Методическая разработка «Проектная деятельность в рамках урка русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения»».

Методическая разработка.
Проектная деятельность в рамках урока русского языка в 8 классе по теме: «Сказуемое: типы и способы его выражения».
Учитель русского языка и литературы Ребрикова Лариса Петровна.
Теоретическое знание языка совершенствует
способность хорошо говорить и писать.
В.Г.Белинский.
Форма: урок - проект.

Цель проекта: создать пособие по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения» для самостоятельной тренировки учащихся 8-9 класса.

Задачи проекта:
систематизировать знания о типах сказуемого и способах его выражения;
представить теоретическую часть материала о типах сказуемого и способах его выражения в виде схем на листах А4;
подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения;
создать тренинговые карточки для самостоятельной работы.
Начинаем работать над проектом.
Подготовительный, или вводный, этап постановки проблемных вопросов (как эффективно обобщить довольно объёмный материал по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения») мы обсудили на предыдущем уроке. Детям было предложено обдумать дома проблемные вопросы и подумать, каким должно быть тренировочное пособие, помогающее ученикам 8-9 классов повторить данную тему и потренироваться на практике.
На этом уроке активную роль в определении проблемных вопросов и планирования деятельности учащихся может взять на себя педагог как член команды, осуществляющий направление и корректирование деятельности учеников.
Итак, на урок дети приходят с желанием сделать что-нибудь практически полезное.
На этапе организации (планирования) этой деятельности класс делится на 4 группы.
Каждая группа получает задание:
1.Теоретически представить свою часть материала по теме в виде схемы на листе формата А4, т.е. напомнить классу об одном типе сказуемого и способах его выражения.
III. Это этап сбора и структурирования информации- сбор информации, её структурирование и изготовление продукта на уровне теоретического осмысления.
2.Подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
(Дети могут пользоваться учебниками по русскому языку разных авторов и брать примеры из текстов упражнений, из предложенных учителем дидактических пособий (например, пособие Г.А.Богдановой: Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещеие, 2005 или пособие Л.А. Брусенской: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Для учащихся школ и абитуриентов. Ростов-на –Дону: «Феникс», 1996 и др.) или из «головы».)
3. Подобрать примеры для тренинговой карточки, записав их разборчиво на листе А4.
IV. Этап изготовления и оформления продукта.
4. Выполнить часть работы по изготовлению практической составляющей продукта - пособия по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения» для самостоятельной тренировки учащихся 8- 9 классов.

Например, 1-я группа готовит сообщение о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; 2-я - о составном глагольном сказуемом и способах его выражения; 3-я – о составном именном сказуемом и способах его выражения; 4 – я группа консультирует детей из других групп, собирает материал, составляет общую схему «Типы сказуемого», а затем ( на V этапе определена форма презентации продукта и оформление конечного продукта) выполняют техническую часть – составляют методическое пособие: располагают материал в логической последовательности, скрепляют или собирают в папку- скоросшиватель.

Внутри каждой группы дети распределяют задания между собой: один готовит теоретическую часть, другой - подбирает примеры для иллюстрации правила, третий подбирает иллюстративный материал тренинговой карточки для пособия.
VI .Презентация продукта: каждая группа отчитывается по своему блоку заданий у доски ( теоретическая составляющая), иллюстрируя теоретические положения примерами и готовит свою часть для тренинговой карточки (практическая составляющая)- несколько предложений, записанных на отдельном листе чёрной ручкой разборчивым почерком, содержащих сказуемое определённого типа, которое необходимо определить (материал для оформления конечного продукта).
В итоге мы получили тренировочное пособие по теме «Сказуемое: типы и способы его выражения» для самостоятельной тренировки учащихся 8-11 классов, состоящее из трёх листов формата А4, содержащих схематичную информацию о каждом типе сказуемого и способе его выражения, а также три тренинговые карточки с примерами, подобранными к каждому случаю (Приложение1-8). Учащимся остаётся только поработать с ним самостоятельно.
VII. Рефлексия и самоанализ.- последний этап.
В течение пяти минут подводим итоги урока, совместно комментируем ответы детей и качество подобранного иллюстративного материала по следующим критериям:
1) коллективное обсуждение:
Самостоятельность работы над проектом
Полнота раскрытия темы
Оригинальность решения проблемы
Выразительность выступления
Использование средств наглядности, технических средств
Качество выполнения продукта
Убедительность продукта (насколько полно собрана информация) и др.

