Модульно-компетентносные технологии обучения как условие для формирования компетенций и развития творческой, познавательной активности студентов


Модульно-компетентносные технологии обучения как условие для формирования компетенций и развития творческой, познавательной активности студентов.
ГАОУ СПО « Камышинский политехнический колледж»;
тел 8-844-57-9-22-23; Е- Mail kamkoll@yandex.ruпреподаватель Львова Галина Ивановна
В современном мире все явления и процессы протекают достаточно быстро. Все меняется, идет вперед, преобразовывается, развивается с необыкновенной скоростью, достаточно динамично. Поэтому мы, как современные люди, живущие в потоке всех преобразований общества, науки и всех сфер человеческой деятельности обязаны «идти в ногу со временем». Именно на этом этапе с такой же скоростью увеличивается значимость системы образования. Значимой для СПО становится подготовка специалистов среднего звена с одновременным получением рабочих квалификаций.
Современная система СПО должна отражать требования сферы труда, специфику социально-экономических условий и обеспечивать студентов профессиональными, социальными, коммуникативными и другими компетенциями.
Успешное профессиональное становление возможно не только на основе совершенной системы образования, но и осознанного выбора своего пути, на основе своих желаний и возможностей, стремлении преодолевать трудности, осознавать возможности своего профессионального и личностного роста. С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов в СПО изменились задачи образовательного процесса. Одной из сложных задач для реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов является освоение студентами внутрипредметных и междисциплинарных связей. Эти связи отражают системность информации, и осознание их студентами делает знания более прочными, структурированными, гибкими и подвижными. Составление структурно-логических схем позволяет установить тесную связь содержания вопросов темы с другими учебными дисциплинами – профессиональными модулями, и построить оптимально познавательный процесс при изучении темы, учебной дисциплины или профессионального модуля.
При использовании модульно-компетентносных технологий возникает
взаимодействие преподавателя и студентов, эффективность которого зависит от качества и количества усилий, прилагаемых с обеих сторон. Качество подготовки к профессиональной деятельности студентов находится в прямой зависимости от педагогической технологии, которую мы принимаем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей, а также уровня профессионально-педагогической культуры преподавателя.
В своей профессиональной деятельности, работая по программам профессиональных модулей, я пришла к выводу, что для качественной подготовки студентов необходимо постоянно, в рамках каждого урока четко продумывать его ход и нацеливать студентов на результат, развивать творческую и познавательную активность студентов. Для этого надо правильно построить урок, организовать студентов и обеспечить технологический процесс обучения, выбрать траекторию обучения от исходного уровня студентов до достижения определенных целей в установленный период времени, сформировать мотивацию студентов, создать условия для качественного учебного процесса.
В качестве основного механизма, обеспечивающего студентов необходимыми компетенциями мною рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Целью этого подхода является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере экономики.
Знакомство будущих специалистов с условиями производства начинается с прохождения ими учебной практики, которая входит в состав профессиональных модулей студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело». Внедрение практикоориентированных форм обучения  позволяет привлечь интерес студентов к актуальным вопросам в дальнейшей профессиональной деятельности  и  развить творческое мышление. Суть образовательного процесса в условиях модульно компетентностной технологии - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.
Модульно-компетентностные технологии в обучении предоставляют студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей профессиональную среду. Такое обучение позволяет адаптироваться к реальности профессиональной деятельности, и применять на практике не только профессиональные, но и общие, сквозные и ключевые компетенции. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от преподавателя четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику колледжа в дальнейшем.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для профессиональной сферы. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.
В проведении уроков компетентностный подход позволяет решить важную задачу, актуализировать у студентов спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования.  Я с самого начала обучения настраиваю студентов на результат обучения -  получение  определенных компетенций в результате  освоения профессиональных модулей в рамках учебной программы своей специальности.
Оптимальная технология реализации модульно-компетентностного подхода позволяет гибко строить содержание уроков из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать из них наиболее подходящие для определенной аудитории.
Творческим и активным может быть только человек, подкованный знаниями. Студентов необходимо в самом начале нацелить на процесс самоопределения и настраивания, на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и тем самым — на обеспечение готовности к обучению. Для этого я определила основные направления развития у студентов творческой, познавательной активности:
     выработка способности контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении и обсуждении материала;
    сдерживание своих эмоций, и импульсивности при выслушивании других, а также проявление рассудительности при ответах и дискуссиях;
    выработка способности к элементарным обобщениям;
    выработка способности функционального определения значения профессиональных терминов, определение их иного выражения (синонима);
Эти направления позволяют быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала: слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы и образные иллюстрации и таблицы. Именно с этого начинается освоение материала, умственного труда, поскольку важнейшими ее элементами являются: анализ управленческой ситуации, выявление причин случившегося, принятие решений, определение способа достижения цели и решения задач и т.п. Поэтому важно знать, какие факторы (силы) влияют на качество умственного труда — это, прежде всего, факторы усвоения материала и факторы сохранения продолжительной работоспособности. При постоянной работе на уроках и достижения малых побед у студентов появляется живой интерес к изучаемым дисциплинам, после того как работа по данным направлениям становится системой, приходят большие победы, развивается творческая, познавательная активность студентов на уроках.
Однако, развитие творческой, познавательной активности студентов, возможно при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Для этого я, применяя модульно-компетентносные технологии обучения, акцентирую внимание студентов и выделяю основные виды мотивации:
1. внешняя мотивация – зависимость профессиональной карьеры от учебы в колледже.
2. внутренняя мотивация – склонности студента, его способности к учебе и их развитие.
3. процессуальная (учебная) мотивация – проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы, необходима специальная психологическая настройка студента на выполнение СРС для лучшего понимания изучаемого материала.
Важнейшим условием для формирования компетенций и развития творческой, познавательной активности студентов на уроках – это моя непрерывная работа по повышению наглядности и научно-теоретического уровня изложения материала, с формированием мировоззрения студентов, развитием их мышления, и приобретением ими навыков моделирования. Следовательно, при компетентностном подходе учебный процесс мною организован таким образом, чтобы он позволял выявлять и развивать познавательные и творческие способности студента, управлять его самостоятельной активностью; пособствовать   выработке  навыков  и  умений,  необходимых в практической деятельности; помогать студентам, развивать  свои аналитические способности; логическое мышление, поиска нужной информации; способствовать выработке   у студентов навыков, которые способствовали бы активной, самостоятельной  целеустремленной   продуктивной  учебной  и  профессиональной деятельности. В своей работе я использую следующие технологии (см. таблицу № 1):
Таблица № 1
Образовательные технологии Примеры использования
Дифференцированное обучение Задания различного уровня сложности
Технологии развивающего обучения 1.Презентации
2.Уроки-практикумы
3. Курсовые работы
Технологии проектного обучения Информационные и исследовательские проекты (Исследовательские работы)
Информационно-коммуникационные технологии 1.Применение учебных электронных изданий, ресурсов сети Интернет.
2.Разработка презентаций к урокам.
3.Осуществление тестового контроля знаний студентов


