Конспект воспитательного мероприятия игра-путешествие Дорогою добра


Тема: Игра-путешествие «Дорогою добра»
Составила и провела: Семочкина К.О.
Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле;
Задачи:
знакомство с моральными чертами характера, проявляющимися в отношениях к людям;
развитие потребности в нравственном самосовершенствовании;
развитие творческих способностей учащихся, интереса и любознательности;
развитие речи и расширение словаря;
воспитание добрых и уважительных чувств друг к другу;
способствование сплочению детского коллектива;
обеспечение эмоционального и физического здоровья.
Форма занятия: игра – путешествие.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, солнце, лучи солнца, тексты для обсуждения ситуаций, сердечки (желтого, красного цвета).Ход игры
I. Организационный момент
− Ребята, я рада видеть вас таких красивых, с хорошим настроением! Наше занятие мы проведём с пользой. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека.
А начать наш разговор я хотела бы со слов:
Давайте поклоняться доброте! (Слайд 2)Давайте с думой жить о доброте!
− Всего через несколько минут мы с вами отправимся  по дороге к доброте.  На этой дороге нам придется идти по нескольким улицам и переулкам. Но для начала соедините ладошки и повторяйте за мной:
- Я желаю тебе добра.
- Мы желаем добра друг другу.
- Если тебе будет трудно, я помогу. (Слайд 3)
II. Вступительная беседа
Послушайте и спойте вместе со мной  всем известную песню.
Звучит фрагмент песни «Что такое доброта?»
«Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда…»
− Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
А теперь обратимся к определению доброты в толковом словаре Сергея Ожегова. (Слайд 4)
Доброта − это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
− Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Каждое из этих слов состоит из двух.
− Давайте подумаем над значением каждого слова:
Добро-детельный,
Добро-душный,
Добро-желательный,
Добро-нравный,
Добро-сердечный,
Добро-совестный (Слайд 5)
III. Работа по теме занятия
− Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на дорогу к доброте. (Слайд 6)
− Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.   (Улыбка.) (Слайд 7)
(Звучит песня из кинофильма «Крошка Енот»)
− Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на Улицу Улыбки (Слайд 8)
1-й ученик:
Давайте улыбаться просто так,
Улыбки раздавать случайным людям.
Что б не за грош, и не за четвертак,
А просто так им улыбаться будем!
− Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми. Но мы двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов. (Слайд 9)
− Что же такое доброта и кто такой  добрый человек?
− Добрый человек всем приятен, он как солнышко светит, греет, улыбается. К нему все тянутся и все его любят. Злого же человека избегают, потому что с ним неприятно.
− Какого человека можно назвать добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей, бережёт природу, любит птиц и зверей. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении, не обижает других.)− Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)
− Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость, незащищенность.)
− Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)
− А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)
 − А хотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
− Ребята, есть такое золотое правило «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».(Слайд 10)
− Пусть это золотое правило  определяет все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем, любили его, не обижали его. Но надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других разочарование  и чувство несправедливости.
И так, на улице добрых слов мы вспомним хорошие слова.
Игра «Хорошие слова»
Я буду называть слова, а вы называть противоположные по смыслу.
Плохо − хорошо
Зло – добро
Война − мир
Грубость – вежливость
Ложь − правда
Ленивый – трудолюбивый
Грязный − чистый
Двойка − пятерка
− А теперь вспомним вежливые слова.
Поиграем в игру «Доскажи словечко». Проверим, как вы знаете «вежливые» слова.(Слайд 11)
Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого …(«спасибо»)
Зазеленеет старый пень,Когда услышит …(«добрый день»)
Мальчик вежливый и развитыйГоворит, встречаясь …(«здравствуйте»)
Если больше есть не в силах,Скажем маме мы …(«спасибо»)
Когда нас бранят за шалости,Говорим мы …(«прости, пожалуйста»)
И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят …(«до свидания»)
Далее  выходим на Переулок сказки. (Слайд12)
Послушайте сказку
Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
− Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь. (Слайд 13)
Подумал волшебник и сказал:
− Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место… Пришла и видит: стоят 2 девушки. (Слайд 14)
− Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
− Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…
−Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла девочка к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась девочка.
− А кого выбрали бы вы? (Ответы детей). Почему девочка подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
− Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей). (Слайд15)
− Да, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
− Сейчас ребята мы с вами отправляемся на Улицу Здоровья. (Слайд16)
− Как вы думаете, какие люди на ней живут? (здоровые).
− С помощью чего они сохраняют свое здоровье? (Ведут здоровый образ жизни. Правильно питаются и много двигаются)V. Физкультминутка
Видеоролик «Мы танцуем буги-вуги».
Игра: Сказочный герой – добрый или злой (Слайд 17)
− Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду показывать сказочного героя, а вы будете определять, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите.
(На экране появляются слайды с изображением  Карабаса Барабаса, Ивана-Царевича, Красной Шапочки, Бабы Яги, Золушки, Дюймовочки, Кота в сапогах) (Слайды 18 – 24)
− Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше. Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.
Попадаем на Улицу добрых дел (Слайд25 )− Здесь вам нужно отгадать мои веселые загадки. Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Давайте, попробуем. Но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку.
Кто из вас, проснувшись бодро,«С добрым утром!» скажет твердо? Кто из вас, скажите, братцы,Забывает умываться?У кого из вас в порядке Сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас в автобусе тесном Уступает старшим место? Кто из вас молчит как рыбаВместо доброго «спасибо»? Кто быть вежливым желает,Малышей не обижает?Молодцы! Хорошо справились с заданием.
− В жизни случаются разные ситуации. Сейчас вы послушаете мой рассказ и подумаете, как бы вы поступили.
«Потерянная варежка» (Слайд 26) Зима. Дети играли во дворе: кидались снежками, лепили снеговика. Одна девочка потеряла варежку. У неё замёрзли руки, пальцы озябли. Она дышит на них, пытается согреть, но без варежек это плохо получается.Мальчики  увидели,  подошли к девочке и сказали:………. − Как вы думаете, что сказали мальчики? Обсудите в парах и как  бы в этом случае  вы поступили? «Подарок»  (Слайд 27) На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!» − Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя? (Большое  спасибо!  У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть  вдвоем!) −А кто-нибудь из вас совершал добрые дела? − Кто хочет рассказать о своём добром деле? (учащиеся в парах рассказывают о своём добром деле) − Вот видите, как много добрых дел вы уже сделали, несмотря на то, что вы ещё такие юные.
VI. Закрепление (Слайд 28)
− Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Чтобы наше солнышко светило ярко, давайте оживим его и запишем на лучиках как можно больше добрых слов.
(Например: доброта, любовь, счастье, честность, радость, доверие, справедливость, сердце, дружба, доброжелательность, забота, милосердие, добродушный, добросердечный, добрососедство, доброжелательный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.)(Учитель на лучиках солнца из цветной бумаги подписывает ответы детей и прикрепляет к солнцу на доску.)
VII. Рефлексия
− У вас на столе лежат волшебные сердечки разных цветов, которые мы с вами сделали на прошлом занятии. Оцените свою работу и настроение:
Желтые сердечки – все удалось, понравилось;
Красные сердечки – буду делать добрые дела.
Положите свое сердечко на левую ладошку, закройте глаза, улыбнитесь (от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. А теперь давайте создадим с вами большое открытое сердце нашего класса.
(Звучит песня «Если добрый ты») (Слайд 29)
− Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые, сердечные люди. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
− Наше занятие подошло к концу. Давайте дарить добро людям и нам всем вместе будет жить лучше.