Урок русского языка в 8 классе «Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении»


Урок русского языка в 8 классе
«Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении»
УМК: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели как деятельность ученика:
-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: опознавать обращения в тексте, способы его выражения, пунктуационно правильно оформлять обращения.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация На слайде предложения (знаки препинания не расставлены):
1.Друзья мои, я молод был!
2.Мой сын родной, прильни к земле скорей…
3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
4.Играйте, дети!
5.До свиданья, до свиданья, журавли!
- что объединяет данные предложения (обращения)
- что такое обращение? Для чего оно служит?
-где оно может находиться в предложении?
-устно расставьте знаки препинания Личностные результаты:
1.Интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Пробное действие Учитель: А теперь запишите предложения со знаками препинания. А теперь попробуйте опустить обращения. Что получилось? (смысл не меняется) О чем это говорит? (грамматически не связано с членами предложения). Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока Учитель:
-сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке
-прочитайте название параграфов (§ 55-57)
-запишите тему урока.
Выскажите свое предположение о назначении обращения Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
4.Открытие нового знания 1. Чтение параграфа учебника ( с пометками)
2. Что нового вы узнали об обращении?
3.Что показалось непонятным?
4. Чем различаются распространенные и нераспространенные обращения?
5.Расскажите о том, как пишется междометие О с обращениями. Познавательные УУД
1.Выделять главное
2.Анализировать, сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться разными видами чтения
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений Решение проблемной ситуации: (слайд)
1.Заполните пустые места в тезисах:
1) Обращение-это……
2) Обращение помогает……
3) В древнерусском языке оно выражалось с помощью…..
4) Обращения бывают …и…
5) Чаще всего в роли обращения выступает…
6) Обращения могут находиться в …
2. После заполнения пустот получилась памятка. Добавьте в неё самостоятельно еще несколько пунктов. ( Обмен информацией в парах)
3.Словарная работа: досуг (лексическое и грамматическое значение слова, ударение, орфограмма). Можно использовать Интернет-Википедия, словарь С.И.Ожегова и т.д.
4. Составление схем предложений с обращениями (читает учитель):
1. Играйте же, дети, растите на воле!
2.Прекрасны вы, поля земли родной!
3.Ты чего, сероглазая, не смеёшься?
4.Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
5.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!
Проверка по эталону (на слайде). Самооценка
5.Работа в парах. Выяснить, чем выражено обращение в каждом предложении (на слайде предложения из задания 4).
Объяснить, какие из них распространенные, а какие - нераспространенные обращения, обменяться информацией. Морфологический и морфемный разбор слова сероглазая.
6. Работа по выбору .1)Творческая работа с использованием словарного слова досуг. Составить текст из 4-5 предложений «Наш досуг», в котором употребить обращения.
2) Конструирование предложений с обращениями (упр. 345). Подчеркнуть подлежащие и обращения.
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
6.Итоги Устный рассказ. Расскажите по памятке, составленной вами в начале урока, об обращении.
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
7.Домашнее задание П.55-57, упр.346 или составить диалог, используя обращения, стоящие в начале, середине, конце предложения.