Игра — путешествие Экологическая кругосветка

путешествие «Экологическая кругосветка».
В течение ряда лет школа работает над систематизацией непрерывного экологического образования. Апробировав различные формы работы мы пришли к выводу, что одними из наиболее результативных видов деятельности в экологическом образовании могут быть игра путешествие «Экологическая кругосветка», «Экологический марафон». Их можно проводить в школе, на пришкольном участке, в парке, в лесу. Принципиально важным моментом является то, что подготовку и проведение игр осуществляют старшеклассники под руководством учителей с помощью родителей.

Подготовка
Объявление об игре-путешествии
Ведущий: - Ребята скоро мы отправимся с вами в путешествие. А кто такие путешественники? Какими должны быть путешественники?
(Акцентировать внимание детей на таких качествах личности как любознательность выносливость эмпатия (сопереживание).
Раньше путешественники открывали новые земли, изучали там природу и жизнь людей (примеры: Никитин А.-землепроходец, Миклухо-Маклай Н.Н.) А что же делают путешественники сейчас?
И сейчас изучают природу, познают возможности человека и рассказывают всем как прекрасна Земля и что надо ее беречь. Рассказ о Федоре Конюхове.
Конюхов Ф. удивительный человек. Каждый год (с 1977 г.) он отправляется в далекие путешествия на самые высокие вершины, к ледяным полюсам, и даже обогнул на яхте Земной шар (выдержки из дневников).
16 июля 1998года.
12.30.
Океан клокочет, как будто вода в котле кипит. Течение одно встретилось с другим. Паруса не работают, ветер упал до 7 узлов. Вокруг по горизонту темные тучи как туман, а над головой просветлело и светит тусклое солнце.
22 августа 1998 года.
Я посмотрел на Океан. Он такой большой, таинственный и навевает одиночество, вернее, подчеркивает очень остро твое одиночество. Что я испытал в жизни и чего только не было в мои 47 лет. Я испытал холод, ужасный холод на Северном и Южном полюсах. Я испытал нехватку кислорода. А это страшно, когда ты хватаешь воздух всей грудью, а его нет. Грудь расширяется, а там нет воздуха. А это было у меня на Эвересте.
Я испытал тошнотворную высоту, от которой голова кружится и начинает тошнить. Это в моих восхождениях на высочайшие вершины континентов. Я испытал голод на пути к Северному полюсу в 1989 году, когда парни умирали с голода, когда я ел снег и вмерзшие водоросли отковыривал лыжной палкой со льда. Это было страшно.
Я испытал одиночество, когда семь месяцев на яхте «Караана» шел вокруг света. Я был тогда такой одинокий, что мне показалось, как мир приостановился или, вернее, вернулся в эпоху потопа.
Выставка рисунков Ф. Конюхова
«Прежде чем рисовать дерево, почувствуйте, как оно растет» В любом путешествии вас ждут тайны и приключения и опасности. Поэтому команда должна быть дружной и к путешествию надо готовиться.

Игры.
Игры на готовность к коллективному взаимодействию. Выявление лидеров.
построиться по алфавиту полных имен (анализ, коррекция, повтор молча);
разбивка на команды. На 1-й, 2-й, 3-й рассчитаться или собрать разрезанную картинку (пейзаж, лес, море, горы). Надо взять столько иллюстраций, сколько команд, разрезать на столько частей сколько человек в команде. Или провести социометрический тест для формирования групп, выявления лидеров, отверженных, изолированных (методика Дж. Морено);
составить рассказ по картинке, придумать вопросы;
игры с веревками;
емкость экосистемы (условие задается в соответствие с возрастом).
1. Веревка кладется на землю в виде большого круга или несколько веревок и несколько кругов. Участники представляют себя животными, обитающими в лесу, в реке или на лугу. «Животные» встают внутрь круга. После этого называется какая-нибудь причина, вызывающая сокращение места обитания (лесной пожар, строительство городских кварталов, вырубка лесов, выпас скота). Круг уменьшается с каждым разом после названия причин или убираются маленькие круги. По мере того как уменьшаться жизненное пространство «животные» начнут бороться за место в нем. Ведь для того, чтобы выжить, они должны остаться в центре круга. Некоторые будут падать за пределы круга, другие будут выталкивать.
Обсуждение:
что произойдет с животными при сокращении среды обитания;
какие ситуации возникали во время игры.

