Методические рекомендации к уроку «Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассной работы в начальной школе».


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70.
Городской научно-практический семинар
для заместителей директоров по УВР
по теме:

«Включение регионального компонента
в содержание уроков и внеклассной работы
в начальной школе».






Конспект урока
по окружающему миру.

Тема: «Наш край – часть большой страны».
4 класс







Учитель начальных классов
(высшей категории):

Савкина Юлия Вячеславовна







.
город Ульяновск


Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о родном крае через работу по карте России и карте Ульяновской области, через работу в группах,
- развивать учебно-информационные умения работать с дополнительной литературой, умение работать по заданному плану на этапе «Работа в группах»,
- учебно-логические умения – умение анализировать, обобщать на этапе «Защита проекта»,
- учебно – управленческие умения – умение осуществлять самоконтроль, самостоятельно устанавливать последовательность действий,
- воспитание любви к родному краю через работу на этапах «Работа в группах» и создание совместной газеты по теме урока.







Оборудование. Презентация урока. Карта России, карта Ульяновской области, карта природных зон, план урока на доске, тест на каждого ученика, дополнительная литература:
В.В. Благовещенский «Редкие и исчезающие растения и растения Ульяновской области»,
«Географическое краеведение» учебное пособие для общеобразовательных школ,
И.Б. Абрахина «Позвоночные животные Ульяновской области»,
В.В. Благовещенский «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».,
Раздаточный материал для трёх групп:
- план работы для группы №1 «Растительность нашего края»,
- план работы для группы №2 «Животный мир нашего края»,
План работы для группы №3 «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».
Ватман для создания газеты «Наш край – часть большой страны». Лист достижений.


План урока.
Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.

Проверка Д/З. Карта России
Работа с картой России. Расположение Ульяновской области на карте России.
Рефлексия. (лист достижения)

Работа над темой урока.
Работа с картой Ульяновской области.
1. На карте нашей страны покажи расположение своего края.
2. В каком направление от Москвы он находится?
Показан ли на этой карте главный город вашего края?
Можно ли на ней подробно рассмотреть ваш край?
3. В какой природной зоне находится ваш край? Покажи его расположение на карте природных зон.
4. Найди на карте своего края главный город, где ты живёшь. Что можно сказать по этой карте о вашем крае?
Рефлексия. (лист достижения)

Тест «Проверь себя» (географическое положение Ульяновской области)
Рефлексия. (лист достижения)

5. Физминутка.
6. Самостоятельная работа в группах.

Изучение растительного и животного мира Ульяновской области.

1 группа. Растения Ульяновской области.
2 группа. Животные Ульяновской области.
3 группа. Особо охраняемые объекты Ульяновской области.


7. Защита работы. Выступление с показом презентации
Рефлексия. (лист достижения)
8. Составление газеты «Наш край – часть большой страны».

Итог урока. Задание на дом.
Лист достижений.
№ этапа урока
Количество баллов

Проверка Д/З


Работа с картой Ульяновской области


Тест


Самостоятельная работа в группах
Защита работы в группах


Общее количество баллов за урок






Ход урока
1. В ходе проверки Д/З закрепили умение работать с картой России, повторили поверхность нашего края, закрепили умение находить наш край на карте России.
Отметили результаты работы в листе достижений.
2.Поработали с картой Ульяновской области и выяснили, что наша область расположена на востоке европейской территории. Ульяновская область лежит на востоке Восточно-Европейской равнины. От Москвы находится в юго-восточном направлении.
Выяснили соседей Ульяновской области
Выяснили, в какой природной зоне расположена Ульяновская область.
3.Проверили свои знания с помощью теста. Результаты теста занесли в лист достижений.
5. . Физкультминутка.


6. Фрагмент урока.
Цель работы: Познакомиться с растительным, животным миром, особо охраняемыми объектами нашего края. Учиться работать с дополнительной литературой, учиться выбирать информацию.

Итогом работы будет составление газеты о нашем крае.

