Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Мир спортивных игр 6 класс (ФГОС) 2016 г.


Пояснительная записка
      Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
     - Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»
 -«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеурочной деятельности учащихся».
- Закон Российской Федерации «Об образовании от 10.07.92.№3266-1,в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму.
      Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
       Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях и судейская практика.
   
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  может рассматриваться, как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.  
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.  
охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников. 
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование : а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.
Обучение:
осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами  освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условий.


ГОДОВОЙ   ПЛАН-ГРАФИК

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


п/пТема Количество часов
1. Основы знаний и умений.
Способы физкультурной деятельности.   Во время  занятий.
2. Легкая атлетика. 6
3. Волейбол. 12
4. Баскетбол. 12
5. Гимнастика с элементами акробатики. 4
Всего: 34ч.
Календарно - тематическое планирование

п\пНаименование раздела программы Содержание программного материала Кол-во
часов Дата
план факт
п 1. Легкая
атлетика ТБ№57.Физическая культура и основы здорового образа жизни. Командные виды спорта. Правила соревнований. Ускорения. Бег  300-500м.
Эстафета 4*50м.
Развитие скоростных качеств. 1 2. Легкая
атлетика ТБ№57.Строевые упражнения. Ускорения. Бег  500-800м. Эстафета 4*100м. Прыжок в длину с места. Развитие скоростных качеств. 1 3. Легкая
атлетика ТБ№57.Беговые упражнения. Бег 6 мин.
Составление плана и подбор подводящих упражнений:
Подтягивание. 1 4. Волейбол ТБ№20.Составление плана и подбор подводящих упражнений.
Стойка игрока. Передача мяча сверху.
Подвижные игры.
Челночный бег3*10м. 1 5. Волейбол ТБ№20.Стойка игрока.
Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу.
Подвижные игры с элементами волейбола. 1 6. Волейбол ТБ№20. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу.
Подвижные игры с элементами волейбола. 1 7. Волейбол ТБ№20.Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу.
Подвижные игры с элементами волейбола. 1 8-9. Волейбол ТБ№20.Передача мяча, прием мяча снизу. Нижняя прямая  подача. 2 10-11. Волейбол ТБ№20. Спец. беговые упражнения. Стойка игрока.
Передача мяча сверху. Нижняя прямая,  боковая подача. 2 12-13. Волейбол ТБ№20.Передача мяча сверху.
Нижняя прямая,  боковая подача. 2 14-15. Волейбол ТБ№20.Передача мяча сверху.
Нижняя прямая,  боковая подача. 2 16. Баскетбол ТБ№20. Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами. 1 17. Баскетбол ТБ№20.Ведение мяча « змейкой», передачи. Техника остановки двумя шагами, бросок в кольцо. Игра в мини-баскетбол. 1 18. Баскетбол ТБ№20.Эстафеты: с ведением мяча « змейкой», передачей двумя руками от груди. 1 19. Баскетбол ТБ№20.Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча. Поднимание туловища (за 1мин.). 1 20-21. Баскетбол ТБ№20.Ведение мяча с изменением направления. Совершенствовать передачи мяча.
Игра в баскетбол 2*2. 2 22-23. Баскетбол ТБ№20.Ведение мяча с изменением направления. Совершенствовать передачи мяча. Игра в мини-баскетбол 3*3. 2 24-25. Баскетбол ТБ№20.Техника передвижения и остановки прыжком. Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание
и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. 2 26-27. Баскетбол ТБ№20.Бросок в кольцо. Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание
и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. 2 28. Гимнастика с элементами акробатики ТБ№65.Правила безопасности на уроках
гимнастики.
Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. Кувырки вперед и назад. 1 29. Гимнастика с элементами акробатики ТБ№65.Лазанье по канату в три приема.
Упражнения на гимнастической скамейке.
Кувырок вперед в стойку на лопатках (м);
кувырок назад в полушпагат (д); стойка на голове с прямыми ногами (м);«мост» из исходного положения стоя с помощью (д). 1 30. Гимнастика с элементами акробатики ТБ№65.Упражнения в равновесии.
Стойка на голове с прямыми ногами (м);
«мост» из исходного положения стоя с помощью (д). Лазанье по канату.
Общеразвивающие упражнения в парах.
Опорный прыжок:согнув ноги (м); ноги врозь (д). 1 31. Гимнастика с элементами акробатики ТБ№65.Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь (д).
Преодоление гимнастической полосы препятствий.
1 32. Легкая
 атлетика ТБ№57.Строевые упражнения. Повороты на месте. Ускорения 300-500 метров. Развитие скоростных качеств. Эстафета 4*100м. 1 33. Легкая
 атлетика ТБ№57.Подвижные игры.
Спец. беговые упражнения. Бег 10мин. Поднимание туловища (за 1мин.). Челночный бег 3*10м. Подтягивание. 1 34. Легкая
 атлетика ТБ№57.О.Р.У. Спец. беговые упражнения.
Бег 12мин. Подтягивание. 1 ВСЕГО: 34ч.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
    Место проведения:
спортивная площадка;
класс (для теоретических занятий);
спортивный зал.
Инвентарь:
             волейбольные мячи;
             баскетбольные мячи;
             скакалки;
             теннисные мячи;
             малые мячи;
             гимнастическая стенка;
             гимнастические скамейки;
             сетка волейбольная;
             щиты с кольцами;
             секундомер;
маты.
             
Формы организации учебных занятий
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные.
комбинированная форма используется чаще и включает - теоретическую:
беседу,
инструктаж,
просмотр иллюстраций,
практическую:
ОФП;
подвижные игры;
занятия спортивно- оздоровительной направленности;
праздники;
эстафеты.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса
Эффективность реализации программы:
информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры);
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно-методические рекомендации
Количество часов в году- 34.
Количество часов в неделю- 1 (по 45 мин.).

Список методической литературы
1. А.П. Матвеев « Физическая культура 5 -7 классы» учебник для общеобразовательных учреждений.  М.:«Просвещение»,2011г.; 
2. А.П. Матвеев « Физическая культура 8-9 классы» учебник для общеобразовательных учреждений. Учебник написан в соответствии с примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни", М.:«Просвещение»,2011г.;
3.Матвеев А.П. Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы»,
М. «Просвещение»,2012г.;
4.В.И.Лях, А.А.Зданевич « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», М.: « Просвещение», 2010г.