Авторская программа внеурочной деятельности «Кругосветка» для учащихся 5-7 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углублённым изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО
заседание ШМО учителей общественных дисциплин
Протокол от ___________№__________
УТВЕРЖДЕНО
Приказ МОУ СОШУИП №3
от____________2015г №_________ о\дСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.А. Филатова
«_____» _______________________ 2015г Авторская программа внеурочной деятельности «Кругосветка»
для учащихся 5-7 классов
Составитель программы Заварзина Н.Н.
г. Лабытнанги
2015
Пояснительная записка
Направленность программы: научно – познавательная.
Направление внеурочной деятельности: научно – познавательное.
Вид внеурочной деятельности: познавательно-игровой, проблемно-ценностное общение.
Актуальность программы. Сущность и основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.
Предметная олимпиада является такой формой организации учебно-воспитательной деятельности школьников, которая в существенной степени способствует формированию и развитию всесторонней личности. Олимпиады по географии – это не только массовый вид соревнований учащихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем учащимся.
Программа вводит ребенка в мир науки «География», дает возможность проверить себя, в свои способности, предусматривает углубление знаний и расширение кругозора, развитие нестандартного мышления. Новизна программы заключается в отборе содержания и использовании на занятиях разнообразных видов заданий, в том числе обучение учащихся самостоятельному конструированию проблемных задач.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её реализации с применением ведущих технологий освоения ФГОС ООО: проблемное изложение, «критическое мышление», «коммуникативно-диалоговых» технологий, технологии конструирования изобретательских задач.
Цель программы внеурочной деятельности «Кругосветка» для учащихся 5,6,7 классов - повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.
Задачи программы:
обучающие:
формировать и развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формировать диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе земли, повышать их научные знания;
вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные географические описания и характеристики.
развивающие:
способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов;
формировать образное и пространственное мышление и умение выражать свои мысли и идеи;
развивать способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и варианты решений;
развивать умения учащихся самостоятельно конструировать проблемные задачи.
воспитательные:
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традициям малочисленных народов ЯНАО;
навыки работы в группе;
культуру общения;
воспитывать внимание, целеустремлённость, доброжелательность друг к другу; самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
воспитывать навыки самообразования.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы внеурочной деятельности расширяет и углубляет программу школьного курса географии.
В программу включены следующие разделы:
Развитие географических знаний о Земле
Земля как планета Солнечной системы
Географическая карта – модель земной поверхности
Оболочки Земли
Материки и океаны
По родной стране
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент программыа, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;  учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Повторение, изучение, обобщение теоретического материала составляет не основу курса, а является вступительным, начальным этапом каждого занятия. Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов, таблиц, схем, кратких и четких определений.
Основная часть времени отводится по разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям (насколько этот термин вообще применим к олимпиадным заданиям), знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы.
Теоретическая информация предлагается учащимися на занятии как продукт самостоятельной деятельности в разных формах: в виде докладов, коротких сообщений, презентаций, конструирования изобретательских задач или в игровой форме. Занятия проводится в форме игры с обязательным использованием атласов и настенных карт.
Задания охватывают практически все темы, предусмотренные школьно программой для данных классов, выходят за её рамки и сгруппированы не только по разделам, но и по тём уровням сложности:
задания базового уровня сложности предполагают хорошие теоретические знания по предмету;
задания повышенного уровня сложности – выявляются не только глубина знаний, но и практические навыки школьников;
задания высокого уровня сложности направленные на выявление географического кругозора и логического мышления.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации
(работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы Интернет).
Реализация программы даёт возможность для интеллектуального развития и участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения:
Практические: подготовка сообщений/ рефератов;  информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; игровые формы; проблемные ситуации; участие в олимпиадах различного уровня, в том числе и в дистанционных;
Наглядные: использование схем, таблиц, карт, рисунков, моделей, образцов, ЦОР, ЭОР.
При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: викторины; игры- путешествия, мини – олимпиады и др.
Возраст детей: 11-13 лет, учащиеся 5-7 классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий:
Работа с номенклатурой (задания на знание географической карты).
Работа с географическими терминами и понятиями.
Повторение и закрепление географических правил и закономерностей.
Задания на расширение географического кругозора (занимательные геофакты и события).
Задания на знание географических открытий и путешественников.
Форма обучения: очная.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, всего 70 часов в год.
