Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса Образовательная система «Школа 2100»

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 304
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к использованию
ГБОУ СОШ № 304
Центрального района
Санкт-Петербурга
Протокол от _________ № _____

«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №304 Центрального района
Санкт-Петербурга ________________В.Д. Чекина «____» ___________ 201 г.
Приказ от _________ № ____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 4-А КЛАССА
Образовательная система «Школа 2100»

Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год.



Составитель программы Новикова Н.А.


Санкт- Петербург 2015 год
Программа по литературному чтению

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.)

Пояснительная записка
Литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло.
В 3-м классе дети открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.


III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается по три часа в неделю (102 ч. в год).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета



3
·4-й классы
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
понимание ценности семьи;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4-й класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст;
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя;
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.




Таблица предметных требований по литературному чтению (программный минимум) (1
·4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
приобщение к литературе как к искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

4 класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
вычитывать разные уровни текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
формулировать основную мысль текста;
составлять простой и сложный план текста;
писать сочинение на материале текста с предварительной подготовкой
аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
видеть языковые средства, использованные автором



Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений).
Развитие устной и письменной речи.

4-й класс –102 ч (3 часа в неделю)
Произведения современной детской литературы разных жанров (8 ч).
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч).
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (29 ч).
Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. ( 48 ч).
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2010.
Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2010.
Е.В.Бунеева, О.В. Чиндилова Уроки чтения по книге «В океане света». 4 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2009.















Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4-м классе
( 3 часа в неделю, всего102 часа)

Дата
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
Домашнее задание






Предметные УУД
Метапредметные и личностные УУД



Iчетверть (24 часа)



Введение в курс литературного чтения.
Понятие о прологе. Пролог.
Знакомство с учебником.
Урок повторения
Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях
Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении
Устное сочинение «Мое путешествие в век»

Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (8 часов)



Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?
(Г. Сапгир
«Сегодня, завтра и вчера»).
Урок повторения изученного
Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»
Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности
Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира



Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
Урок повторения изученного



Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть
Нарисовать свой город будущего



Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести
Урок обобщения изученного
Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»
Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести
Творческий пересказ на тему «Урок математики»



Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).
Урок введения новых знаний
Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности


Самостоятельно осмысливать заглавие произведения
Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок



Обобщение по разделу.
Проверочная работа № 1.



Урок обобщения и контроля изученного
Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения


Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог




Внеклассное
чтение
Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения)
Проверка качества чтения.

Урок обобщения изученного
Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов


Ознакомление с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, его биографией
Продолжить чтение понравившихся произведений



Что такое детская литература?
Р/р Сочинение о любимом писателе.
Урок развития связной речи
Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ о своих впечатлениях


Письменная творческая работа на заданную тему
Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Раздел II «У истоков русской детской литературы » (17 часов)



Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. (А. Пушкин
«Борис Годунов» (отрывок).
Н. Кончаловская
«В монастырской келье узкой...»)
Урок введения новых знаний
Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
Осмысление цели чтения.
История детской литературы
Выучить один текст наизусть



«Повесть временных лет». «Расселение славян».
Урок введения новых знаний
Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста


Отрывки из русской летописи
Составить «летопись» о своем крае



Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки
Урок развития умений
и навыков
Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Постановка вопросов и ответы по содержанию прочитанного


Справочники, энциклопедии, периодические
издания для детей
Тетрадь,
с. 16.
Творческое задание



«Похвала книгам» Ярослава Мудрого
Урок закрепления изученного
Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера


Справочники, энциклопедии
Задание № 3 на с. 41 учебника



«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»
Урок закрепления изученного
Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– отличать древнерусские стихи от современных
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника



Путешествие 1.
XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт
Урок развития умений
и навыков
Эмоциональная и стилистическая окрашенность


Стихи для детей поэтов XVII в.
Савватия
Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия



Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Урок повторения изученного
Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций


Стихи для детей поэтов XVII в. Симеона Полоцкого, Кариона Истомина
Выучить наизусть любое стихотворение



Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.)
Проверочная работа
№ 2.

Урок обобщения и контроля изученного
Жанры. Автор. Связный рассказ о прочитанном. Обобщающая беседа

Уметь:
– выполнять творческие задания;
– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги
Отрывки из русских летописей. Стихи для детей поэтов XVII в. Детская литература, история детской литературы
Задание № 4 по тетради для чтения



Внеклассное чтение.
Книги о книгах

Урок обобщения изученного
Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
Предисловие. Послесловие




Путешествие 2.
Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.
(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

Урок развития умений
и навыков
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
Знать темы и героев путешествия

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
С. 57–59, читать по учебнику



Традиция семейного чтения. (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»)
Уроки повторения изученного
Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения
Автобиографическое произведение
С. 59–63, читать по учебнику



«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Т
 
Урок введения новых знаний
Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного


Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)
Задание № 4 в тетради, с. 30



«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова).Т

Урок развития умений
и навыков.
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи
Знать:
– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;
– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:
– сравнивать построение нравоучительных статей;
– соотносить текст
с пословицами
Периодическая печать: детские журналы
Выразительно читать одну из статей
Н. И. Новикова.
Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31)



