Формирование патриотического отношения к малой родине.

Формирование патриотического отношения к малой родине

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитание понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершением и достойным страницам прошлого.
Младших школьников отличает еще недостаточный уровень социального опыта для проявления зрелого патриотизма. Патриотическое чувство рождается и развивается в течение всей жизни и часто существует почти неосознаваемым даже у взрослых людей.
Ребенка младшего школьного возраста характеризует способность занимать позицию субъекта деятельности и поведения. Эта позиция предполагает, что ребенок способен проявлять активность и самостоятельность в накоплении социального опыта отношений, осознавать собственную позицию, оценивать и корректировать свою деятельность. Роль организаторов воспитательного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления детьми собственного опыта деятельности, выражающего ценностное отношение к Родине.
Существует мнение, что основой патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой родины.
Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории, Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине - его финал.
В школе действует программа по патриотическому воспитанию школьников, рассчитанная на 2012-2016 год.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в нашей стране - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому основная задача программы – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков.
Программа предоставляет детям возможность почувствовать целостность и общность истории народов, живущих в России.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в нашей школе определены следующие:
1.Духовно-нравственное
2.Историко-краеведческое
3.Социально-патриотическое
Программа позволяет:
- углубить знания учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения;
- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
- научить анализировать и понимать органическую целостность истории культуры народов России;
- понять учащимся их личную ответственность за будущее России.
В начальной школе ведётся систематическая работа в данном направлении. С первых школьных дней формируются у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к сознанию того, что патриотизм – это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить её могущество.
Воспитательно-патриотический потенциал реализуется на уроках и во внеурочной работе в формах коллективной и индивидуальной деятельности учащихся – праздников, классных часов, выступлений агитбригад, экскурсий, литературных вечеров, олимпиад.
Неоценимую помощь в подготовке и проведении таких мероприятий оказывают информационные технологии. Используя, электронные ресурсы Интернета, можно организовать и провести виртуальные экскурсии по городам области, музеям, театрам, библиотекам, познакомиться с природными, историческими, культурными памятниками, помочь учащимся найти материал по определённой теме. Учащиеся сами могут познакомиться с традициями, верованиями, легендами и преданиями коренных народов, достопримечательностями областных городов.
Работая в графическом редакторе Paint, школьники могут нарисовать и украсить одежду, предметы быта народа, создать предметный или сюжетный рисунок к произведениям народного творчества, создать плакаты экологической тематики. В программе презентаций Power Point - наглядно представить творческий проект. Информационные технологии помогают повысить уровень мотивации учащихся к данной теме. Разнообразить работу эффективными методами и приёмами, а ученику разнообразить способы сбора информации по темам, развивать интеллектуальные и творческие способности.
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, с историческим прошлым родного города, когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень. Возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях, о героях-земляках. Всё это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.







15