Статья «Опыт исследования мотивационной сферы студентов»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Кемеровский профессионально-технический техникум








Статья
«Опыт исследования мотивационной сферы студентов»




Подготовила
преподаватель
Серова Маргарита Николаевна





г.Кемерово
2014

Смысл учения для студентов – в их будущем, но побуждают их к учебной деятельности мотивы более близкие и непосредственно связанные с повседневной жизнью и учебной работой. В структуре мотивов студентов ведущее место занимают широкие социальные мотивы, связанные с самосовершенствованием и самоопределением, которые являются реально действующими и побудительными, так как они связаны с профессиональными и жизненными целями и поэтому становятся для них «смыслообразующими» мотивами.
В графиках представлены результаты исследования мотивации студентов 1-х и 4-х курсов специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и «Программирование в компьютерных системах» ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический техникум». Была применена методика для диагностики учебной мотивации студентов. Общая выборка составила 71 испытуемый.
График 1
Сравнительная диаграмма показателей уровня мотивации студентов
1 и 4 курсов МО

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Из графика 1 видно, что во время учебы в техникуме у студентов МО происходят следующие изменения в мотивационной сфере: для студентов 1-го курса первое место по числу указаний занимают профессиональные мотивы (4,5), на втором – учебно-познавательные и социальные (3,6), а коммуникативные мотивы занимают третье место (3,3). У студентов 4 курса на первое место выступают профессиональные мотивы, но c меньшим средним баллом (3,7), на втором месте становятся социальные мотивы (3,3), а учебно-познавательные мотивы перемещаются на третье место (3,1).



График 2
Сравнительная диаграмма показателей уровня мотивации студентов
1 и 4 курсов ОИТ

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Из графика 2 видны изменения в мотивационной сфере студентов специальности «Программирование в компьютерных системах»: студенты 1 курса на первое место ставят профессиональные мотивы (3,9), на второе – социальные (3,7), на третье – учебно-познавательные и мотивы престижа. У студентов 4 курса на первом месте остаются профессиональные мотивы (3,3), но со значительным понижением по отношению к первому курсу, на второе место выступают учебно-познавательные (3), но они также ниже чем у первокурсников; на третьем месте – социальные (2,9).
Можно предположить, что реально побуждают к учению те мотивы, которые связаны с достаточно близкими целями (защита и получение диплома). Мотивы приобретения профессиональных знаний в данный момент являются желаемыми («понимаемыми»), но недостаточно побудительным для студентов 4-го курса.
Как отмечают отечественные психологи – мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью студента, не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже на первом курсе мотивов, придающих обучению значимый смысл, когда оно становится для студента само по себе, жизненно важной целью, является одной из главных задач преподавателя. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности преподавателя.
Содержание учебного материала. Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у студентов эмоциональный отклик, задеть их самолюбие, т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, а также хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в тоже время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.
Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов:
Мотивационный этап – это сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием.
Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.
Коллективная (групповая) форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных студентов, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание приводит к тому, что получение хороших отметок становится для студентов самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с ее процесса и результата на отметку. Это приводит к угасанию мотива собственно учебной деятельности. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности студентов, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Стиль деятельности преподавателя. На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности преподавателя, различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» мотивации. Демократический стиль преподавателя, наоборот, способствует внутренней, а попустительский стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

Список использованной литературы
Бадмаева, Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов [Текст] (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.
Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] : Монография / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы : серия «Мастера психологии» / Е.П. Ильин. СПб. : Питер, 2011.


Root Entry