Презентация Психолого-педагогическое сопровождение подростков со склонностью к суицидальному поведению


Психолого-педагогическое сопровождение подростков со склонностью к суицидальному поведению Автор Коноваленко Яна Николаевна педагог-психолог ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева» Педагогический проект Актуальность Неспособность современного подростка найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, замена живого общения на Интернет-общение, неразвитая рефлексия и эмпатия, неумение эффективно разрешать конфликтные ситуации.... Всё это привело к увеличению частоты суицидальных действий среди молодежи. В течение последних двух десятилетий число подростков, покончивших с собой, удвоилось! Отсутствие эффективных профилактических программ по работе с подростками, склонными к суицидальному поведению Возрастающий риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте Противоречие Разработка целостной системы психолого-педагогического профилактики суицидального поведения подростков Основная цель проекта Организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди студентов колледжа Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук Разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска» с применением социально-психологических тренингов Апробация коррекционно-развивающих занятий, направленные на устранение причин проявления суицидальных намерений Обобщение полученных результатов и использование их для работы с родителями и педагогами Задачи проекта Гипотеза: Обоснование способа решения проблемы Проведение коррекционно-развивающих занятий в форме тренингов, групповых дискуссий, совместного просмотра документальных фильмов с подростками, склонными к суицидальному поведению, поможет студентам сформировать ценностное отношение к жизни Социально-психологический тренинг является одним из наиболее эффективных способов разрешения межличностных и внутриличностных проблем в подростковом возрасте Научная новизна проекта Первый этап – поисковый: проводился анализ литературы и степень изученности проблемы, ее отражение в практике Сроки реализации – 2013 -2015 уч. годы Основные этапы проекта Второй этап – диагностический: использованы методики, направленные на изучение личностных особенностей студентов, склонности к суицидальному поведению, нервно-психического состояния, на изучение самооценки студентов, уровня адаптации Третий этап – коррекционно-развивающая и профилактическая работа: проведение тренингов и дискуссий со студентами и преподавателями, просмотр документальных фильмов и обсуждением, элементы сказкотерапии, проведение родительских собраний, семинаров для педагогов Четвертый этап –осуществление анализа и систематизация результатов работы Основные этапы проекта Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроенийТрудности во взаимоотношениях со сверстникамиТрудности во взаимоотношениях со взрослыми Повышенная внушаемость и конформизм по отношению к ровесникам Склонность к риску и агрессии как формам самоутверждения«Страх потери Я» Причины подросткового суицида Сложность адаптации к новым условиям,Низкая самооценка или резкое падение самооценки во время учебыНевозможность побыть наедине с собой, со своими проблемамиНеудачный любовный опыт Причины подросткового суицида Самооценка психических состояний (тест Айзенка)Определение эмоционального состояния подростков (Тест Люшера)Опросник социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд)Диагностика склонности к суицидальному риску (Сигнал , СР-45, тест в модификации Т.Н.Разуваевой)Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)Изучение общей самооценки (методика Г.Н.Казанцевой)Коммуникативные и организаторские склонности (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) Диагностические методики Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенкаПринцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенкаПринцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенкаПринцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегосяПринцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса Принципы реализации проекта Самооценка подросткаТренинг «Адекватная самооценка»Тренинг «Осознание себя»Аутотренинг «Уверенность в себе» Коррекционно-развивающие занятия Адаптация Тренинговая программа «5 занятий адаптации первокурсника» Нервно-психическое состояние Тренинг «Такие разные миры вокруг нас»Тренинг «Волшебный мир бабочки»Тренинг «Большое морское путешествие», Тренинг «Мой мир» с элементами арт-терапииТренинг «Техники саморегуляции»Тренинг «Техника улучшения настроения»Аутотренинги «Расслабление и релаксация», «Уравновешенность и устойчивость к стрессу», памятка Коррекционно-развивающие занятия Склонность к суицидальному поведению Коррекционно-развивающие занятия Тренинг «Жизненные ценности человека»Сказкотерапия «Тик-так»Тренинг «Разрешение проблемных ситуаций»Тренинг «Приёмы эффективного общения», памяткаДокументальные фильмы: «Точка невозврата», «8 марта», «Курю….что дальше?» Дискуссия «Конфликт. Стратегии поведения в конфликте»Документальные фильмы: «Территория безопасности», «Алкоголь. Секреты манипуляции», «Курение. Секреты манипуляции» Дискуссия с элементами тренинга «Агрессивность, агрессивное поведение»Документальный фильм: «Себя убить нельзя»Сказкотерапия «Коряга»Дискуссия «Любовь и уважение близких людей» с просмотром кино «Воробей» и чтение стихов «О маме»Тренинг «Формула счастья»Документальный фильм: «5 секретов настоящего мужчины», памяткаДискуссия «Кризис. Суицид», «Преодоление кризиса. Психологические рекомендации», памятка Коррекционно-развивающие занятия 1 курс Конец 1 курса Конец 2 курса Результаты реализации проекта Хорошее Удовлетворительное Плохое и весьма плохое Нервно-психическое состояние (эмоциональный комфорт) 1 курс Конец 1 курса Конец 2 курса Результаты реализации проекта Уровень адаптации Высокий Удовлетворительный Низкий 1 курс Конец 1 курса Конец 2 курса Результаты реализации проекта Самооценка Адекватная Завышенная Заниженная 1 курс Конец 1 курса Конец 2 курса Результаты реализации проекта Уровень склонности к суицидальному поведению Низкий Средний Высокий 1 курс Конец 1 курса Конец 2 курса Результаты реализации проекта Высокий Средний Низкий Уровень развития коммуникативных способностей Эмоциональный комфорт и самооценка подростков улучшилисьСклонность к суицидальному поведению уменьшиласьУровни адаптации и коммуникативных навыков студентов возросли Результаты реализации проекта Гипотеза подтвердилась