Статья по изучению регионального компонента на уроках литературы и во внеурочной деятельности


Изучение регионального компонента на уроках литературы
Галина Анатольевна Нестерова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38» г. Рязани
Русская литература и, прежде всего, классическая, наполнена огромным нравственным чувством, которое опирается на лучшие качества и традиции нашего народа. А чтобы ребенок сильнее проникся всем этим, надо дать ему представление о мире и людях своего, так сказать, ближнего круга, своей малой родины, родной земли. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
В условиях совершенствования содержания и структуры общего среднего образования, перехода на ФГОС нового поколения особое значение уделяется деятельностному характеру обучения, формирующему творческую и активную личность ученика с целостными представлениями и фундаментальными знаниями предмета. На решение этой важной задачи направлен современный курс школьного литературного образования. Увлекательным и интересным дополнением к нему являются программа для учащихся 5-8 классов по литературной Рязани и учебное пособие, написанные и изданные мной в 2011 году. Они помогут оказать несомненную помощь как для начинающего, так и для опытного учителя при проведении уроков литературы с использованием национально-регионального компонента. Необходимость введения курса связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажутся они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Курс рассчитан на 4 года обучения с 5 по 8 класс. Но есть материалы, которые могут быть использованы учителем и в 9-11 классах при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.С. Пушкин.
В первом разделе изучается древнерусская литература Рязанской земли: деятельность князя Олега Рязанского, былинные герои Добрыня Никитич, Авдотья Рязаночка, Евпатий Коловрат, которые ценой своей жизни защищали Рязань от врага. Жития святых Бориса и Глеба, Василия Рязанского, Петра и Февронии, Любушки Рязанской повествуют нам как оберегали и оберегают они наш край от всех бед и несчастий.
Во втором разделе предложены литературные материалы рязанских писателей и поэтов XVIII-XIX веков, а также интересные факты, связывающие творчество таких писателей, как А.С. Пушкин, А.П. Чехов, М.Е. Салтыков – Щедрин, Н.А. Некрасов, Л.Н.Толстой с Рязанским краем.
Изучение творчества С.А. Есенина представлено в третьем разделе и распределено по темам в зависимости от возрастных особенностей и интересов. Мир крестьянской избы – 5 класс, обрядовая поэзия – 6 класс, жанр послания родным – 7 класс, образы и герои истории – 8 класс.
В четвертом разделе изучается творчество писателей времен Великой Отечественной войны: А.И. Солженицына, М.И. Левина, Н.А. Родина,
Г.Д. Рыженкова, И.А. Земнухова, К.М. Симонова, Б.И. Жаворонкова.
В пятом разделе учащиеся смогут познакомиться с творчеством поэтов XX-XXI веков, воспевающих нашу родную землю в своих произведениях. Это В.А. Хомяков и Е.Ф. Маркин, Н.В. Молотков и Н.Г. Ибрагимов.
После каждого раздела выполняются творческие задания, требующие от учащихся самостоятельности, большой индивидуальной работы, научного поиска, собственного видения истории и культуры Рязанского региона. Это вопросы, кроссворды, викторины, ребусы. А в конце года дети выполняют проекты на различные темы, с которыми мы работаем с начала года.
Особенность данной программы состоит в том, что она воспитывает ученика, любящего свой родной край, своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру. Именно поэтому изучение начинается с древнерусской литературы, которая не только приближает прошлое, но и даёт возможность, анализируя опыт предков и извлекая нравственные уроки, заглянуть в будущее.
Личности ученика в представленном курсе отводится большое место для активной учебно-познавательной деятельности. Образовательный процесс построен таким образом, что учитываются индивидуальные, возрастные, психологические особенности детей. Особый акцент сделан на использование проектной деятельности и исследовательской работы, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Большой интерес вызывают поездки в храмы, соборы Рязани, посещение литературных музеев, Кремля, после чего учащиеся делятся впечатлениями от экскурсий.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.


Список литературы
Акульшин П.В.. Сокровища Земли Рязанской. «Пресса». Рязань.,2010
Бакланов А.Н.. Литература Рязанского края. Хрестоматия для учащихся школ Рязанской области. «Русское слово». Рязань ., 2004
Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.
Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./И.А.Соловцова//Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 49.
Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.