Мастер-класс Формирование оценочной деятельности у младших школьников


Формирование оценочной деятельности у младших школьников
Из опыта работы
учителя начальных классов
Гвоздовской О.В.
МКОУ «Калачеевская СОШ №1
Перед современным обществом стоит задача – вырастить деятельного человека, умеющего ставить перед собой цель и объективно оценивать свои действия для ее достижения. Что же такое оценка?
Оценка (в философии) – это отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности. (энциклопедический словарь)
Как же научить ребёнка оценивать свою деятельность в условиях ФГОС НОО. Давайте вспомним, какого выпускника начальных классов хотело бы увидеть государство.
1) Любознательного, интересующегося, активно познающего мир.
2) Владеющего основами умения учиться.
3) Доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, умеющего высказать свое мнение.
К такому результату прийти нелегко. Многое зависит от общества, которое окружает ребенка, от семьи, которая его воспитывает. Но мы в начальной школе всеми силами стремимся прийти к такому портрету выпускника.
Расскажу о нескольких способах формирования оценочной деятельности, которые применяю в свой практике. (СЛАЙД )В 1 классе я работала с оценочными линеечками, по которым учащиеся оценивали свою работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом если я соглашалась с оценкой, то обводила детский знак. Это означало высшую похвалу учащемуся.
«Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман.
Со способности оценить свою работу начинается учебная самостоятельность школьника. Во 2 классе я использую (знаковый) приём становления рефлексивной самооценки.
Выполнив задание в тетради по математике, русскому языку ребенок оценивает свою работу, для чего на полях напротив нужной строки ставит знаки (СЛАЙД ) ! (работа выполнена правильно, аккуратно)
+ (допущены ошибки)
- (много ошибок, работа выполнена небрежно)
Во время проверки работы я соглашаясь с оценкой, обвожу детский знак. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена.
Озвучивая результаты этой работы, я особо отмечаю тех учащихся, чья оценка совпадает с моей. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. 
По просьбе учителя дети поясняют свою оценку используя алгоритм Давыдова. (СЛАЙД ) В первом классе он более подробный, а во втором краткий (СЛАЙД )АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании ? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился правильно или с ошибкой ?4 шаг. Справился самостоятельно или с небольшой помощью?

На уроках русского языка, математики использую приём предварительной оценки, когда ребёнок делает предположение – на какую оценку он выполнит задание. А затем после выполнения работы делает вывод, совпала ли предварительная оценка с результом. Анализирует работу и если цель не достигнута находит причины, которые необходимо устранить. (СЛАЙД )На уроках закрепления использую карты самооценки по изученным темам.
Карта самооценки по русскому языку.
Ф.И. _____________________________________________________
Вид задания Я знаю Я умею Я хочу узнать
Безударные гласные Парные согласные Карта самооценки по математике
Ф.И. _____________________________________________________
Вид задания Я знаю Я умею Я хочу узнать
Решение задач Решение уравнений На уроках математики, литературного чтения, окружающего мира – я использую светофоры.
Зелёный – работа выполнена отлично. (оценка 5)
Жёлтый - в работе есть ошибки, неточности. (оценка 4)
Красный - низкий уровень выполнения работы. (оценка 3)
Дети оценивают свою работу при выполнении таких заданий как математический диктант, пересказ, чтение по ролям, выразительное чтение. Свою оценку ребёнок поясняет при ответе по алгоритму.
Итоговая самооценка проводится 2 раза в год. Для этого мы используем листы учёта достижений, которые дети заполняют самостоятельно. Учитель делает выводы и рекомендации, которые учитывает в своей работе.
Достижения учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах (метапредметные) позволяет отслеживать портфолио, которое является средством накопления информации об образовательных результатах ученика. (СЛАЙД )Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Дети, активно участвуют в обсуждениях по поиску вариантов решения различных заданий, оценивают правильность своих действий, задают вопросы, высказывают собственные гипотезы, оценивают своих одноклассников.