Из связанной веревки построить круг, квадрат, треугольник.
Игры на взаимодействие в группе, сотрудничество, дружелюбие.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения.
Например:
А) Паутина. Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим «Паутина» - прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.
Б) Передай маску. Цели: Перед Вами прекрасная игра, заимствованная из традиций театра импровизаций. Она взбадривает детей, делает их более внимательными и помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в класс, и тем самым освободить голову для работы. Дети очень любят эту игру, позволяющую им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Они много смеются, и проведя эту игру, Вы наверняка почувствуете в классе атмосферу любопытства и жажду действия. Чтобы эта высвобожденная энергия не ушла впустую, важно по окончании игры организовать деятельность, требующую от детей высокой активности.
В) Только вместе. Цели: В ходе игры дети получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга. Очень хорошо, если у детей есть возможность поиграть в эту игру с разными партнерами.
Игры на внимание и знание названий растений и животных.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, муравьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, воробьи, пчелы, снегири.
(Дети должны хлопнуть в ладоши, когда ошибка)
Рыбы, птицы, звери (показать руками - поплыли, полетели пошли). Затем названия рыб,
птиц, животных.
Дерево (руки вверх), кустарник (руки в стороны), травянистое растение (присесть).
Рассказ про банан, бамбук - высокие травы
2.Правила и нормы поведения в природе
Обсуждение в группах. Если я сорвал цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветок,
То останутся пусты
И деревья, и кусты
И не будет красоты.
Пословицы: один человек оставил в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустоту. Проблемные ситуации. Мусор в саду, парке, в лесу. Должны ли мы собирать чужой мусор?
Сценка «Жалобная книга природы» Буданцева Л.С., Стрельникова Т.Д. Липецк 1997
(См. приложение 1.)
Лото «Напоминающие знаки»
Л.П. Молодова Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар» 1996 .См. приложение 2.
Обсуждение Что означает знак?
Д.З. Придумать с родителями свои напоминающие знаки.
Викторины, загадки, ребусы, кроссворды.
Конкурс знатоков.
Д.З. подготовить короткие рассказы, стихи, загадки о растениях, грибах, животных, которые встретятся на маршруте.
Игры цепи питания. Построится в одну линию (земляника, улитка, лягушка, дерево, уж, короед, дятел, пшеница, мышь, сова, картофель, колорадский жук, жаба).

З. Учимся наблюдать, сравнивать, задавать вопросы
Игра. Что изменилось?
Наблюдение на пришкольном участке зависимости разнообразия растительности от освещенности, структуры и состава почвы, количества дождевых червей.
- Работа на участке Экопроект «Лумбрикус». Эксперимент. Значение плодородия почвы для жизни растений: 3 горшка, 2 вида почвы с пришкольного участка, в третий горшок насыпать почвы с сопропелью или торфом, посадить традесканцию; взять почву вблизи шоссе и с пришкольного участка, посадить кресс-салат.
4. План и карта.
Зашифрованное письмо.
Рассказ с условными знаками.
Игра: что у нас на севере, что у нас на юге.
5. ОБЖ
- Ролевая игра «Как переходить улицу всем классом?»
У природы нет плохой погоды.
Одежда - не кутаться, но теплая непромокаемая накидка, но не зонтик.
Обувь - резиновые сапоги, если был или идет дождь.
Шерстяные носки сохраняют тепло даже мокрыми. Почему? Из чего сделаны? Как животные спасаются от холода и жары?
Чтобы отправиться в дальнее путешествие надо быть здоровым. Обсудите в команде, что значит быть здоровым?
- Найдите слова которые описывают здорового человека:
А) сутулый, сильный, высокий.
Б) бледный, сильный, низкий
В) стройный, сильный, ловкий.