Для развития у студентов творческой и познавательной активности, в свою очередь я, как преподаватель, увлечена своим делом, в работе ориентируюсь на инновационные педагогические технологии, непрерывно повышаю свой уровень, чтобы быть профессионально грамотной, способной к экспериментальной, научной и творческой деятельности. Считаю, что главное условие работы со студентами для преподавателя быть интеллектуальным, нравственным и эрудированным.
Для успешного развития у студентов творческой, познавательной активности я провожу групповые и индивидуальные занятия, студенты выполняют практические задания с использованием нормативной, справочной литературы. Готовлю их для участия в конкурсах, КВН, декадах банкиров. Провожу на уроках интеллектуальные деловые игры, учебную дискуссию с решением ситуационных задач, рассматриваю проблемные вопросы. Мои студенты на протяжении последних шести лет участвуют и занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, научно-исследовательской работе в различных учебных заведениях.
На основе вышесказанного можно сформулировать основные направления обучения, заложенные в основе моих уроков:
- развитие самостоятельности, устойчивой работоспособности, ответственности, готовности решать поставленную задачу нетрадиционными способами;
- формирование таких качеств, как самоконтроль, самокритичность, саморегуляция - благодаря применению тестовых программ, а также программного обеспечения, позволяющего студенту раньше преподавателя увидеть результат своей деятельности и сделать выводы о правильности решения поставленной задачи;
- порождение активности, поскольку необходимо постоянное участие студента в происходящем. Он является активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекции или просмотра видеофильмов.
Таким образом, практически каждый урок по программе профессионального модуля нацелен на повышение уровня знаний студента, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения. Это позволяет повышать не только эффективность обучения, но и его качество.
Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь представление о том, какие компетентности они должны развивать и формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования профессиональной культуры.

В процессе образования студентов мы, как преподаватели, имеем первостепенное значение в обеспечении эффективного формирования высокого уровня профессиональной компетентности будущих специалистов.
Список используемых источников:
О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.В. Коновалова, Е.В. Сартакова. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2005.
Л.Н. Денисова, В.П. Медведев. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2007.
И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012.№1. – с.48-54.
А.А. Скамницкий докт. педагогич. наук, профессор. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании.\ Под. общ. ред.. — М., 2006. — 276 с.
Г. В. Ярочкина, С. А. Ефимова. Методика проектирования учебных материалов на модульной компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. Методическое пособие. — М.:Московский психолого — социальный институт, Федеральный институтразвития образования, 2006. — 177 с.