Рабочая программа Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Мини-футбол 12-14 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Современному школьнику, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. По данным министерства образования и министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15% школьников могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75% школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение.
Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол – любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью. Словом, мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлена для развития ее в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения»
В.Л. Мутко
Программа реализуется в МКОУ Ясенковская СОШ с 01.09.2014 г. Программа разработана для учащихся 12-14 лет.
Цель программы: сформировать потребность в самостоятельном использования физических упражнений, закаливающих процедур и гигиенических требований в целях поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма, привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Тип программы: спортивно-оздоровительное направление
Количество часов: 35 ч.
Формы контроля: наблюдение, корректировка, диагностика, тестирование
Фомы организации занятий: урок-тренировка, урок-соревнование, контрольный урок, инструктивный урок.

Содержание программы
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-7 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий. В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе
теория практика контроль
1 2 3 4 5 6
1 Техническая подготовка 10 В течение учебного процесса 10 2. Тактическая подготовка 5 В течение учебного процесса 5 3. Общая физическая подготовка 8 8 1
4. Специальная физическая подготовка 8 8 1
5. Соревнования 3 3 6. Инструкторская и судейская практика 1 1 Итого: 35 Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Всего часов Из них УУД Форма занятий Контроль Дата
теория практика План Факт
Техническая подготовка 10 10 Личностные:
Мотивация к обуче-нию
Терпение
Воля
Стремление к дости-жению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной техники
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конф-ликтов
Предметные:
Способность конт-ролировать мяч
Умение наносить удары по мячу различными спосо-бами
Способность проти-водействовать со-пернику 1 Различные спо-собы перемеще-ния 1 1 Трени-ровка Наблюде-ние и кор-рекция 2 Удары по мячу ногой с места 1 1 Объясне-ние Тестирова-ние 3 Удары по мячу ногой в движе-нии 1 1 Трени-ровка Диагности-ка 4 Удары по мячу ногой с лета 1 1 Трени-ровка коррекция 5 Удары по мячу головой 1 1 Трени-ровка коррекция 6 Обработка катя-щегося мяча 1 1 Трени-ровка коррекция 7 Обработка летя-щего мяча 1 1 Трени-ровка коррекция 8 Ведение мяча 1 1 Трени-ровка коррекция 9 Обманные дви-жения (финты) 1 1 Трени-ровка коррекция 10 Отбор мяча 1 1 Трени-ровка коррекция
Зачет Тактическая подготовка 5 5 Личностные:
Терпение
Воля
Стремление к дос-тижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
Способность выби-рать действие
Умение «действо-вать на опережение»
Способность к груп-повым взаимодейст-виям 11 Тактика игры в атаке 1 1 Объясне-ние Анкети-рование 12 Тактика игры в атаке 1 1 Трени-ровка Наблюде-ние 13 Тактика игры в обороне 1 1 Трени-ровка Коррекция 14 Тактика игры в обороне 1 1 Трени-ровка коррекция 15 Тактика игры вратаря 1 1 Объясне-ние Коррекция
Тестирова-ние Общая физичес-кая подготовка 8 8 Личностные:
Терпение
Воля
Стремление к дости-жению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конф-ликтов
Предметные:
Способность к физи-ческим усилиям
Умение выполнять строевые команды
Осознание основ ЗОЖ 16 Строевые уп-ражнения 1 1 Трени-ровка Наблюдение 17 Упражнения на тренажерах 1 1 Круговая трени-ровка Тестирование 18 Беговые упраж-нения 1 1 Трени-ровка Коррекция 19 Беговые упраж-нения 1 1 Трени-ровка Коррекция 20 Упражнения с мячами 1 1 Трени-ровка Коррекция 21 Упражнения с мячами 1 1 Круговая тренировка Коррекция 22 Упражнения в парах 1 1 Трени-ровка Коррекция 23 Контрольный урок 1 1 Сорев-нование зачет Специальная физическая подготовка 8 8 Личностные:
Терпение
Воля
Стремление к достижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конф-ликтов
Предметные:
Развитие специаль-ных физических качеств
Способность выпол-нять максимальные усилия 24 Скоростная подготовка 2 2 Трени-ровка тестирование 25 Силовая подготовка 1 1 Трени-ровка коррекция 26 Скор-сил. подготовка 1 1 Трени-ровка коррекция 27 Развитие выносливости 1 1 Трени-ровка коррекция 28 Развитие ловкости 1 1 Трени-ровка коррекция 28 Борьба за мяч 1 1 Трени-ровка коррекция 29 Борьба за мяч 1 1 Трени-ровка коррекция 30 Контрольный урок 1 1 Сорев-нование зачет Соревнования 4 4 Личностные:
Воля
Стремление к дос-тижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
умение проявить качества в игровой обстановке
способность проявлять лидерские качества Соревно-вание Соревнование Итого: 35 Краткое описание содержания программного материала Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта.
Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.
Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.
Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по мини-футболу и их предупреждение.
Правила игры, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.
Общая и специальная физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.
Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.
Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м., до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.
Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.
Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.
Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек . Рывок с мячом .
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.
Техническая подготовка.
.Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.
Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным сопротивлением. Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.
Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.
Броски рукой на точность и дальность.
Тактика игры в футбол.
Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).
Тактика нападения.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.
Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.
Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.
Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и командные тактические действия.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Мини-футбол»
Нормативные требования
для учащихся группы начальной подготовки(12-15лет)
Контрольное упражнение Возраст Оценка
«3» «4» «5»
м д м д м д
Общая подготовленность
Бег 30 м., с. 8 6.3 6.4 6.1 6.2 5.9 6.0
9 6.2 6.3 6.0 6.1 5.8 5.9
10 6.0 6.2 5.8 6.0 5.6 5.8
11 5.8 6.1 5.6 5.9 5.4 5.7
Челночный бег 30 м.
(5 х 6 м) 8 13.2 13.4 13.0 13.2 12.6 12.8
9 13.0 13.2 12.7 13.0 12.4 12.6
10 12.6 12.8 12.4 Ё12.5 11.9 12.2
11 12.2 12.4 11.9 12.2 11.5 11.9
Челночный бег 104 м.
с. 8 - - - - - -
9 42.0 45.0 40.0 43.0 37.0 40.0
10 38.0 42.0 36.0 40.0 33.0 37.0
11 34.0 39.0 32.0 37.0 30.0 35.0
Прыжок в длину с места, см. 8 152 142 155 145 160 150
9 155 145 160 150 165 155
10 160 157 168 160 173 165
11 170 160 175 168 180 173
Специальная подготовленность
Жонглирование мяча ногами, кол-во ударов 8 5 4 6 4 7 5
9 6 4 7 5 8 6
10 13 10 15 11 16 12
11 19 13 21 15 22 16
Бег 30 м с ведением мяча, сек. 8 7.2 7.6 6.9 7.3 6.5 7.0
9 6.6 7.2 6.4 6.9 6.2 6.7
10 6.4 7.0 6.2 6.7 6.0 6.5
11 6.3 6.8 6.1 6.5 5.9 6.3
Ведение мяча по «восьмерке» 8 + +
9 + +
10 + +
11 + +
Ведение мяча по границе штрафной площадке. 8 + +
9 + +
10 + +
11 + +
Примечание: знак«+» означает, что норматив выполнен при улучшении показателей.
Содержание и методика контрольных испытаний
ОФП
Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению испытуемого.
Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег, преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из упомянутых линий.
Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требованиями, как и предыдущее.
Челночный бег 104 м (рис. 1). Линией старта служит линия ворот. От ее середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6-метровой отметки, касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он совершает рывок до 10-метровой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10-метровой отметке, возвращается к месту старта. Завершается
Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат.
СФП
Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется поочередно правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат.
Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за линией старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две попытки. Засчитывается лучший результат.
Ведение мяча по «восьмерке» (рис. 1). На поле стойками обозначается квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата. По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойки А. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема. Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается лучшая.
129540016383000 Г

Рис. 1 Ведение мяча по «восьмерке»
Ведение мяча по границе штрафной площади (рис. 2). Испытуемый с мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку, испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в обратном направлении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции.
1066800232410Обратно Туда
Рис. 2. Ведение по границе штрафной площади
00Обратно Туда
Рис. 2. Ведение по границе штрафной площади

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
выработка оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности заниматься физической культурой и спортом;
пробуждение в детях желания заботиться о собственном здоровье;
формирование знания негативных факторов риска здоровью.
Список используемой литературы:
Мини-фубол (футзал): Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.
Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
Максименко И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2006. - 276 с.
Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.
Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр.
Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2006.- 86 стр. (Библиотечка тренера)