Как будет себя чувствовать человек, если он допоздна смотрел телевизор, а утром ему надо рано вставать и отправляться на маршрут. Беседа о вреде телевизора.
«Помни твердо, что режим людям всем необходим»:
- подъем, умывание, зарядка, одеваться, застелить постель, завтрак, школа, обед прогулка, уроки, ужин, свободное время, сон.
Скажите, только честно, кто из вас, что-нибудь пропускает из этого списка.
Беседа о необходимости зарядки.
Д.З. Придумайте с родителями рекламу, чтобы все люди делали зарядку и закалялись.
Еще путешественник должен быть выносливым. Что это значит и как этого достичь.
Конкурс «Сильный, ловкий, умелый» на уроке физкультуры.
- Народная мудрость гласит. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Здоровье - всему голова. Смолоду закалишься, на весь век сгодишься. Смелого и отважного болезнь не догонит. Чистота - залог здоровья. Почему режим людям всем необходим. Обсудите в командах как вы это понимаете.
Запомните, что все надо делать в одно и то же время (есть, гулять, вставать). Если вы будете каждый день ложится спать в разное время и в разное время вставать, то вы нарушите ритмы организма. А значит, вы будете себя плохо чувствовать, быстро уставать, на уроках вы не будете понимать то, что вам объясняют. Чтобы быть всегда здоровыми, веселыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и то же время. Так же чтобы быть здоровыми, надо есть в одно и то же время. Представьте, у нас внутри живет маленький человечек - желудок. Если вы его будите кормить в разное время, то он будет капризничать и болеть. Но больно будет не только ему, но и вам. Поэтому его нужно приучать к приему пищи в одно и то же время, тогда вы с ним подружитесь.

Проведение игры-путешествия.
Старт у главного входа в ботанический сад. Висят карта Москвы и схема Ботанического сада.
Где мы находимся?
Краткая справка. Это одно из самых удивительных мест в Москве. В 1945 году, когда еще не закончилась война, академик Николай Васильевич Цицин создает Главный ботанический сад Академии наук. Прежде всего удалось сохранить старинную Останкинскую дубраву. На этом самом месте далекие предки этих самых дубов, многим из которых, теперь за двести лет, усеивали своими желудями землю, когда Москвы и в помине не было.
Гляжу ль на дуб уединенный
И мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный
Как пережил он век отцов
А. С. Пушкин
И теперь наша столица превратилась в большой город , сохранивший в своих владениях девственный лес. Со всего мира привозят сюда уникальные растения, прежде всего чтобы сохранить их. Ведь среди множества растений встречаются те, которые нуждаются в особой заботе и охране. Среди них, к примеру, безвременник осенний, валерьяна, калина съедобная, кирказон маньчжурский, рододендрон Шлиппенбаха, рябчик. Все эти растения занесены в Красную книгу (показать Красную книгу России). Что же такое Красная книга, когда впервые была написана и почему она так называется?
Ученые заметили, что многие виды растений и животных никогда уже не появятся на планете - они вымерли. А многие растения находятся под угрозой исчезновения. Более 50 лет тому назад был создан Союз охраны природы. Сначала составили всемирный перечень редких растений и животных. И в 1966 году была создана книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это была книга большого формата, в красном переплете, с разноцветными страницами. Красный цвет означал, что виду грозит неизбежная гибель, если не принять меры по спасению. Белый цвет бумаги указывал на то, что сокращена численность вида. Зеленый цвет - это спасенные виды, которые раньше находились на красных и белых листах..
А давайте, попробуйте создать свою красную книгу и зарисуйте растения, о которых сегодня узнали.
Итак, начинаем наше путешествие.
- Покажите на плане ботанического сада, где мы находимся.
А сейчас мы пойдем к ....
Игра «Разбежавшиеся буквы».
(Из букв У П Д Р. Кто первый соберет название (ПРУД), тот первый отправится в путь).
КП №1..У пруда.
Ива, береза, дуб, тополь.
Я лопухи любила и крапиву
Но больше всех серебряную иву
Анна Ахматова
Но ива длинными листами
Упав на лоно ясных вод
Дружней с мучительными снами
И дольше в памяти живет
- А знаете ли вы, что верба тоже ива? Кто помнит какого цвета кора у вербы? Она называется ива остролистная или верба красная.

