Презентация по литературе на тему 205 лет Царскосельскому Лицею


Страницы истории.205 лет со дня открытия Царскосельского Лицея. Цель мероприятия: знакомство с уникальным учебным заведением – Царскосельским Лицеем.Задачи: совершить виртуальное путешествие в Царскосельский Лицей, познакомить учащихся с историей его возникновения, первыми учителями и воспитанниками, традициями и отличительными особенностями;показать роль Лицея в формировании нравственных и эстетических идеалов Пушкина, в становлении его как поэта;способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к историческому и культурному наследию России. 19 октября 2016 года – 205 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели. Распорядок дня воспитанников Императорского Царскосельского лицея В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах. С 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах. С 13 часов — обед и короткий перерыв.С 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию. С 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. В 22 часа, после вечерней молитвы, все воспитанники ложились спать.  Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.  Обучение было рассчитано на 6 лет. Изучение родного и иностранных языков начиналось с раннего возраста.Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания.Педагоги часто встречались с учениками в свободное от занятий время беседовали с ними на животрепещущие темы. Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже. В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти). Из комнат для занятий можно пройти в учебный класс, похожий на университетскую аудиторию. В классе стоят расположенные один выше другого, амфитеатром, шесть полуциркульных столов, за каждым из которых размещалось по пять воспитанников. Кафедра для преподавателя поднята на три ступени. Лицеистов рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, созданная в 1811 году. Заведовал ею знатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые для учебного процесса книги и пособия, описывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям. У каждого лицеиста была своя комната – келья, как называл ее А.С.Пушкин. В комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Отличительной особенностью Царскосельского Лицея являлась единая форма одежды. Мундир состоял из однобортного кафтана темно- синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Носить форму привилегированных учебных заведений было большой честью. В Лицее проходила своя бурная насыщенная жизнь. Царил дух свободы и самодеятельности. Лицей дышал стихами. Они витали в классах, перелетали в спальни. Их писали, читали, обсуждали. Лицеисты издавали свои собственные рукописные журналы. Герб и девиз ЛицеяДля награждения отличившихся лицеистов по эскизам директора Лицея Е.А.Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».  Лицеисты первого выпуска, к ко­торому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты. До конца своих дней Пушкин воспевал школу, его воспитавшую. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября». Это стихотворение стало настоящим гимном Лицею. Все воспитанники последующих поколений считали своим долгом знать это стихотворение наизусть.Друзья мои, прекрасен наш союз!Он как душа неразделим и вечен —Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Все те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село…  https://ru.wikipedia.org/. Начальное образование.- 2007. Литература в школе. -2010.Народное образование. – 2004.museum.edu.ru/catalog.pptcloud.ru/literatura/tsarski