Интегрированный урок по литературе и музыке Как служил солдат (творчество К. Симонова и песни военных лет)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чегандинская средняя общеобразовательная школа»
Каракулинского района Удмуртской Республики
-342900142240
Конспект интегрированного урока
Литература и музыка
8 класс
Тема: «Как служил солдат службу ратную…»
(Поэзия К.Симоноваи музыка военных лет)
Разработали:
Перечнева Ирина Афанасьевна,
учитель русского языка и литературы;
Ведерникова Валентина Ивановна,
учитель музыки.
Чеганда
2015 год
Цели урока:
обучающая – познакомить старшеклассников с историей создания художественных и музыкальных произведений о Великой Отечественной войне;
развивающая – развивать у обучающихся интерес к творчеству К.М.Симонова, композиторов и авторов песен военных лет;воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения и благодарности к людям старшего поколения.
Задачи:
приобщение к литературно-музыкальному творчеству;
формирование нравственно-гражданской позиции;
расширение знаний об истории Отечества;
развитие кругозора, активности.
Оборудование:
информационный стенд «Никто не забыт, ничто не забыто…»;
ИКТ;
мультимедийные презентации «Первые дни Великой Отечественной войны»,
«Жизнь и творчество К.М.Симонова», «Журавли»;
музыкальные композиции «Музыка войны» на аудио СD;
выставка творческих работ «70-летию Победы посвящается…»;
выставка художественной литературы «К штыку приравняли перо»;
материалы к познавательной викторине «Строки и звуки».
Тип: комбинированный.
Форма: литературно-музыкальная гостиная.
«Как служил солдат службу ратную»
(поэзия К.Симонова и музыка военных лет)
Учитель литературы:
-- Ребята, сегодняшний урок «Как служил солдат службу ратную» мы проводим в форме литературно-музыкальной гостиной, и говорить мы будем о стихах и песнях военных лет. Уходящий год богат на юбилеи: прежде всего это 70 - летие Победы, это Год литературы, это 100 – летие со дня рождения Константина Михайловича Симонова. Этим датам мы посвятим наш урок.
Цель урока: познакомиться с военной поэзией Константина Симонова и вспомнить музыку и песни, которые помогали в борьбе с фашистами.
Звучит «Священная война».
Презентация «Первые дни Великой Отечественной войны».
Учитель музыки: комментарий Ведерниковой В.И.
2 . Чтение стихотворения «Родина» (1941г.) Черняева Ирина.
-- Какие чувства испытываешь, когда слушаешь это стихотворение?
Гордость за Родину – «непобедима», восхищение стойкостью, мужеством солдат – «…но эти три березы при жизни никому нельзя отдать»
-- В чем идея этого стихотворения? Какие слова самые главные?
Слова последнего катрена – Родину нужно защищать любой ценой
Учитель литературы:
Давайте познакомимся с биографией К.М.Симонова. Устюжанина Анна.
Презентация «Жизнь и творчество К.М.Симонова».
( «О любви к Родине Симонов пишет в одном из лучших своих стихотворений военного времени «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»)
Чтение стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941г.)
Сибирякова Дарья и Сидорова Ксения.
Учитель литературы:
Хотя Симонов был военным корреспондентом, сам, как и все, участвовал в боях с немцами. В июле 1941 года он выбирался из окружения на территории Белоруссии, в крымских боях ходил в атаку. Сталинград, Одесса, Курская дуга, Югославия – вот неполный перечень его фронтовых маршрутов, и не только в качестве корреспондента. Поэтому за каждой строкой его стихов – личный опыт войны, реальная картина судьбы страны и судьбы каждого человека. Это стихотворение Симонов посвятил другу, известному поэту Алексею Суркову, автору знаменитой «Землянки» («Бьется в тесной печурке огонь»). Их связывала не только творческая, но и фронтовая дружба.
--Поэт пишет о том, что тревожило его в настоящем, но нам кажется, что мысленно он обращается историческому прошлому Родины. Какие слова поэта уносят нас в далекое прошлое, к истокам героизма русского народа?
Родину называет Русью, мы вспоминаем былинных богатырей – защитников Родины. Поэт использует диалектные слова «околица», «кринки», «тракт», «пажити», которые тоже уносят нас из сороковых годов в более раннее время.
-- Почему поэт говорит не о защитниках Родины, а о женщинах и стариках?
Они беззащитные, слабые, это самые родные люди для каждого солдата, и поэтому строки этого стихотворения касаются каждого и звучат пронзительно, напоминают о тех, кого нужно защищать.
Учитель музыки: под аккомпанемент гитары
песня «Ах, война, что ты сделала, подлая…» исполняют учащиеся 8 класса.
Учитель литературы:
Тысячи мальчиков, юных, но быстро повзрослевших стали защитниками Родины. Об одном из них рассказал в своей балладе «Сын артиллериста» Константин Симонов.
Чтение наизусть баллады «Был у майора Деева…» до «…У майора была»,
Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над Родиною война.
А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров. Перечнева И.А.
Инсценировка. Деев – Лебедев Альберт,
Ленька – Коротков Ростислав,
Автор – Санникова Валентина
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой до
-- Понял меня? – Все понял.
Разрешите идти? – Иди!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым до
Такая уж поговорка
У майора была.
-- Какие слова, составляющие идею баллады, несколько изменяясь, звучат в конце баллады?
Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла! –
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была.
--Ребята, а как вы понимаете эти слова?
Надо быть стойкими, мужественными, переносить все трудности, испытания. Именно таким был Ленька, который достоин восхищения и уважения. Он настоящий герой.
Учитель музыки: Лирические песни на войне.
Звучит запись «Жди меня». Стихотворение написано в 1941году.
Учитель литературы:
«Жди меня» - это послание любимой женщине, актрисе Валентине Серовой. Сначала Симонов не хотел печатать это стихотворение, настолько глубоко личными были чувства, описанные в нем. Но поэта убедили, и он отдал стихи в газету. В начале 1942 года они были напечатаны в «Правде». Газета доходила не просто до фронта, но и до самих окопов. Поэт Алексей Сурков вспоминал: «Редко можно было встретить человека, которому не попался бы в руки номер газеты «Правда», где было напечатано стихотворение «Жди меня». Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. Появились десятки стихотворных ответов на него». Слова «Жди меня» даже чертили на броне танков!
А в санитарных поездах, в прифронтовых госпиталях строки эти, идущие от самого сердца, исполненные дрожащими голосами сестричек, были порой спасительнее лекарств. Валентина Васильевна Серова ждала поэта, и об этой любви двух известнейших в стране людей узнали из посвящения актрисе, которая стала кинозвездой еще до войны. Это стихотворение и сегодня продолжает жить и волновать многих, кто оказался оторванным друг от друга: это жены и их мужья - моряки, военные, солдаты срочной службы и просто любящие сердца. Стихотворение стало гимном любви и верности.

Учитель литературы:
Наш урок называется «Как служил солдат службу ратную», это первые строчки стихотворения «Старая солдатская», написанного Симоновым в 1943 году. Оно стилизовано под народную песню, и многие не знают, что автором слов был Константин Симонов.
Звучит песня «Старая солдатская». Исполняет Ведерникова В.И.
Учитель музыки:
Давайте вспомним наших односельчан и своих дедушек и прадедушек – защитников Родины (в презентации «выплывают» портреты чегандинцев и родственников восьмиклассников) – все встают.
Исполнение учащимися 8 класса песни «Журавли» на стихи поэта-фронтовика Р.Гамзатова на фоне презентации «Журавли».