Игра «Четвертый лишний». «У воды растут, в воде живут».
Кто живёт около воды? Воробей, ласточка, утка, ворона.
А кто не живет в воде? Рыба, утка, водомерка, белка.
Какое растение живет под водой? Кубышка, ряска, рогоз, водоросль.
- Как вы думаете, пруд всегда был таким? Посмотрите внимательно на берега. Пруд обмелел. Откуда это видно? Найдите родник.
В глуши лесной, в глуши зеленой
Всегда тенистой и сырой
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный
Кипит, играет и спешит
Крутясь хрустальными клубами
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным блестит. И.А. Бунин
- Наверное наш родник тоже когда то был таким. Пруд обмелел потому, что родник стал тоньше, а это произошло при строительстве метро. Между станциями метро «Владыкино» и «Петровско-Разумовское» находился плывун - песок насыщенный водой, его пришлось заморозить, чтобы сделать тоннель. А именно это плывун питал наш родник.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана - кап, кап, кап...
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря...
А то пройдет немного лет
И нет водицы нет нет нет...
А о чистоте воды в нашем пруду мы можем узнать по животным обитающем в нём. Все организмы, обитающие в водоеме, можно поделить на три группы.
К первой группе относятся организмы, которые погибают в грязной воде. А их преобладание - признак очень чистой воды. Организмами - индикаторами чистой воды - являются, например: двустворчатые моллюски, личинки поденок, личинки вискокрылок, личинки ручейников, нимфы поденок.
Вторая группа включает в себя организмы, которые могут существовать в воде различной степени загрязненности. Это бокоплавы, моллюски катушки и лужанки, личинки комара долгоножки, речные раки, личинки стрекоз.
Есть организмы, которые выживают в очень грязной воде. К таким относятся водяные ослики, моллюски-прудовики, лигохеты, личинки мошки, пиявки, личинки комара-звонца. Их преобладание говорит о сильно загрязненной воде. (Более подробно см. Вестник АсЭко, выпуски 3, 1995 и выпуски 1-2 1997 г.г.)
КП № 2. Валуны на берегу.
Что - это? Опишите, какие они. Как вы думаете, откуда здесь взялись такие большие, округлые камни.
Много, много тысяч лет назад было холодно. С севера медленно сползал ледник и тащил с собой камни большие и маленькие. Их так и называют ледниковые отложения. Потом ледник растаял, потекли ручьи и перекатывали камни. Вот они и стали округлой формы. А что это на поверхности валунов? Это - лишайники. Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад. Поистине эти растения сказочно живучи! Они селятся на голых камнях, на обледеневших северных склонах, на песках, обожженной солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на склонах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока. Они переносят жесткую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, живой пылью летят над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Нередко лишайники первыми поселяются в совершенно бесплодных местах, где не растут никакие другие растения. Занимая эти бесплодные участки, лишайники, как растения-пионеры, идут впереди. Используя перегной после их отмирания, могут укрепляться на этих местах и другие растения.
Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде они не могут жить без чистого воздуха. Стоит только атмосфере стать загрязненной, как лишайники гибнут. Эти исключительно выносливые растения служат лучшим показателем чистоты воздуха. Самый чистый воздух там, где растут все виды (показать другие виды) лишайников. Если кустистые лишайники отсутствуют, значит, воздух уже загрязнен. Отсутствие кустистых и листовых лишайников свидетельствует о сильном загрязнении воздуха. Если же лишайники вообще не растут, значит, воздух очень грязный. Лишайники это не просто растения, в нем объединились два живых существа - гриб и водоросль, но это видно только под микроскопом, потому что гриб и водоросль микроскопические.
- А это что? Это - мох. Это растение, но у него нет корней, оно не цветет, растет только во влажных местах.
КП №3.
- Ребята вы узнали меня? Я - Красная Шапочка. Я иду в гости к моей больной бабушке. Я очень люблю гулять в Ботаническом саду. Дышу чистым воздухом, брожу по тропинкам, слушаю пение птиц, любуюсь красотой и убранством сада. Я знаю, что в ГБС можно увидеть множество цветов и трав. Помогите мне найти лекарственные растения.
