на базе МБОУ БГО СОШ №10
(срок реализации программы 21 день)
Автор программы:
учитель начальных классов
Свистунова Е.Е.
2016 г.
Борисоглебский городской округ
Визитная карточка:
Программа составлена: учителем начальных классов Свистуновой Е.Е.
Название лагеря: пришкольный оздоровительный лагерь «СЕМИЦВЕТИК»
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания
Профиль лагеря: комплексный
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
Кадровое обеспечение: педагоги, инструктор по физической культуре, медицинский работник, привлеченные специалисты (соц.работник, соц.педагог, , школьный библиотекарь, сотрудник ВДПО).
Продолжительность смены: 21 день
Адрес: улица Аэродромная 15-А ; телефон: 6-70-39
Возраст участников: 7– 11 лет
Срок проведения смены: 01.06. – 30.06.2011 года
Количество детей : 20 человек
Количество отрядов: 1
Введение
Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, максимальным вниманием к развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных). Жизнь и работа в лагере — продолжение воспитательного процесса в школе. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда.
Социальный состав школы сам определяет потребность создания в школе условий для организации занятости и отдыха детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей и детей «группы риска».
Пояснительная записка
Ежегодно на базе МБОУ «Борисоглебская СОШ №10» открывается оздоровительный лагерь с дневной формой пребывания.
Программа предназначена для учащихся школы от 7 до 11 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены (21 день).
Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружков. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других ведомств и организаций: работники ВДПО, социальный работник, школьный библиотекарь, медработник. Планируются поездки в музей, кинотеатр «Победа», конноспортивную школу, на мемориалы города.
Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить свое творчество, укрепить здоровье.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Цель программы:
Cоздание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Задачи:
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и
совместной творческой деятельности.
Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих
ценностей.
4. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни.
Программа летнего оздоровительного лагеря «СЕМИЦВЕТИК» опирается
на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип сотрудничества: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принцип толерантности: терпимое, уважительное отношение друг к другу, умение признать и исправить ошибку.

Содержание программы:
Так как программа является комплексной, то её работа строится по нескольким направлениям:
· Экологическое
· Физкультурно-оздоровительное
· Нравственно-эстетическое
· Патриотическое
· Профилактическое
В программе так же предусмотрена работа кружков, занятий по интересам:
- работа с бумагой ( оригами);
- рисунок на стекле;
- выжигание
- спортивные состязания
- танцы для всех
Каждый день программы имеет свое название и направление. Проведение мероприятий осуществляется различными формами и методами.
Для проведения некоторых мероприятий планируется привлечение работника библиотеки, медицинского работника, работников ВДПО, инструктора по физической культуре.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль
Формы работы:
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
распределение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии;
организация питания в школьном оздоровительном лагере.
Физкультурно - оздоровительный модуль
Формы работы:
утренняя зарядка
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников;
спортивные праздники;
конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», «Олимпиада – 2014 года в Сочи»;
экскурсии в спортивно-оздоровительный комплекс «Юность»;
подвижные игры на свежем воздухе;
цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний пер
3. Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в городских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях;
работа творческих мастерских»;
конкурсы;викторины.
4. Патриотический модуль
Формы работы:
торжественная линейка 20 июня;
экскурсия к памятникам;
военно-патриотическая игра «Зарничка».
5. Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
экскурсии в природу;
экологический КВН;
библиотечные часы;
викторины, конкурсы;
Управление и руководство лагеря с дневным пребыванием
-управление лагерем с дневным пребыванием осуществляет школа;
-непосредственное руководство лагерем с дневным пребыванием осуществляет начальник лагеря, назначенный приказом по школе;
- начальник лагеря осуществляет свою деятельность на основе должностной инструкции.
Функциональные обязанности сотрудников лагеря:
начальник лагеря:
- организует, координирует, контролирует работу лагеря;
- создаёт план работы лагеря;
- обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
- оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
- руководит работой воспитателей.
воспитатель:
- обеспечивает реализацию плана работы:
- обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
- несёт материальную ответственность за имущество, выданное в лагерь.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный этап:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных отделом образования ;· проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;
· проведение инструктажей с воспитателями по ТБ и охране здоровья детей;
· издание приказов по школе о проведении летней кампании;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневной формой пребывания детей и подростков;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
2. Организационный этап:
· встреча детей;
· проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;
· запуск программы;
· формирование органов самоуправления;
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
· оформление
3. Основной этап:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел
4. Заключительный этап:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ».
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МБОУ БГО СОШ №10.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Инструкции по технике безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные книжки с отметкой о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Программа.
Кадровое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения, работники ВДПО, социальный работник, школьный библиотекарь, медработник, инструктор по физической культуре.
Материально-техническое обеспечение:
Методическая литература, компьютерный класс, канцелярские принадлежности, музыкальный центр, домашний кинотеатр, караоке, актовый зал, игровая площадка, спортивный зал, спортивный инвентарь (мячи, сетки, обручи, канат, маты), настольные игры (шашки, шахматы, конструкторы, головоломки и др.)Психолого-педагогическое сопровождение смены:
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
консультационный
прогностический
практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Ожидаемый результат:
- общее оздоровление детей;
- укрепление здоровья детей (через диагностику медработника)
- развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка;
- привитие навыков самообслуживания:
- формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма;
-профилактика детской и подростковой безнадзорности и правонарушений
в летний период;
- бережное отношение к родной природе.
Тематическое планирование
№/№ день мероприятия 1. ежедневно утренняя зарядка физрук
2. 01.06. День защиты детей (городской парк) воспитатели
3. 02.06. Открытие лагеря: «Будем знакомы!»
линейка;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
формирование отрядов, распределение обязанностей;
инструктаж по технике безопасности;
Игровая программа: «А у нас каникулы!»
-игры с элементами тренинга на сплочение коллектива;
-подвижные игры начальник лагеря,
воспитатели,
медработник
4. 03.06. День юмора
круг знакомства. Инструктаж по ТБ.
познавательная программа «Хорошее настроение»
игровая программа «Да, здравствуют июньские именинники!
подвижные игры на свежем воздухе. физрук,
воспитатели
5. 06.06. День здоровья: «Чтоб здоровым, сильным быть, надо спорт любить».
игра-соревнование: «Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию»
Игровой калейдоскоп:
-весёлые старты;
-лапта;
-шашечный и шахматный турнир;
-минутка здоровья: «Значение спорта для здоровья человека» медработник,
воспитатели,
физрук
6. 07.06. День пешехода
игровая программа «Знаем правила движения, как таблицу умножения»
оказание первой медицинской помощи при ДТП.
конкурс рисунков: «Мой друг – светофор» медработник,
воспитатели,
7. 08.06. День рыбака
игровая программа: «Лучший рыболов»
конкурсная игра: «Ловись рыбка большая и маленькая»
физиология здорового человека медработник,
воспитатели
8. 09.06. День юного мастера
конкурсно – игровая программа: «Город мастеров».
минутка здоровья: «Закаливание – солнечные и воздушные ванны».
Занятия по интересам воспитатели,
медработник
9. 10.06. День кино (экскурсия в кинотеатр «Победа» на фильм...воспитатели
10. 14.06. День России
символы нашей страны;
пословицы о дружбе
Россия сильна традициями (семейные традиции) воспитатели
11. 15.06. День дружбы
познавательно-игровая программа:
«В дружбе – сила!»
конкурс: «Настоящий друг»
командные соревнования: «Один за всех и все за одного» воспитатели
12. 16.06. День космоса.
конкурсная программа: «К космическим далям»
презентация «Покорители космоса»
конкурс рисунков о космосе воспитатели
13. 17.06. День читателя
беседа о правилах поведения в библиотеке
экскурсия в библиотеку
путешествие по сказкам А.С.Пушкинаконкурс рисунков по сказкам А.С. Пушкина
краски лета (рисунки дома) воспитатели,
библиотекарь
14. 20.06. День добрых дел
«Мои домашние любимцы» - презентация
«Спешите делать добро» - презентация воспитатели
15. 21.06. Школьный музей
правила поведения в музее;
просмотр документальных фильмов
о войне;
конкурс рисунков о войне (детская библиотека) воспитатели,
руководитель школьного музея
16. 22.06. Поклонимся великим тем годам…
началу Великой Отечественной войне посвящается…
городское мероприятие «Миссия выполнима» воспитатели,
начальник лагеря
17. 23.06. День кино
просмотр фильма в школьном музее
«Отряд Трубачёва сражается» воспитатели
18. 24.06. Мой второй дом
«Дом, в котором мы учимся» - экскурсия по школьным холлам
Мы рисуем свою школу. воспитатели
19. 27.06. Малые олимпийские игры – спортивная программа воспитатели
20. 28.06. Люби и знай свой город, край
викторина «Знаешь ли ты свой город и край?
-экскурсия по городу воспитатели
21. 29.06. Музыка и спорт
экскурсия в конноспортивную школу
спортивные игры под музыку воспитатели
22. 30.06. День закрытия смены
« Споёмте, друзья!» – концертная программа. воспитатели,
начальник лагеря



