Конспект урока по музыке Волшебная сила музыки


Тема. Волшебная сила музыки (7-8 класс)
Ход урока
Учитель: Перед началом нашего урока хочу, чтобы вы поделились своим настроением с которым пришли на урок (на партах смайлики-настроения).
Ребята, вы сегодня заходили в класс под красивую музыку, которую вы уже слышали ранее на наших уроках. Давайте вспомним названия произведений и имена композиторов, сочинивших такие замечательные произведения.
Л.Бетховен «Лунная соната»
В.Моцарт «Турецкое рондо»
И.Крутой «Весь мир любовь»
Группа «Битлз»
Ребята, а какие чувства вызывает в вас эта музыка? (Ответы учащихся).
На наших уроках звучала разная музыка. Разная не только потому, что её сочинили композиторы многих стран, а потому, что выражала она различные человеческие чувства, потому что в ней были воплощены разнообразные стороны человеческой жизни. Мы с вами уже говорили о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью и мужеством. Мы также много говорили о влиянии музыки на чувства, эмоции и даже на здоровье человека, о её преобразующей силе. Приводили и анализировали примеры такого влияния из жизни знаменитых людей.
Ребята, сегодня я вам предлагаю провести на уроке небольшой эксперимент. Тема нашего урока «Волшебная сила музыки». Мы попробуем с вами выяснить, как музыка может влиять на настроение, самочувствие и активность, то есть на нашу с вами психоэмоциональную сферу. Очень точно об этом сказал П. И. Чайковский «Цель музыки — возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Замечательное искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня — у миллионов людей, населяющих нашу планету.
Ещё Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим»... Лучшая охрана государства, как считал Платон, – музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная...
О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого возраста»
Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино писал в своем трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру»
Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе»
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам – всем, кому приходится много говорить.
Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.

В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты»
Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.
К культуре какой бы страны мы ни обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов – слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды.
Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования.
Подводя итог нашего урока, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье. Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
У вас на партах лежат наборы смешных человечков. У них у всех разное выражение лица. Выберете для себя одного из человечков, который бы соответствовал вашему настроению и отношению к сегодняшнему уроку, и прикрепите его на доску, выходя из класса.