Инструктор: - Но мы не знаем названий многих лекарственных растений и об их полезных свойствах. «Я вам помогу», - говорит Айболит. Я использую эти растения для больных зверушек. И они помогут вам познакомиться с ними.
Рассказ о 2-3 растениях каждой команде.
Айболит: «Давайте проверим, как вы запомнили, что вам рассказали. Найдите изображение лекарственного растения и расскажите о нем другим командам».
Красная Шапочка: «Спасибо, Айболит и зверушки. Я теперь смогу вылечить свою бабушку. Но лекарственные растения нельзя собирать в ГБС, их можно найти в лесу или купить в аптеке. Но я знаю, что многие растения ГБС занесены в Красную книгу».
- Какие эти растения? Показать картинки: ландыши, ветреница дубравная, безвременник осенний, купальница европейская.
КП №4. Все связано со всем - первый закон экологии.
На Земле все взаимосвязано. На нашей поляне мы познакомимся с этими нитями связи. Но сначала придумайте примеры из жизни. Что с чем связано Например: если цветы в горшке не поливать, то они засохнут и т.д.
Игра «Пищевая сеть» (кто кого ест).
Каждый игрок вешает себе на шею на веревочке картинку или табличку с названиями какого-либо животного и растения. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них дается клубок с толстыми нитками или тонкой бечевкой, по команде ведущего он бросает клубок тому животному или растению, которое он ест или которое ест его. Игроки могут подсказывать друг другу, куда надо бросать клубок. Два раза направлять клубок тому же самому животному или растению запрещается. Игра продолжается до тех пор, пока есть кому передавать клубок. В результате всех перебрасываний клубка образуется запутанная сеть пищевых связей (цепей), объединяющих воедино всех животных и растений.
- Что это?
На листьях дуба встречаются небольшие шарики. Этот шарик называется галл. Внутри этого шарика находится небольшой червячок- личинка насекомого яблоковидной ореховертки. Сама ореховертка похожа на маленькую муху. Самка откладывает яйцо в ткань листа и это место на листе разрастается. Это своего рода убежище с пищей для насекомого.
Листопад необходим для жизни деревьев и кустарников по ряду причин. Сбросив листья, они в сотни раз снижают испарение. Листья испаряют огромное количество воды (взрослое дерево березы за теплые месяцы испаряет около 700 ведер воды). Испарение воды листьями в зимнее время не прекращалось бы. В то же время поступление воды в растения через корни зимой почти прекращается. Поэтому, если бы наши лиственные деревья остались бы на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы от недостатка влаги. Листопад есть приспособление растений к условиям зимы. Сбрасывая на зиму листву, деревья предохраняют себя от механических повреждений, часто зимой во время снегопадов под напором снега ломаются даже крупные ветви деревьев, Таких поломок было бы еще больше, если бы листья деревьев не опадали и снег удерживался на их поверхности.
Наконец, листопад способствует удалению минеральных солей, большое количество которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растений. Листопад возвращает почве извлеченные из нее вещества. Минеральные соли из перегнивших листьев в будущем снова пойдут для питания растений. А вообще-то все ли древесные растения сбрасывают листья? Известно, что кроме елей и сосен в лесу при иголках и листьях остаются на зиму можжевельник, вереск, багульник, брусника и клюква. Плотные, кожистые листья (в виде иголок или широких пластин), покрытые восковым налетом, испаряют мало воды и не губят растения зимой. А кустарники к тому же заметаются слоем снега, где условия обитания и вовсе особенные.
Всегда ли деревья сбрасывают листву? Оказывается нет. Такое своеобразное приспособление природы начало складываться около 60 миллионов лет назад, когда равномерно теплый и достаточно влажный климат наших мест стал постепенно сменяться сезонным, с холодной и снежной зимой. В новых условиях выживали и плодоносили лишь те деревья и кустарники, которые уходили в зиму с меньшим количеством листьев. Остальные, иссушенные своей же листвой, погибли. Листопад - результат длившегося миллионы лет естественного отбора.


