Рабочая программа кружка Волшебный мир книг


I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2016- 2017 учебном году;
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина  России; 
Планируемых результатов начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Школа 2100»;
Авторской программы «Волшебный мир книг». Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013г
Положения ……………..о рабочей программе педагогических работников, реализующих ФГОС.
Образовательной программы…………;
Учебного плана ………...
Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы нами создана программа литературного курса для учащихся 1,3 классов «Книга-лучший друг» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи: 
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
II. Общая характеристика курса
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ведущие принципы данной программы : Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с авторской программой и учебным планом МКОУ «Лебединская СОШ» на 2016 – 2017 уч. г на изучение учебного курса «Волшебный мир книг» отводится 1 час в неделю, общий объём 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Одним из результатов обучения литературного курса является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным отношения к семье, идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку ,культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В ходе освоения содержания литературного чтения необходимо обеспечить условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- полноценное восприятие художественной литературы;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приемов поиска нужной информации;
- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группах и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения;
- элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочниками;
-осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о
произведении, устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать стихотворные произведения, выступать передзнакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
VI. Содержание учебного курса
      
Книга, здравствуй (6 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописнойкниги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (4 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (8 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (элек-тронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
-Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (8 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора -
. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (8 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Герои сказок. Викторина.
VII Тематическое планирование
№ п/п Тема раздела Кол-во часов Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
1 Книга, здравствуй! 6 Знать приемы ориентирования в книге.
Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую книгу. Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в учебнике и в тетради.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
2 Книгочей — любитель чтения.
4 Знать произведения детских поэтов,  
 Уметь отличать сатирические произведения от юмористических. отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.
Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам. Исследовать собственные нестандартные способы решения
Корректировать деятельность Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
3 Книги о твоих ровесниках .8 Уметь  анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. Обеспечивать освоение идейно-нравственного содержания: выполнение заданий в тетрадиОценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
4 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.
8 Знать предназначение пословиц и поговорок.Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. Творческие мини-проекты «Моя первая книжка-малышка» (изготовление книжки с пословицами, поговорками и загадками определенной темы). Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
5 Писатели-сказочники. 8 Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
VIII Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется следующий УМК:
. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 168 с. (Общеинтеллектуальное направление «В мире книг» Л.А. Ефросинина).
Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004.
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2.Принтер
3. Учебно-практическое оборудование:
1. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.