Система контроля по реализации программы
№ п/п Мероприятие Срок проведения Ответственные
1 Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. Апрель начальник лагеря, классные рук.
2 Опрос детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день смены Воспитатели
3 Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. В течение смены Начальник лагеря, отрядные воспитатели
4 Опрос детей и родителей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день смены Воспитатели
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
РАСПОРЯДОК ДНЯ
8.30- СБОР ДЕТЕЙ
8.30 — 8.45. ЗАРЯДКА
8.45 – 9.00. УТРЕННЯЯ ЛИНЕЙКА
9.00 - 9.30 ЗАВТРАК
9.30 – 11.00 РАБОТА ПО ПЛАНУ ОТРЯДОВ, ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД.
11.00 - 12.00 РАБОТА ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
12.00 – 13.00 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
13.00 - 13.30 ОБЕД
13.30-14.30 СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
14.30 УХОД ДОМОЙ
Список используемой литературы
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Приложение
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Твои первые впечатления от лагеря?
2.Что ты ждешь от лагеря?
3.Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
4.В каких делах ты хочешь участвовать?
5.Что тебе нравиться делать?
6.Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
7.Кто твои друзья в лагере?
8.Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что _______________________________
Я не хочу, чтобы ____________________________________________
Я хочу, чтобы _______________________________________________
Я боюсь, что ________________________________________________

АНКЕТА (в конце смены)
1.Что ты ожидал (а) от лагеря?
2.Что тебе понравилось в лагере?
3.Что тебе не понравилось?
4.С кем из ребят ты подружился?
5.Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
6.Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
7.Было ли скучно в лагере?
8.Было ли тебе страшно?
9.Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
10.Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
11.Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
12.Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
13.Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
14.Самое важное событие в лагере? Было или оно?
15.Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
16.Закончи предложения: Я рад, что___________________________
17.Мне жаль, что ___________________________________________
18.Я надеюсь, что ___________________________________________

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
1.Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2.Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
3.Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
4.Несколько слов о нашем отряде …
5.Мои впечатления о лагере.
6.Если бы я был вожатым, то бы я …
7.Хочу пожелать нашему лагерю «________» …
8.Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?