От КП №4 к КП№ 5.
Карточки с описанием деревьев каждой команде. Узнай дерево по описанию.


Дуб.
С глубокой древности поклонялись люди этому дереву. Сажали его в память о великих событиях, в знак дружбы и мира между людьми. Плоды этого дерева считались божественными плодами у древних греков не только за красоту и могущество. Во все времена ценили его. Листьями этого дерева кормят шелкопряда, а он дает натуральный шелк. Вещества из коры этого дерева используют в медицине. Древесина этого дерева очень прочна и тверда. Делают из нее полы, красивую мебель и бочки.
Лиственница.
Есть у родственницы елки неколючие иголки.
Но в отличие от елки
Опадают те иголки.
О каком дереве эта загадка?
И действительно мягкие хвоинки появляются весной на нем и каждую осень опадают, как листва. Отсюда и название этого дерева Древесина плотная, твердая, хорошо сохраняется в воде, поэтому и идет на строительство судов, шпал, столбов. Живет это дерево 900 лет. Хвоя содержит витамин С.
Береза.
С древних времен не только украшало это дерево жизнь человеку, но и было незаменимо в его быту почками и грибом чага с этого дерева лечили недуги, вениками из веток этого дерева выгоняли в бане хворь. Делают из древесины этого дерева и мебель и лыжи, а в древней Руси даже писать додумались на его коре и делали из нее посуду.
Игра «Узнай свое дерево» из цикла «нежная ладонь». С завязанными глазами на ощупь узнать березу, дуб.
А сейчас мы подведем итоги. Давайте узнаем, какая команда была внимательной, лучше всего запомнили то, что было на маршруте.
Команды строятся в 3 ряда. Если команда правильно отвечает на вопрос - вся команда делает шаг вперед. Если команда не отвечает- остается на месте. Другие команды могут дать правильный ответ и сделать шаг вперед. Вопросы задаются командам по очереди.
Вопросы для 1 команды:
Где мы находимся?
Как называется выход подземных вод на поверхность?
Какие птицы живут на пруду?
Как называются большие округлые камни?
Что растет на валунах?
Какое растение используют от кашля?
Какое звено является первым в цепи питания?
Что такое береста?
С какого дерева шишка? (сосна)
Что можно унести из леса, из ГБС?


Вопросы для 2 команды:
В каком году основан ГБС?
Как называются искусственные углубления, заполненные водой?
Какое дерево растет около воды?
Из чего состоят валуны?
Какое растение не имеет корней?
Какое растение используют при болях в суставах?
Как называют тех, кто питается растениями?
Как называются шарики на дубовых листьях и что из них делали раньше?
С какого дерева шишка? (ель)
Что можно унести из леса, из ГБС?
Вопросы для 3 команды:
Кем основан ГБС?
Как называются природные углубления на поверхности, заполненные водой?
Какие растения растут в воде?
Как валуны оказались в ГБС?
Где растет мох?
Лекарственное растение, используемое для приготовления щей и салатов, а также для мытья головы?
Закончить цепь питания: дерево- короед-
У какого дерева хвоя опадает?
С какого дерева шишка? (лиственница).
Что можно унести из леса, из ГБС?


Подведение итогов в классе.
Одним из наиболее важных моментов «Игры - путешествия» является подведение итогов в классе, закрепление полученных знаний, обсуждение взаимодействия на маршруте и планирование новых путешествий.
Дети садятся по командам и начинается рефлексия в форме новой игры.
1. У каждой команды лежит упрощенная схема Ботанического сада. Детям
предлагается разложить на схеме условные знаки в соответствии следованию по маршруту.
Викторина « Азбука Ботанического сада». Предлагается составить азбуку их первых букв, встретившихся в саду объектов природы.
Фиточай. Обсуждение следующих вопросов:

Понравилась ли вам игра?
Что не понравилось? Почему?
Дружно ли работала команда?
Кто выручал команду?
Кто стремился узнать больше?
Хотели бы вы пойти в новое путешествие? Куда?