- Сейчас вы будете работать в группах .В каждой группе есть задание.
- Надо составить проект о растительном и животном мире Ульяновской области, об особо охраняемых объектах нашего края.

- В каждой группы на парте лежит путевой лист с заданием. Надо распределить работу. Следуйте плану, который написан на листе – путеводителе.
-
Чтобы составить проект на заданную тему, у вас на парте лежит дополнительная литература. В ней вы найдете ответы на вопросы, поставленные перед вашей группой.

1 группа работает над выступлением по теме «Растительность нашего края».
2 группа - над выступлением по теме «Животные нашего края».
3 группа – над выступлением по теме «Особо охраняемые объекты Ульяновской области».
По окончании работы надо защитить свою работу и поместить информацию своей группы в газету по теме: «Наш край – часть большой страны».
Время -8 минут. (Работа в группах).


Защита работы.
1 группа. Растительность нашего края.
(Учитель открывает слайд «Растения Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.
- С какими растениями нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Редкие и исчезающие растения Ульяновской области»?
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад о данном растении).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды растений нашей области.
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).


- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о растениях нашего края.

2 группа. Животные нашего края.
(Учитель открывает слайд «Животные Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.
- С какими животными нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Позвоночные Ульяновской области»?
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад о данном животном).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды животных нашей области.
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).


- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о животных нашего края

3 группа. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.
(Учитель открывает слайд «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»)

- В Ульяновской области есть Языковский парк в Карсунском районе, где растёт ель, которую посадил А. С. Пушкин. Это охраняемый объект нашей области.

- А с какими объектами познакомились вы, прочитав книгу «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»?
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).

- Перечислите из прочитанной статьи другие заказники нашей области.
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слад).


- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о заказниках Ульяновской
области.
Оцените работу-
1б – если принимали пассивное участие в работе
2б – если активно участвовали в работе


Составление газеты о нашем крае.
. Отметьте результат работы в листе достижений
Лист достижений.
№ этапа урока
Количество баллов

Проверка Д/З


Работа с картой Ульяновской области


Тест


Самостоятельная работа в группах
Защита работы в группах


Общее количество баллов за урок












Итог:
Получилась газета: « Наш край – часть большой страны»:
- о животных, растениях и особо охраняемых объектах Ульяновской области.
Она будет висеть в классе и в рекреации, чтобы все ученики познакомились с этой зелёной страничкой нашего края.
Анализ проведённого урока
по теме
«Наш край – часть большой страны».
Время проведения семинара совпало с началом изучения по курсу «Окружающий мир» раздела III «Родной край – часть большой страны».
Данный урок является первым в этом разделе.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о родном крае через работу по карте России и карте Ульяновской области, через работу в группах,
- развивать учебно-информационные умения работать с дополнительной литературой, умение работать по заданному плану на этапе «Работа в группах»,
- учебно-логические умения – умение анализировать, обобщать на этапе «Защита проекта»,
- учебно – управленческие умения – умение осуществлять самоконтроль, самостоятельно устанавливать последовательность действий,
- воспитание любви к родному краю через работу на этапах «Работа в группах» и создание совместной газеты по теме урока.
Оборудование. Презентация урока. Карта России, карта Ульяновской области, карта природных зон, план урока на доске, тест на каждого ученика, дополнительная литература:
В.В. Благовещенский «Редкие и исчезающие растения и растения Ульяновской области»,
«Географическое краеведение» учебное пособие для общеобразовательных школ,
И.Б. Абрахина «Позвоночные животные Ульяновской области»,
В.В. Благовещенский «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».,
Раздаточный материал для трёх групп:
- план работы для группы №1 «Растительность нашего края»,
- план работы для группы №2 «Животный мир нашего края»,
План работы для группы №3 «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области».
Ватман для создания газеты «Наш край – часть большой страны». Лист достижений.

