ТРИ БОГАТЫРЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ


Учитель МБОУ «СОШ №10» г. Нижнекамска Изибаева Мальвина Валерьевна
Класс: 6
Тема урока: Три богатыря разных народов
Тип урока – ознакомление с новым материалом.
На уроке использованы следующие образовательные технологии: QR-коды, технологии критического мышления, презентация, работа в команде.Цель урока:
обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
учиться анализировать произведения, систематизировать наблюдения.
Задачи:
- Вызвать желание читать былины.
- Способствовать возникновению желания развивать в себе качества богатыря: любовь к Родине и народу, смелость, силу духа, стремление к справедливости итд.
- Показать связь содержания былин с русской историей.
- Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.
- Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия богатырей разных народов.
- Продолжить развитие культуры речи.
- Продолжить воспитание сотрудничества.
Основное содержание темы, термины и понятия:
- Работа с понятиями «былина», «богатырь».
- чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,
- работа с разными источниками текстовой информации;
Межпредметные связи: информатика, краеведение
Формы работы:
фронтальная форма
индивидуальная форма
работа в команде
Три богатыря разных народов
- Доброе утро. Сегодня у нас будет необычный урок, посвященный изучению былин разных народов. Мы с вами уже знакомы с некоторыми из них.
С крутым берегом река Днепр поровнялася,
Желты мелкие песочки осыпалися,Со песком вода возмутилася,
В зеленых лугах разливалася,
С крутых гор камни повалилися,
Крупны каменья по дну катятся,
Мелки каменья поверху несет .Уж как на небе родился светел месяц,
На земле-то народился могуч богатырь.
- О ком мы сегодня будем говорить?
- Давайте посмотрим на слайд и постараемся догадаться, кто из богатырей, о которых мы читали, изображен на картинках?

- Илья Муромец, Урал-батыр и Сасрыква.
- К эпосу каких народов они относятся? (Илья Муромец – русский эпос, Урал-батыр – башкирский народный эпос и Сасрыква – абхазский эпос.)
- Уточните тему сегодняшнего урока? (Три богатыря разных народов)
Записывают число, тему рока в тетрадях.
- Как же называет их народ в своих сказаниях? (богатырь, батыр, нарт)
Уточнить значение слов батыр и нарт.
- А как вы понимаете слово «богатырь»?
1) БОГАТЫРЬ, -я, м. 1. Герой былин, совершающий воинские подвиги. 2. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
- Если народы называли своих героев богатырями, значит, они обладают сходными качествами? А сейчас давайте поработаем в командах и постараемся ответить на вопрос, какими сходными качествами обладают наши богатыри?
Плейсмет Консенсус
Сейчас вы запишете каждый на своей части листочка, какими сходными качествами обладают богатыри?
Проверка, запись на доске ответов учеников.
- А теперь дополните свое определение слова «богатырь»? (Богатырь – это человек, который обладает…)
- Многие литературоведы дают следующее определение богатыря:
Богатырь – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.
- Похожи эти три богатыря друг с другом? А есть между ними отличия?
- А теперь подумайте и напишите в своих тетрадях, какими качествами богатыря вы обладаете?
Поделитесь с партнерами по плечу. Начинает первым тот, у кого больше слов в списке.
Озвучивают.
- А теперь с новой строчки напишите, какими качествами богатыря вы хотели бы обладать и будете стараться развивать в себе в дальнейшем?
Поделитесь с партнерами по лицу: первым говорит тот, кто сидит ближе ко мне.
- А как вы думаете, существовали ли на самом деле богатыри?
Одни считают, что богатыри - это собирательный образ целого народа, в котором воплотились его лучшие качества. Другие же говорят о том, что прототипы богатырей действительно существовали. Например, местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.
Работа с QR-кодами
- Мы с вами проанализировали образы богатырей разных народов и выделили их основные качества. А теперь давайте обобщим все свои знания о былинах и поработаем в командах. Сейчас в каждой команде выберите того, кто будет заполнять карту и писать ответы. Будут оцениваться ваши ответы, быстрота, и, конечно, ваше умение работать в команде, поэтому по классу передвигаетесь только в полном составе и ответ обдумывает каждый участник и только после этого принимаете командное решение и записываете на листочке. Та команда, которая принесет первой свой лист, на котором будут все ответы правильными, и станет победителем.
Вопросы:
Каково примерное время возникновения былин и почему нельзя определить точнее? (8-9 век, существовали в устной форме, появились в дописьменную эпоху).
Как строится былина, какие части в ней выделяются? (Зачин, развитие действия, кульминация, концовка).
Назовите отличительные признаки былин от других жанров? (историческая основа, главный герой- богатырь, который совершает подвиги для народа или проходит испытания, наличие исконно-русских слов итд)
Для каких целей были созданы былины народом?
В чем сходство былин с народными сказками? (сюжет, богатыри обладают сверхсилой, преодоление испытаний, эпитеты «силушка великая», «красно солнышко», «добрый молодец» итд)
Какие циклы русских былин существуют? (Киевский и Новгородский «Садко», «Василий Буслаевич»)
Какие татарские былины вы знаете? («Былина о Маргян батыре», «Камыр батыр», «Былина о Сухмане»)
Д/з прочитать одну татарскую былину к следующему уроку.