Вручение зашифрованного письма о следующем путешествии.
Вручение всем участникам отличительного знака «Юный путешественник».
Веселые конкурсы.
Представьте, что вы- животные, которые любят музыку, но не могут говорить по-человечески; представили- и теперь песню «Солнечный круг» хором:
- прогавкайте - промяукайте -промычите -прокрякайте
Попрыгайте, но не так, как вы это делаете обычно, а как:
воробей
кенгуру
заяц
лягушка
кузнечик
Придумайте и все вместе изобразите композицию из серии
«Ландшафты Земли»:
«Лесотундра»- «Пустыня»- «Тайга»- «Джунгли»- «Степь» Приложение 1
Сценка «Жалобная книга природы» Буданцева Л.С.,Стрельникова Т.Д. Липецк 1997.
По дороге идут дети с учителем. Входят в лес. Перед ними полянка, на которой куча мусора - бумага, консервные банки, валяются битые бутылки, целлофановые пакеты. Вдруг на полянку выходит Медведь.
Медведь (громко кричит на ребят).
- А ну, проваливайте, назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!
Дети:
- Дедушка медведь! Мы не всякие, мы - туристы! Знатоки природы родного края!
Медведь:
- Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! Сколько мусора оставили! Ах, какая была поляна! Я здесь резвился в детстве со своими друзьями. А воздух какой был! А теперь... Я вас почему еще не хочу в лес пускать, потому, что вы и город свой загрязнили, замусорили, и до моих владений добрались, все птицы и звери ко мне в лес прилетели и прибежали, спасаясь от вымирания.
(Выбегает на поляну зайчик).
Зайчик:
- Правильно, не пускай их дедушка, в лес, а то станет у нас в лесу, как после тех ребят, про которых мы вчера стишок сочинили.
(Читает стихотворение):
О ТУРИСТЫХ, НА РУКУ НЕ ЧИСТЫХ.
День погожий небо чисто
Горизонты широки, И с увесистой взрывчаткой
Вереницею туристы Резво двинулся к реке.
Шли по берегу реки. Третий парень - из смышленых,
Шли они. Звенели песня, Он для личного шатра
Вторил ей ансамбль птиц Нарубил ветвей зеленых
На душе легко, чудесно, Кубометра полтора.
А красотам нет границ. А еще один затейник
А тропа звала, петляла, От избытка юных сил
Заведя в дремучий лес. Длинной палкой муравейник
Шли туристы и е привалу Вмиг шутя разворошил.
Проявили интерес. Кто-то миски, ложки, вилки
Вот опушка. Здесь тенисто В роднике ополоснул.
Бьют неслышно родники Заодно туда бутылки
И усталые туристы И жестянки зашвырнул.
Поснимали рюкзаки. По деревьям лазил кто-то,
Чтоб сидеть удобней было Норовя достать до звезд.
У походного костра - Не достал. Но для чего-то
Моментально кедр срубили Своротил десяток гнезд.
В два туристских топора. Дым - спасительное чудо
А один ходок мгновенно Против злыдня комара.
Ножик выхватил и им Клен, стоявший по соседству,
На березе вдохновенно Рухнул кроной в зев костра.
Высек: «Люся + Вадим». Горизонты широки,
А другой с улыбкой сладкой Отдохнувшие туристы
Покопался в рюкзаке Зашагали вдоль реки.
(Прибегает мышь).
Мышь (пищит):
- И бензин выливают прямо на землю, и отходы разные сбрасывают в воду. Почва и вода совсем непригодны стали для жилья, норку негде вырыть, водички попить.
(Прилетает ласточка).
Ласточка:
- Сколько нас раньше в городе было. Летали мы везде и гнезда свивали в разных концах города. А теперь трубы везде дымят, асфальт, дышать нам совсем стало нечем, замучились бедные, вымираем.
Медведь:
- Понимаете теперь, почему я не хочу вас в лес пускать?
(Берет бумагу, поднимает ее с полянки).
- Вот эта бумажка пролежит в земле не менее 3-х лет, прежде, чем сгниет. А банка металлическая - еще дольше пролежит - 15 - 20 лет. А битые банки и бутылки! Это для моего зверья большие враги - он могут поранить свои лапки, бегая по лесу. Эх, что и говорить, горе одно от таких туристов!
Учитель:
- Дедушка Медведь, а давай мы проверим, знают ли ребята, как вести себя в лесу.
Медведь:
- А ну-ка скажите, куда нужно девать мусор после себя, чтобы не загрязнять мои владения?
Ребята (или один ученик):
- Нужно вырыть ямку, банки от консервов расплющить, обжечь на костре и вместе с другими несгораемыми предметами закопать. Бумагу сжечь. А чтобы правильно разжечь костер, надо сначала снять дерн, вырыть ямку, разжечь костер, а потом, когда костер уже погашен, полить кострище водой и положить дерн на старое место, тогда на земле не будет черных пятен от костра.
Учитель:
- Видишь, дедушка Медведь, ребята знают, как себя вести в лесу, у нас и девиз есть: «После нас лучше, чем до нас!» Мы всегда оставляем после себя чистую поляну, не шумим в лесу, зверей не пугаем.
Медведь:
- Не хвались словами, а хвались делами.
(Ребята убирают мусор на поляне, складывают его в мешки и убирают в рюкзаки).
Медведь:
- Убедили вы меня ребята, проходите в мои владения, отдыхайте, слушайте пение моих пернатых друзей.
Ребята (хором):
- Дедушка Медведь, пойдем с нами, и вы, зайчик, мышь, ласточка и ворона. (Звери вместе с ребятами уходят в лес.)