Учителю предоставляются широкие возможности по включению краеведческого материала в содержание уроков по этому разделу.
Изучению данной темы предшествовала большая работа:
- участие в экологических проектах,
- организация экскурсий в парк Винновская роща, в Краеведческий музей, в парк Карамзина, встреча с писателями нашего края.
Так как материал для усвоения очень объёмный, мне представляется, что лучшим выбором формы организации познавательной деятельности учащихся является организация работы в группах.
Дети показали владение общеучебными умениями и навыками.
Это - учебно-информационные: работа с книгой, работа по плану, умение осуществлять поиск информации в литературе.
Данный вид работы сейчас очень актуален. В контрольных работах по Стандартам Второго поколения уделяется большая работа по умению владеть работой с текстом. Детям даётся интегрированная работа. Ребёнок должен прочитать и осмыслить текст. Потом по этому тексту он должен выполнить задания по литературному чтению, по окружающему миру, по русскому языку, мо математике.
Учебно – логические: анализ и синтез, обобщение.
Учебно – управленческие: умение осуществлять самоконтроль, соблюдать последовательность при выполнении работы, самостоятельно устанавливать последовательность действий по выполнению учебной задачи в отведённое время.
Работа в группах способствовала развитию коммуникативной и информационной компетентности. Дети планировали поиск, извлекали информацию из общего потока, пользовались справочным материалом.
Всё это они выполняли на информации, связанной с растительным и животным миром нашего края.
Поставленные цели достигнуты. Дети справились с данным заданием.
Работа с краеведческим материалом проводится на различных уроках. Информация о природе, об известных людях нашего края вызывает живой интерес со стороны детей, тат как опирается на личный опыт детей.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит запись песни «Наш край».
- Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему звучала эта песня? (Сегодня мы будем говорить о нашем крае.)
- Да, мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».
(Учитель открывает первый слайд презентации о родном крае)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
(появляется слайд о целях урока)
Умение работать с картой.
Умение работать с дополнительной литературой.
Познакомиться с природой и животными нашего края.

Работать будем в группах. Поэтому мы так необычно заняли места. Посмотрите на план урока: (учитель открывает план урока)


План урока
1.


Проверка Д/З
2. Работа с картой Ульяновской области
3.
Тест
4. Физкультминутка
5. Работа в группах







6. Защита работы



7. Задание на дом


Проверка Д/З. (у каждого ученика на столе лежит географический атлас)

- Откройте атлас и найдите карту России.
(на доске висит настенная карта)
Рассмотрите карту России. Что она нам расскажет.

- Посмотрите, сколько республик, краёв, областей входит в состав нашей страны. - Что можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей)
- Найдите самые крупные республики, края, округа. (Ответы детей. Один ученик показывает по карте у доски)
- Где, в основном, они находятся? (Они находятся на Западно - Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье. Один ученик показывает по карте у доски).

- Найдите на карте территорию, где мы живём. ( Один ученик показывает на карте у доски).
(учитель открывает слайд «Карта Ульяновской области»)
Оцените себя, как вы умеете работать с картой России –
- 1б (если затруднялись находить)
- 2б (находили без затруднений)

Работа с картой Ульяновской области. (У каждого на парте лежит отдельная карта Ульяновской области)
Возьмите карту Ульяновской области и рассмотрите.
- На карте нашей страны покажи расположение своего края.
- В каком направление от Москвы он находится?
- Показан ли на этой карте главный город нашего края?
- Можно ли на ней подробно рассмотреть наш край?
- В какой природной зоне находится Ульяновск? Покажи его расположение на карте природных зон.
- Найди на карте своего края главный город, где ты живёшь. Что можно сказать по этой карте о вашем крае?
- Какие соседние области находятся рядом с нашим краем?

Итак, какой вывод можно сделать о нашей области: (Ответы детей)
Край, в котором мы живём, расположен в Среднем Поволжье, на востоке европейской территории России (часть России, расположенная на запад от Уральских гор, называется Европейской частью; на восток от Уральских гор лежит Азиатская часть России). Ульяновская область лежит на востоке Восточно - Европейской равнины. От Москвы находится в юго-восточном направлении.