Планируемые результаты и формы их оценки
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
1) ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
2) гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными и предметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.Коммуникативные УУД: •самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формирование ИКТ- компетентности учащихся
Создание графических объектов
Ученик научится: • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
Коммуникация и социальное взаимодействие
Ученик научится: выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
Моделирование, проектирование и управление: проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;  отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом, работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Программа «Кругосветка» обеспечивает достижение воспитательных результатов в соответствии с возрастом учащихся:
Первый уровень – приобретение учащимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни на уровне взаимодействия с педагогом. Ребёнок осваивает личностные универсальные учебные действия – самопознание, самоопределение, позволяющие выработать жизненную позицию самого себя («Я – школьник»);
Второй уровень – получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе взаимодействия школьников друг с другом на уровне группы, класса, школы, то есть в защищённой ему среде. Школьник начинает осознавать свою сопричастность с своей стране, у него формируется чувство патриотизма, возникает потребность в изучении географии своего государства.
Формы оценки планируемых результатов: беседы, наблюдения, олимпиады и конкурсы различных уровней.
Форма поведения итогов реализации программы: итоговое занятие.
Показателем эффективного освоения программы является уровень общего развития ребёнка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самообразованию и самореализации, желание принимать участие в олимпиадном движении.
Учебно-тематический план
№ п/пТема Всего часов Теория Практика
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле 7 5 2
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы 3 1 2
Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности 10 1 9
Раздел 4. Оболочки Земли 20 14 6
Раздел 5. Материки и океаны 20 11 9
Раздел 6. По родной стране 5 3 2
Обобщение знаний 3 3
Резерв 2 2
Итого 70 36 34
Содержание программы внеурочной деятельности по географии «Кругосветка»
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 7 ч.
Задачи раздела. Углубить и расширить представления школьников о возникновении науки география, развитии географических знаний; развивать умения вести поисковую работу, анализировать маршруты путешественников, находить имена путешественников на географической карте, составлять и решать кроссворды, ребусы, головоломки, что позволит более доступному запоминанию и осмыслению информации.
Содержание раздела.
Географические открытия Древности и Средневековья. Великие географические открытия. Открытие Австралии и Антарктиды. Достижение Южного полюса.Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Изучение Мирового океана.
Практические работы:
Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.
Решение олимпиады «Имена на географической карте».
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы -3 ч.
Задачи раздела. Расширить знания о форме и размерах Земли. Понятие геоида. Устанавливать причинно – следственные связи осевого и орбитального вращения Земли, положение солнца в дни равноденствий и солнцестояний.
Содержание раздела. Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Движения Земли и их географические следствия.
Практические работы.
Решение заданий по установлению формы и размеров Земли.
Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли.
Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности – 10 ч.
Задачи раздела. Расширить знания о плане местности и географических картах.
Содержание раздела. Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты. Масштаб плана и карты. Азимут.
Практические работы.
Задачи на определение географических координат объектов.
Задания на определение масштаба плана и карты.
Решение заданий по плану местности.
Определение расстояний.
Решение заданий по плану местности.
Определение азимута.
Задачи на определение географических объектов по контурам.
Решение задач на определение направлений и расстояний на карте.
Высот и глубин местности.
Решение олимпиады «Географическая карта и план»
Раздел 4. Оболочки Земли – 20 ч
Задачи раздела. Углубить знания о строении Земли. Развивать умения устанавливать взаимосвязи между объектом рельефа, тектонической структурой и залежами полезных ископаемых. Рассмотреть гипотезу дрейфа материков и решать задачи на прогнозирование новейших тектонических движений. Углубить знания о закономерностях природы Мирового океана, действия силы Кориолиса, поверхностных течениях океана. Развивать умения определять причинно – следственные связи в географической оболочке.
Содержание раздела. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера.
Природные процессы и явления в литосфере: движение литосферных плит, явления, происходящие на границах литосферных плит, сейсмические пояса, землетрясения, вулканическая деятельность. Природные процессы и явления в атмосфере: изменение температуры и осадков, циклоны, антициклоны, атмосферные фронты, ветер. Природные процессы и явления в гидросфере: изменение уровня воды в реке, режим реки, ветровые волны, цунами. Правила и закономерности физической географии - живая природа (биосфера). Географическая оболочка и её закономерности.
Практические работы
Решение олимпиады «Литосфера Земли».
Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте. Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте.
Решение задач по анализу климатограмм.
Решение задач по определению влажности воздуха. Решение олимпиады «Атмосфера Земли».
Решение олимпиады «Гидросфера. Земли».
Решение олимпиады «Организмы на Земле».
Раздел 5. Материки и океаны - 20 ч
Задачи раздела. Расширить знания о природе материков, океанов. Развивать умение устанавливать закономерности развития тех или иных территорий Земли. Находить взаимосвязи развития природы и человеческого общества. Применять комплексные карты для характеристики объектов, устанавливать взаимосвязи, делать логические выводы.
