Программа Школа исследователей 6 класс


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива
«Школа исследователей»
класс 6
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультатива «Школа исследователей» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 №1897)
Плана внеурочной деятельности
Концепции духовно-нравственного развития воспитания гражданина России
Цели и задачи
  Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
        Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Факультатив “Школа исследователей” – интеллектуальной направленности. Она опирается на методику и программу исследовательского обучения школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Срок реализации программы – 1 год.
Предполагаемые результаты
В результате прохождения курса «Проектно-исследовательской деятельности» учащиеся получат опыт:
анализа проблемы;
анализа способов решения проблемы.
Учащиеся научатся:
описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
формулировать проблему;
формулировать цель на основании проблемы;
обосновывать достижимость цели;
ставить задачи, адекватные цели;
выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Контроль и оценка деятельности учащихся
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация, альбом).
Способы проверки результатов освоения программы.
В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
выставки творческих работ учащихся;
выступления по защите исследовательских проектов.
Общая характеристика курса
Рабочая программа была разработана на основе авторской программы Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
Логика построения курса обусловлена системой проектной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности.
Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям. Цель:
приобщение школьников к проектной деятельности и создание условий для успешной реализации их способностей и потенциала личности.
Задачи:
формирование представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
развитие познавательные потребности и способности, креативность.
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проектов, консультация.Формы и режим занятий: Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация; проблемное обучение;
моделирующая деятельность;поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ;
• с уроками истории, Историей Горного Алтая: использование материалов данных предметов.

Описание места факультатива в учебном плане
Программа «Школа исследователей» создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Майминская СОШ №3 им. В.Ф.Хохолкова на проектную деятельность в 6 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. (17 часов год для одного класса, соответственно 35 учебных часов для двух шестых классов).
Описание ценностных ориентиров
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемой рабочей программе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, т.е. приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность;
патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России;
уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
уважительное отношение к родному языку;
осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
способность достойно представлять родную культуру;
уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
уважение к правам и свободам личности.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
гуманистическое мировоззрение; нравственный выбор; справедливость;
милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;усвоение традиционных нравственных ценностей:
уважительное отношение к старшим: родителям, членам своей семьи, родственникам;
доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
доверительное, внимательное, уважительное отношение к окружающим людям;
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство великодушия, милосердия, стремления приходить на помощь, желания доставлять радость людям;
чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения;
уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей;
ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
положительное отношение к учебной деятельности, школе;
расширение познавательных потребностей, желание расширять кругозор;
любознательность;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
способность к критическому мышлению;
способность к принятию решений;
самостоятельность;
способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности;
уверенность в себе и своих силах;
умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания;
готовность к коллективному творчеству;
способность к общению: умение принимать свои собственные решения, уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;
стремление к активному образу жизни;
интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении.
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, музыке, произведениям искусства, кино, театру, спектаклям, концертам и выставкам;
уважительное отношение к мировой истории, памятникам литературы, искусства и науки;
стремление творчески выражать себя в учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты обучающихсяЛичностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;

_ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание тем учебного курса
Проект - это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей. Особенностью подхода к работе над проектами является двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами. Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.)
Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.)
Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Выбор темы. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов –энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект. Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.). Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировать, хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать:
- отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы);
- организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия);
- мероприятия (экскурсии);
- отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов).
Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. Выбор проектов. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Реализация проектов. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, картотеки, книги, концерт, спектакль, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач), газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, показы моделей одежды и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят Презентация проекта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, ролевые, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.
Тема 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?(1 час)
Знакомство с понятием «исследование». Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Кто такие исследователи?
Тема 2. Виды проектов. (1 час)
Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.
Тема 3. Цели проекта. Задачи проекта. Проблема. Учимся формулировать. (1 час)
Цели и задачи. Как сформулировать проблему.
Тема 4. Учимся делать выводы и умозаключения. (1 час)
Что такое вывод. Как сформулировать вывод.
Тема 5.Учимся выбирать дополнительную литературу. (1 час)
Что такое дополнительная литература. Как выбрать нужную литературу.
Тема 6. Знакомство с информационными справочниками. (1 час)
Информационные справочники.
Тема 7. Работа над проектом «Выпускники нашей школы» (10 часов)
Выпускники нашей школы. (Практическая работа)
Тема 8. Как задавать вопросы. (1 час)
Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 9. Как работать вместе. (1 час)
Что такое команда. Правила групповой работы.
Тема 10. Способы получения и переработки информации (3часа)
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Тема 11. Подготовка к публичной защите проекта (2 часа)
Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности.
Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектно-исследовательской работы.
Тема 12. Работа над проектом «Они защищали Родину» (12 часов)
Моя бабушка и дедушка участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Дети войны. (Практическая работа)
Тематическое планирование
№ Тема
урока К-вочасов Основной вид деятельности Планируемые результаты (УУД)
личностные метапредметные1 полугодие (16 часов)
1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 1 Беседа, дискуссия Мотивация учебной деятельности.
П: слушать и понимать речь других.
Р: Умение работать с учебными пособиями.
К: Ставить вопрос, обращаться за помощью.
2 Виды проектов. 1 Работа в группах Проявлять эмоционально-положительного отношения и интереса к предмету. П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Р: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию
К: Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
3 Цели проекта. Задачи проекта. Проблема. Учимся формулировать. 1 Работа в группах
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К: Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
4 Учимся делать выводы и умозаключения. 1 Работа в группах
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Р:  Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
К: Умение выражать свои мысли  полно и точно5 Учимся выбирать дополнительную литературу. 1 Экскурсия Мотивация учебной деятельности. Р:Ввладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
К: Умение выражать свои мысли  полно и точно.П:  Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
6 Знакомство с информационными справочниками 1 Экскурсия 7 - 14 Работа над проектом «Выпускники нашей школы» 8 Практическая работа П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке
К: Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Мотивация учебной деятельности
15 Защита проектов. 1 Выступления П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию
К: Слушать собеседника и вести диалог
Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
16 Подведение итогов. 1 Рефлексия деятельности
2 полугодие (19 часов)
17 Как задавать вопросы. 1 Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.
Мотивация учебной деятельности.
Р: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речиСлушать и понимать речь других.
П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
18 Как работать вместе. 1 Работа в группах Мотивация учебной деятельности.
П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Р: Формирование положительного
отношения к учению
К: Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
19-21 Способы получения и переработки информации 3 Работа в группах Мотивация учебной деятельности.
П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке
К: Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
22-23 Подготовка к публичной защите проекта 2 Обсуждение, индивидуальная работа Мотивация учебной деятельности.
П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий
Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
24 - 33 Работа над проектом «Они защищали Родину» 10 Практическая работа Мотивация учебной деятельности.
П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог
Р: выполнение  задания с целью поиска ответа на вопрос
34 Защита проектов. 1 Выступления Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию
К: Слушать собеседника и вести диалог
Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
35 Подведение итогов. 1 Рефлексия деятельности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
Технические средства обучения
Магнитная доска. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Интерактивная доска.
Учебно-методическая литература
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
3. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
5. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
6. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
7. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.