Она расположена в трёх природных зонах на крайнем северо-западе в Сурском районе есть участок европейской тайги урочище Кувайская тайга; большую среднюю часть области занимает лесостепь с чередованием широколиственных лесов, сосняков, южные и юго-восточные районы степные.

Соседи Ульяновской области:
Север Чувашия, Татарстан
Юг Саратовская область
Запад - Пензенская обл., Мордовия
Восток - Самарская область
(Во время ответа учеников, учитель открывает слайд- итог данного этапа.)

Оцените себя, как вы умеете работать с картой Ульяновской области –
- 1б (если затруднялись находить объекты)
- 2б (находили без затруднений)

Сейчас мы начнём с вами делать газету о нашем крае. К концу урока должны приготовить материал на тему «Наш край часть большой страны».

4. Тест «Проверь себя»
- А сейчас возьмите листочки с тестом и ответьте на вопросы о географическом расположении Ульяновской области.

Тест:
«Проверь себя!»
1. В какой природной зоне располагается наш край?

1. Тайга.
2. Широколиственные леса.
3. Смешанные леса.
4. Степи.
5. Полупустыни.
6. Лесостепи.
2. Ульяновская область располагается:
1 .На Западно - Сибирской равнине
2.На Восточно-Европейской равнине
З.В Нижнем Поволжье
4.В Среднем Поволжье
3. В каком направлении от Москвы находится Ульяновск:

1. В западном
2. В северо-западном
З. В юго-восточном
Работа с картой Ульяновской области.

4. Перечислите соседей Ульяновской области. Запишите.

Проверьте свой тест
(учитель открывает слайд- проверку теста)






Оцените себя–
- 1б (если правильно ответили на 1 вопрос)
- 2б (если правильно ответили на 2 вопроса)
- 3б (если правильно ответили на 3 вопроса)
- 4б (если правильно ответили на 4 вопроса)

Физкультминутка.


Открытый фрагмент урока.
Цель работы: Познакомиться с растительным, животным миром, особо охраняемыми объектами нашего края. Учиться работать с дополнительной литературой, учиться выбирать информацию.
Итогом работы будет создание газеты о нашем крае.

- Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть задание.
- Надо составить проект о растительном и животном мире Ульяновской области, об особо охраняемых объектах нашего края.
- У каждой группы на парте лежит путевой лист с заданием. Надо распределить работу. Следуйте плану, который написан на листе – путеводителе.
- Чтобы составить проект на заданную тему, у вас на парте лежит дополнительная литература. В ней вы найдете ответы на вопросы, поставленные перед вашей группой.
1 группа работает над выступлением по теме «Растительность нашего края».
2 группа – над выступлением по теме «Животные нашего края».
3 группа – над выступлением по теме «Особо охраняемые объекты Ульяновской области».
По окончании работы надо защитить свою работу и поместить информацию группы в газету по теме: «Наш край – часть большой страны».
Время -8 минут. (Работа в группах).


Защита.
1 группа. Растительность нашего края.
(Учитель открывает слайд «Растения Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.
- С какими растениями нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Редкие и исчезающие растения Ульяновской области»?
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд о данном растении).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды растений нашей области.
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).


- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о растениях нашего края.

2 группа. Животные нашего края.
(Учитель открывает слайд «Животные Ульяновской области»)

- Прочитайте задания.
- С какими животными нашего края вы познакомились, прочитав книгу «Позвоночные Ульяновской области»?
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд о данном животном).

- Перечислите из прочитанной статьи другие виды животных нашей области.
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).


- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о животных нашего края

3 группа. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.
(Учитель открывает слайд «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»)

- В Ульяновской области есть Языковский парк в Карсунском районе, где растёт ель, которую посадил А. С. Пушкин. Это охраняемый объект нашей области.

- А с какими объектами познакомились вы, прочитав книгу «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»?
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).

- Перечислите из прочитанной статьи другие заказники нашей области.
(Ученики рассказывают, а учитель показывает слайд).


