Система подготовки предпринимателя в условиях МБОУ СОШ с.Индерка Сосновоборского района Пензенской области

Система подготовки предпринимателя в условиях МБОУ СОШ с.Индерка Сосновоборского района Пензенской области

Девизом работы большого и творческого педколлектива нашей школы являются слова: «Успех порождает успех».
Соответственно в стенах нашего образовательного учреждения мы формируем личность, способную достичь жизненного успеха.
У мусульман издревле существует культ ребенка, система мер наказания практически отсутствует, и в своей работе мы руководствуемся принципом природосообразности, очень большое внимание уделяем развитию природных задатков учащихся, даем возможность всем проявить себя в учебной и внеучебной деятельности и быть успешными в классном коллективе, в семье, селе и обществе.
Как же быть успешным на современном этапе социального и экономического развития государства, каким образом обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, как быть самодостаточным человеком?
Хочу сказать, что российское образование, хотя постоянно реформируется и модернизируется, а в решении этих вопросов, к сожалению, отстало от жизни. Переход на профильное и предпрофильное обучение, подготовка предпринимателя в школе должна была начаться если не с распадом СССР, то в середине 90-х годов точно. Целое десятилетие педколлективы варились «в собственном соку».
Но, к счастью, не безрезультатно. Мы давно пришли к выводу, что в сельских школах необходимо вводить деловое или бизнес-образование, которое понимается как подготовка кадров для предпринимательских структур. Деловое образование имеет 4 главные цели:
Передачу знаний.
Выработку умений и навыков.
Дальнейшее формирование развития предприимчивости.
Формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения.

Около десяти лет как мы ввели профильное обучение в 10-х, 11-х классах и третий год осуществляем предпрофильную подготовку в 9=х классах, куда входит курс «Основы выбора профиля обучения» и «Курсы по выбору». Предпрофильная и профильная по сути деловое образование, которое позволяет обоснованно, с учетом личных особенностей и интересов, выбрать область деятельности или профессию. По нашему мнению в среднем звене необходимо пересмотреть программы по географии, обществознанию, математике, информатике и некоторым другим предметам.
Более подробно я хочу рассказать о «Курсах по выбору». Мы предлагаем учащимся много программ, но я остановлюсь на тех, которые готовят людей творческих и предприимчивых, позволяет молодежи приобрести общетрудовые навыки, так необходимые в условиях сельской местности, остановить миграцию из села в город, стать успешными.
Учителем технологии и ИЗО Шаиповым Г.Р. разработана программа курсов «Художественная обработка древесины» (17 часов), «Аппликация из соломки» (17 часов). Готовые изделия, выполненные ребятами украшают стены школьных коридоров и столовой, а также пользуется успехом на школьных, районных и областных ярмарках. Кружевные наличники украшают окна односельчан, а их изготавливают наши выпускники.
Учителем технологии Мусаловой Р.С. разработана программа «Этнография вышивки татар Пензенской области» ( 17 часов). Как результат, ее ученица Мамкеева Олеся в 2006 году в областной научно-практической конференции «Старт в науку» заняла III место в секции «Краеведение». Тема ее работы: «Свадебный обряд татар села Индерка Сосновоборского района».
Под руководством Р.С.Мусаловой полностью воссоздан татарский народный костюм для школьного музея, вышиваются салфетки и головные мужские уборы – тюбетейки для школьного фольклорного коллектива. Кроме того она руководит кружком «Хозяюшка» и изделия, выполненные руками девушек моментально распродаются на ярмарках.
Учителем технологии Баишевой Р.М. разработана программа курса «Татарская народная кухня» ( 17 часов).
Прежде, чем выставить изделия на продажу подсчитывается себестоимость изделия.
Мы проводим две большие ярмарки (осеннюю – после сбора урожая и весеннюю – в день открытия Недели семьи) в школе. Каждый класс, продавая свои изделия на ярмарках, зарабатывает деньги. Эти средства используются на приобретение магнитофонов, настольных игр, ремонт классных комнат, экскурсий.
На средства заработанные от участия в районной ярмарке (в мае месяце), который проходит на стадионе и областных ярмарках (Рождественская в областном драмтеатре, презентация района, в парке им. Белинского) мы приобрели синтезатор, колонки, микрофоны, татарские народные костюмы, один компьютер, ксерокс. Всеми деньгами очень грамотно распоряжается Совет школы.
Уже многие годы юноши 10-11-х классов на уроках технологии осваивают трактор и после успешно сданных экзаменов вместе с аттестатом получают удостоверения тракториста-машиниста с/х машин. Ведет эти уроки мастер производственного обучения, инженер-механик с высшим образованием Гафаров Р.Б. Он также разработал программу курса «Основы механизации и фермерское хозяйство», где большое внимание уделяется устройству автомобиля, трактора и ПДД. Как результат, наша команда на областном этапе игры «Орленок» по ПДД занимает первые места. Под его руководством осуществляются ремонтные работы, связанные с оштукатуриванием, кладкой стен из кирпича. Практически все работы по благоустройству школы и школьного двора осуществляются производственной бригадой старшеклассников, которые оплачиваются центром занятости населения.
Жить в селе и не обеспечивать себя свежими овощами – непростительно. Поэтому в летнее время учителя и учащиеся школы выращивают все овощи, благодаря чему удешевляются школьные обеды, а часть овощей мы продаем и приобретаем другие продукты питания, инвентарь для школьного огорода, посуду для столовой.
Учителем истории и обществознания Аббясовой Н.И. разработана программа курса «Предприниматель малого бизнеса» (34 часа). Ее занятия сопровождаются встречами с местными предпринимателями, работниками налоговой службы, выходом в Интернет. На 4 тыс. 350 человек села Индерка на сегодняшний день зарегистрированных предпринимателей насчитывается 41, т.е. сто с небольшим человек на одного предпринимателя.
Деловое образование предполагает формирование и развитие у учащихся качеств лидера, поэтому на уроках обществознания, на классных часах мы используем программу ИПК и ПРО «Школа юного лидера». Мой собственный сын ученик 9-го класса пожелал учиться во вновь открывающемся губернском лицее «Лидер-предприниматель» и в анкете он написал: хочу учиться в этом лицее, чтобы участвовать в возрождении экономики Пензенской области и сделать ее процветающей.
Предпринимательство в общеобразовательной школе мы рассматриваем, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, вне зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или простого работника по найму.
15