Содержание раздела. Природа материков и особенности хозяйственного развития регионов и стран. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках. Достопримечательности стран мира. Особенности природы океанов Земли.
Практические работы:
Решение задач по страноведению Африки.
Решение задач по страноведению Южной Америки.
Решение задач по страноведению Австралии.
Выполнение олимпиады «Южные материки».
Решение задач по страноведению Северной Америки.
Решение задач по страноведению Евразии.
Решение задач по страноведению Евразии.
Выполнение олимпиады «Северные материки».
Выполнение олимпиады «Мировой океан».
Раздел 6. По родной стране –5 ч
Задачи раздела. Расширить представления о просторах России, территории отдельных районов. Углубить знания о географических закономерностях развития территорий, своего округа.
Содержание раздела. Природные и культурно-исторические достопримечательности России и ЯНАО.
Практические работы:
Решение олимпиады « Моя Россия».
Решение задач по географии ЯНАО.
Обобщение знаний – 3 ч
Решение олимпиады «В мире географии» - 2ч.
Подведение итогов изучения курса «Кругосветка».
Резерв – 2 часа
Методическое обеспечение программы
№ п\пТема Форма занятия Методы проведения Дидактические материалы, ТСО Формы подведения итогов
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 7ч.
Географические открытия Древности и Средневековья. Учебная игра Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Опрос
Великие географические открытия. Викторина Анализ результатов выполнения викторины
Открытие Австралии и Антарктиды. Учебная игра Анализ результатов игры
Достижение Южного полюса. Учебная игра Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Учебная игра Изучение Мирового океана. Учебная игра Проблемно-ценностное общение.
Решение олимпиады «Имена на географической карте». Олимпиада Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы - 3 ч.
Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира. Познавательная викторина Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов выполнения викторины
Движения Земли и их географические следствия. Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли. Решение задач Проблемно-ценностное общение.
Решение заданий по установлению формы и размеров Земли. Решение задач Анализ результатов решения задач
Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности – 10 ч.
Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты. Учебная игра Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов игры
Задачи на определение географических координат объектов. Учебная игра Анализ результатов игры
Задачи на определение географических координат объектов. Учебная игра Анализ результатов игры
Задания на определение масштаба плана и карты. Учебная игра Анализ результатов игры
Задания на определение масштаба плана и карты. Решение заданий по плану местности. Определение расстояний. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение заданий по плану местности. Определение азимута. Учебная игра Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов игры
Задачи на определение географических объектов по контурам Учебная игра Анализ результатов игры
Решение задач на определение направлений и расстояний на карте. Высот и глубин местности. Учебная игра Анализ результатов игры
Правила и закономерности физической географии – «План и карта» - обобщение знаний. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение олимпиады «Географическая карта и план» Мини –олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Раздел 4. Оболочки Земли – 20 ч.
Тема «Литосфера» - 5 ч
Литосфера. Работа с понятиями. Учебная игра Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов игры
Литосфера. Работа с номенклатурой карты. Рекорды природы. Учебная игра Анализ результатов игры
Литосфера. Работа с номенклатурой карты. Учебная игра Анализ результатов игры
Правила и закономерности физической географии – «Литосфера» - обобщение знаний. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение олимпиады «Литосфера Земли» Мини – олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Тема «Атмосфера» - 7ч
Атмосфера. Работа с понятиями. Рекорды атмосферы. Викторина Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов выполнения викторин
Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение задач по климатограммам. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение задач по определению влажности воздуха. Учебная игра Анализ результатов игры
Правила и закономерности физической географии – «Атмосфера» - обобщение знаний. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение олимпиады «Атмосфера Земли» Мини – олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Тема «Гидросфера» - 5 ч
Гидросфера. Работа с понятиями. Викторина Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов выполнения викторин
Гидросфера. Работа с номенклатурой карты. Рекорды природы. Учебная игра Анализ результатов игры
Гидросфера. Работа с номенклатурой карты. Учебная игра Анализ результатов игры
Правила и закономерности физической географии – «Гидросфера» - обобщение знаний. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение олимпиады «Гидросфера. Земли» Мини – олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Тема «Биосфера и географическая оболочка» - 3ч
Правила и закономерности физической географии - живая природа. Викторина Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов выполнения викторин
Правила и закономерности физической географии - живая природа. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Решение олимпиады «Организмы на Земле». Мини – олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Раздел 5. Материки и океаны – 20 ч
Природные особенности и рекорды Африки. Викторина Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов выполнения викторин
Решение задач по страноведению Африки. Учебная игра Анализ результатов игры
Природные особенности и рекорды Южной Америки. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Решение задач по страноведению Южной Америки Учебная игра Анализ результатов игры
Природные особенности и рекорды Австралии. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Решение задач по страноведению Австралии. Учебная игра Анализ результатов игры
Природные особенности и рекорды Антарктиды. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Выполнение олимпиады «Южные материки». Мини – олимпиада Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.
Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Природные особенности и рекорды Северной Америки. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Решение задач по страноведению Северной Америки. Учебная игра Анализ результатов игры
Природные особенности и рекорды Евразии .Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Природные особенности и рекорды Евразии .Учебная игра Анализ результатов игры
Решение задач по страноведению Евразии. Учебная игра Анализ результатов игры
Решение задач по страноведению Евразии. Учебная игра Анализ результатов игры
Выполнение олимпиады «Северные материки». Мини – олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Природные особенности и рекорды Тихого океана. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Природные особенности и рекорды Атлантического океана. Викторина Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов выполнения викторин
Природные особенности и рекорды Индийского океана Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Природные особенности и рекорды Северного ледовитого океана. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Выполнение олимпиады «Мировой океан». Мини – олимпиада Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Раздел 6. По родной стране – 5 ч
Природные достопримечательности России. Учебная игра Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов игры
Культурно – исторические достопримечательности России. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Решение олимпиады « Моя Россия» Учебная игра Анализ результатов игры
Чудеса Ямала. Викторина Анализ результатов выполнения викторин
Решение задач по географии ЯНАО. Учебная игра Анализ результатов игры
Обобщение знаний – 3 ч
Решение олимпиады «В мире географии» Мини – олимпиада Словесные: рассказ, беседа.
Практические: решение задач, конструирование задач
Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы. Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы. Анализ результатов решения олимпиады по теме.
Решение олимпиады «В мире географии» Мини – олимпиада Подведение итогов изучения курса «Кругосветка». Учебная игра Анализ результатов игры
Материально-техническое обеспечение программы
компьютер;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска;
телевизор;
DVD проигрыватель;
принтер-сканер.
Дидактический материал: географическое лото, карточки-задания; игра «Занимательная география», сборник заданий для подготовки к олимпиадам
« Отправляемся в кругосветку!» (авторская разработка)
Литература для педагога
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.
Горбатова О.Н. география. 6-11 классы: технология решения творческих задач - Волгоград: Учитель, 2011.
Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994.
Макарцева Л.В.,. Кусков А.С. «Внеклассная работа по экономической и социальной географии России». ОАО
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы . – М.: Айрис-пресс, 2007.
Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006. «Лицей», 2001.
Снигирёв В.А. игры на уроках географии: метод. пособие. – М: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2015.
Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения.- М.: ВЛАДОС, 2000.
Хуторской А.В. Эвристические олимпиады и проекты.- М.: ВЛАДОС, 2000.
Литература для детей и родителей
Андруз Дж., Найтон К. 100 научных экспериментов .:М, Изд.: «Росмэн», 2007 г.
Безруков А. Пивоварова Г. «Занимательная география» АСТ Пресс. М. 2001.
Глушкова В.Г., Симагин Ю.А.. «Тесты и задания по экономической и социальной географии мира». Владос. М. 2000.
Завьялов А.И.. География в кроссвордах, ребусах, чайнвордах. Минск, 1990.
Книга эрудита. – М.: МАХАОН, 2000г.
Сборник олимпиадных задач по географии. М.П. 1999. Коллектив авторов.
Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006.
Пивоварова Г.П. «По страницам занимательной географии». М. П. 1990. Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999г.
Энциклопедия окружающего мира. – М.: МАХАОН, 2000г.
Интернет - ресурсы
Всероссийская олимпиада школьников http://www.rosolymp.ru/Все олимпиады для школьников на одном сайте https://olimpiada.ru/activitiesЕдиная коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/Карты Google http://maps.google.ru/?Hl=ruGoogle планета Земля http://earth.google.com/Блог географиня http://www.geografinya.blogspot.comРесурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/Представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
Газета «География» http://geo. 1 september.ru/Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htmГеографическое общество России http://rgo.org.ru/'Клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/Журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. Ru/
Журнал «National geographic» http://wwvv. National -geographiс. Ru/ngm/ngs/
Великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtmlСредства мультимедиа
Электронное приложение к учебнику. География. 5-7 класс. Дрофа. 2015 г.
Интерактивные карты.6-11 класс. Дрофа 2015г.