- Подойдите, пожалуйста, к газете и повесьте статью о заказниках Ульяновской
области.
Оцените работу-
1б – если принимали пассивное участие в работе
2б – если активно участвовали в работе

Лист достижений.
№ этапа урока
Количество баллов

Проверка Д/З


Работа с картой Ульяновской области


Тест


Самостоятельная работа в группах
Защита работы в группах


Общее количество баллов за урок










Итог.
Получилась газета: « Наш край – часть большой страны»:
- о животных, растениях и особо охраняемых объектах Ульяновской области.
Она будет висеть в классе и в рекреации, чтобы все ученики познакомились с этой зелёной страничкой нашего края.
Составление газеты о нашем крае.

Итог урока. Задание на дом.
( Подготовить сообщение об одном животном или одном растении,
занесённых в Красную книгу)

Особо охраняемые объекты Ульяновской области.
Винновска роща.
Авторы статьи: Н.С.Раков, С.В Сергеев, Ф.М. Зелеев.
Винновская роща расположена в южной части города Ульяновска на террасированном и изрезанном глубокими оврагами волжском склоне. Из 122га территории, отведенной под лесопарк, лесом занято 85 га. Западная часть рощи выделена в активную зону и функционирует как парк культуры и отдыха.
Рельеф Винновской рощи сильно изрезан лесистыми оврагами. В средней части рощи имеется полузаросший пруд.
Растительность рощи представляет собой остатки обширного лесного массива, который был юн при строительстве города Симбирска.
В северо-восточной части территории рощи древесная растительность в прошлом была полностью уничтожена и здесь впоследствии проведены посадки деревьев и кустарников: сосны, ясеня, белой акации и других.
Винновская роща была утверждена памятником природы на 1 сессии Ульяновского областного Совета 15 марта 1961 года.
Винновская роща представляет собой большую рекреационную ценность, так как в южной части города это единственный и в то же самое время хорошо доступный лесной массив.
Из рыб в водоеме отмечались гольян и золотой карась. достаточно широко (7 видов) представлены земноводные: жерлянка краснобрюхая, жабы серая и зеленая, а также остромордая, травяная, прудовая и озерная лягушки. Обитает 2 вида рептилий ящерица прыткая и уж обыкновенный.
Фауна гнездящихся птиц насчитывает до 40 видов, а всего в роще ранее отмечалось около 80 видов. Из занесенных в Красный список животных Ульяновской области отмечен дятел седой. Имеются сведения об обитании б видов млекопитающих еж обыкновенный, крот европейский, бурозубка обыкновенная, мышь лесная, полевка рыжая, заяц-беляк. Возможно обитание малой белозубки и нескольких видов летучих мышей.
Для обеспечения сохранности Винновской рощи на её территории запрещается:
1. Вырубка (кроме санитарных рубок) и выжигание растительности, сбор растений в букеты, выпас скота.
2. Разведение костров и устройство пикни-
ков.
3. Проезд на автотранспорте.
4. Раскопка участков и вывоз плодородной
земли.
5. Производство строительных работ и прокладка коммуникаций.
6. Отлов животных.















Лист достижений.
№ этапа урока
Количество баллов

Проверка Д/З


Работа с картой Ульяновской области


Тест


Самостоятельная работа в группах
Защита работы в группах


Общее количество баллов за урок



Оцените работу-
1б – если принимали пассивное участие в работе
2б – если активно участвовали в работе















Лист достижений.
№ этапа урока
Количество баллов

Проверка Д/З


Работа с картой Ульяновской области


Тест


Самостоятельная работа в группах
Защита работы в группах


Общее количество баллов за урок


Оцените работу-
1б – если принимали пассивное участие в работе
2б – если активно участвовали в работе


























Лист достижений.
№ этапа урока
Количество баллов

Проверка Д/З


Работа с картой Ульяновской области


Тест


Самостоятельная работа в группах
Защита работы в группах


Общее количество баллов за урок


Оцените работу-
1б – если принимали пассивное участие в работе
2б – если активно участвовали в работе











15