Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе Школа 2100


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для учащихся 3 класса на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года).
- Авторской программы по русскому языку (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Пронина О.В.),
(М: Баласс, 2012), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
- учебного плана муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №63 города Тюмени на 2014 – 2015 учебный год.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, являются разделы «Предложение» и «Текст».
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
Первый аспект в рассмотрении слова – это звуковой состав и обозначение звуков буквами;
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 63 курс «Русский язык» изучается в 3 классе по 5 часов в неделю, в год 170 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 ч)
Слово. (116ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь послеч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся.
Название разделов Общее количество часов Основные виды
деятельности учащихся
Вводный урок 1 Знакомство с новым учебником, вычитывание информации из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозирование содержания и видов работы по учебнику.
Повторение 10 Толкование значения слова. Звуко-буквенный разбор слова. Характеристика слова с четырёх позиций. Оформление предложения на письме. Чтение и произношение предложений с правильной интонацией; конструирование предложений из слов. Постановка вопросов от слова к слову в предложении. Анализ заглавия; соотнесение его с содержанием и главной мыслью, самостоятельный подбор заглавия текста и его частей. Самостоятельное осмысление текста до чтения, во время чтения и после чтения.
Слово 126 Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне 3 Нахождение корня в группе однокоренных слов, аргументирование выбора.
Нахождение чередующихся согласных звуков в корне однокоренных слов, выделение этих корней.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствия произношения и написания.
Нахождение в словах изученных орфограмм по их опознавательным признакам, правильное написание слов, графическое объяснение выбора написаний, нахождение и исправление орфографических ошибок.
Формулирование обобщённого правила правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.
Письмо сочинений по опорным словам с изученными орфограммами.
Написание свободного диктанта после предварительной подготовки.
Правописание проверяемых согласных в корне слова4 Удвоенные согласные в корне слова5 Непроизносимые согласные в корне слова9 Безударные гласные в корне слова7 Постановка ударения, различение ударного и безударного гласных звуков. Наблюдение за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбор проверочных слов. Группировка слов с изученными орфограммами.
Сложные слова. 9 Нахождение в предложении сложных слов путём выделения двух корней и соединительной буквы.
Использование в речи и правильное написание сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека.
Части слова. Приставка 1 Нахождение в словах корня, суффиксов, приставок. Различение омонимичных приставок и предлогов.
Безударные гласные в приставках 4 Различение приставок.
Различение и правильное написание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.
Анализ состава слова, осознанный выбор разделительного ъ и ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.
Выделение в слове окончания и основы, действие по алгоритму.
Систематизация знаний о составе слова в виде схемы, таблицы.
Наблюдение за лексическим значением однокоренных слов. Наблюдение за однокоренными словами. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня 4 Разделительные Ъ и Ь 6 Части слова. Окончание и основа 4 Части слова. Суффикс 2 Разбор слова по составу 4 Части речи в русском языке 1 Группировка слов по вопросам. Конструирование предложения из слов с опорой на вопросы.
Выделение в предложении самостоятельных и служебных частей речи.
Открытие признаков имени существительного как части речи.
Определение грамматических признаков имён существительных.
Определение начальной формы имени существительного. Наблюдение за использованием имён существительных в речи.
Анализ текста с преимущественным употреблением имён существительных. Употребление имён существительных в речи.
Анализ имён существительных – морфологический разбор.
Образование с помощью суффиксов и употребление в речи имён существительных.
Разбор имён существительных по составу, соотнесение слов со схемами.
Имя существительное как часть речи 6 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 3 Род имён существительных 3 Число имён существительных 4 Словообразование имён существительных 8 Местоимение
как часть речи 6 Различение местоимения и слов других частей речи. Замена в тексте местоимения именами существительными и наоборот. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Осознание роли личных местоимений в речи. Продуцирование текста с использованием местоимений.
Имя прилагательное как часть речи 4 Группировка слов по частям речи.
Нахождение в тексте имён прилагательных по вопросу. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Анализ текста с преимущественным употреблением имён прилагательных.
Различие текста-повествования и текста-описания. Выделение в предложении словосочетаний, постановка вопроса от имени существительного к имени прилагательному.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Проверка написания безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.
Разбор имён прилагательных по составу.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных 6 Разбор имён прилагательных по составу 4 Глагол как часть речи 4 Наблюдение за ролью глаголов в речи.
Анализ текста с преимущественным употреблением глаголов. Участие в проблемном диалоге, открытие новых знаний о грамматических признаках глаголов.
Выделение неопределённой формы глагола и преобразование глагола в другой форме в начальную.
Образование и употребление в речи глаголов в различных формах времени. Выделение суффикса –л-
в форме прошедшего времени. Определение изученных грамматических признаков глагола.
Составление алгоритма разбора глагола как части речи.
Правописание частицы не с глаголами 3 Неопределённая форма глагола 12 Предложение 25 Виды предложений по цели высказывания и интонации 3 Различие видов предложений по цели высказывания. Чтение с соответствующей интонацией повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Нахождение в предложении грамматической основы, обозначение её графически. Различение грамматической основы и второстепенных членов предложения. Установление грамматических связей в словосочетании с помощью вопросов.
Распространение и сокращение предложений до основы. Нахождение однородных членов в простом предложении.
Объяснение постановки знаков препинания.
Конструирование предложений с однородными членами. Различие простого и сложного предложения. Конструирование сложных предложений.
Совместное составление алгоритма синтаксического разбора сложного предложения.
Главные и второстепенные члены предложения 7 Предложения с однородными членами 8 Простые и сложные предложения 7 Повторение 8 Обобщение и систематизация знаний по русскому языку в 3 классе.
ИТОГО 170 Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используются следующие пособия:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»;
демонстрационные таблицы по русскому языку;
демонстрационная таблица «Алфавит»;
плакат «Правильно сиди при письме»;
наборы сюжетных картинок.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
мультимедийный проектор
персональный компьютер
Учебно-методические материалы:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник 3-й класс;
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 3-го класса;
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса;
М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 3-го класса;
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.