2) Самооценка:
1. Насколько удачно изготовлено изделие? (Насколько полно собрана информация?).
2.Что я узнал, выполняя проект?
3. Что нового я узнал о себе?
4. Что нового я узнал о своих партнёрах?
5. Можно ли улучшить проектное решение?

3) Домашнее задание.
Написать аннотацию к изготовленному пособию.
















Методическое пособие
для самостоятельной тренировки учащихся 8-9 класса
по теме
«Сказуемое: типы и способы его выражения»




МКОУ Верхнебезымяновская СОШ
2013



Приложение 1.

























Приложение 2.

Простое глагольное сказуемое




Глагол в одном из наклонений:











Приложение 3
1)Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. (Глагол в изъявительном накл.прошедшего вр.)
2)Ты внимательно рассмотри чертёж.( Глагол в повелительном накл.)
3)Без тренировки я не выполнил бы норм по плаванию. (Глагол в условном накл.).
4)Подруга каждая тут тихо толк подругу. (Глагол выражает значение изъявительного накл. толк- толкнула).
5)Меняются поколения, а чудный собор недвижно и вечно будет стоять в центре города.(Сложная форма будущего времени).


Приложение 4
Составное глагольное сказуемое





+















Приложение 5

1)Молодой Дубровский хотел заняться делами.(П.)
2)Владимир начинал сильно беспокоиться (П.)
3)Я был готов любить весь мир. (Л.)
4) Сестра намеревалась приехать к нам во время отпуска.
5) Человек должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н.Тихонов)
6)Любишь ты поспорить!







Приложение 6
Составное именное сказуемое




+



1)Имя прилагательное
2)Имя существительное
3) Причастие
4)Числительное
5)Местоимение
6) Наречие
7) Синтаксически неделимое
словосочетание


Приложение 7

1) Метель была страшная.
2) Земля велика и прекрасна.
3) Добрая работа - всему начало.
4)Экскаватором называется машина, извлекающая землю.
5) Его приезд явился для меня сюрпризом.
(Сравните! Он явился без предупреждения.)
6) От долгого хранения сыр делается ломким и сухим.
(Сравните! Сыр делается из молока.)
7) Варя была с заплаканными глазами



Приложение №8
Тренинговые карточки.
Карточка №1.
Задание. Прочитайте. Какими формами глаголов выражены в них простые глагольные сказуемые? Устно укажите грамматические значения глаголов- сказуемых.
Образец. По улице идёт трамвай – действие в наст. вр.
Кончилась летняя тёплая ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Скоро взойдёт, обсушит росу тёплое солнышко. Будет радоваться вся природа. (С.-М.) 2) Мы крепко привязали наши палатки, иначе их сорвал бы ветер. (Арс.)
Карточка №2.
Найдите «четвёртое лишнее» среди сказуемых в предложениях.
В клетке соловей перестал петь.
Команда будет выступать на своём поле.
Мы будем рады видеть вас у себя.
Оксана любила покрасоваться.
Карточка №3.
Задание. Вспомните, из какого произведения эти строки. Найдите составные именные сказуемые.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый,
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать,
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.







Сказуемое


Составное

Простое глагольное

Именное

Глагольное

Неопределённая форма глагола

Вспомогательное слово (слова)

Глаголы со значением возможности, необходимости, желательности
(Мочь, хотеть, желать) и
эмоциональным отношением: любить, нравиться.

Глаголы со значением начала, конца или продолжения действия
(начать, перестать, продолжить, закончить, прекратить и др.)

Краткие прилагательные со связкой быть
(рад, готов, должен, обязан, намерен)




Глагол- связка

Именная часть

Глаголы делаться, стать, становиться, казаться, являться, называться, считаться, представляться

Глагол-связка быть
(в настоящем времени отсутствует, т.е. бывает нулевой)