Р/р Сочинение в стиле нравоучительной статьи.
Проверка качества чтения за 1 четверть
Урок развития связной речи
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь:
– выбирать смысловые слова, тему;
– анализировать тему и содержание сочинения
Письменная творческая работа: сочинение на заданную тему




Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова,
в рассказе «Можно
исправиться, когда твёрдо того захочешь»






Урок введения новых знаний
Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
Характер героя, его поступки и их мотивы
Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова



Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы
XI–XVIII веков.
Проверочная работа № 3 (20 минут)
Урок обобщения и контроля изученного
Жанры. Связный рассказ о прочитанном


Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)


II четверть (24 часа)



Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)
Урок обобщения изученного
Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности
Характер героя, его поступки и их мотивы
Продолжить чтение понравившихся книг

Раздел 3. Детская литература XIX века (29 часов)



Путешествие 3. Москва начала
XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»
Урок введения новых знаний
Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы
Басня, ее особенности
(сюжет, герои, сценичность)
Подготовить рассказ об
И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню



И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни
Урок закрепления изученного
Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста


Наблюдение над языком художественных произведений
Выучить наизусть басню



Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»
Урок развития умений
и навыков
Различие жанров произведений. Осознанное чтение


Характер героя, его поступки и их мотивы
Дочитать до конца 1-ю часть



А. Погорельский «Черная курица»
Урок закрепления изученного
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.










Уметь:
– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;
– составлять стилизованный план;
– делать вывод

Характер героя, его поступки и их мотивы
Найти другие сказки этого автора



А. Погорельский «Черная курица»
Урок обобщения изученного
Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста


Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план
с помощью учителя
Прочитать сказку
А. Погорельского целиком



Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой
Урок введения новых знаний
Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,
В. А. Жуковский

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы
Н. В. Гоголь
Подготовить рассказ об
А. С. Пушкине



А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Т Знакомство с героями сказки (ч. 1–3)
Урок развития знаний
и умений
Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей


Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией
с. 118–126, самостоятельно читать



Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6)
Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9)
Урок закрепления изученного
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка.
Иллюстрация в книге
и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы
Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения
с. 132–145, самостоятельно читать



Царь Салтан и царь Гвидон (ч.10-15)
В чем главный смысл сказки? (Финал)
Урок повторения изученного
Устное изложение текста по плану.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений


Находить в тексте материал для составления рас-сказа на определенную тему
Составить мультфильм (из рисунков), озвучить



Внеклассное чтение.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Урок обобщения изученного
Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. Главная мысль


Самостоятельно осмысливать заглавие произведения
Найти и прочитать сказку
Ш. Перро «Спящая красавица» (или братьев Гримм «Шиповничек»)



Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Литературные сказки.
Урок повторения изученного
Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного


Характер героя, его поступки, их мотивы
Выучить наизусть отрывок из сказки В. А. Жуковского



Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля),
«Кузовок» (игра).

Р/р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю). Т (Д/з)
Урок развития умений
и навыков

Урок развития связной речи
Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

Создание небольших письменных ответов по прочитанному
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
В. Даль. Сказки и игры для детей
Прочитать любую сказку в обработке В. Даля



Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»)
Урок закрепления изученного
Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы


Краткий пересказ, задание 3
на с. 163 учебника



Обобщение.
Проверочная работа
№ 4.
Урок обобщения изученного
Жанры. Главная мысль



Задания-размышления в тетради



Внеклассное чтение.
«Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и
настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века»
Урок обобщения изученного
Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация)



Прочитать: рассказ А. П. Чехова; воспоминание
И. Шмелева «Как я встречался с Чеховым»



Путешествие 6.
Мир природы приходит на страницы книг

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Урок повторения изученного
Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы
Характер героя, его поступки и их мотивы
Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встрече Сережи
с весной,
со сказкой



Поэты XIX века
о природе. Стихи
А. Толстого,
А. Плещеева
Урок закрепления изученного
Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение



Любое стихотворение выучить наизусть



А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Картины русской природы в стихотворении.
Урок закрепления изученного
Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер



Написать этюд «Летний дождь»



Дедушка Мазай – добрый охотник
Урок повторения изученного
Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана



Выучить наизусть отрывок из стихотворения



Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги
Урок развития знаний и умений
Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука» Л. Н. Толстого
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы

Ответить
на вопросы
1–3 в учебнике на с. 190



Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»
Урок закрепления изученного
Жанры: сказка, описание, рассказ, Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов на них



Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л. Толстым



Практикум «Учусь читать художественную прозу». Проверка техники чтения. (I полугодие)
Урок контроля и коррекции
Правильное, сознательное и выразительное чтение


Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя –
115–120 слов




Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»).
Урок закрепления изученного
Главная мысль. Жанр. Элементы



Ответить на вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город»

III четверть (30 часов)



К. Д. Ушинский «Столица и губернский город»
«Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»
Урок закрепления изученного
Главная мысль. Жанр. Элементы
Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка. Работа с текстом
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы

Ответить на вопросы. Прочитать главу «Деревня и уездный город»
Сам-но читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2, 4



К. Д. Ушинский «Наше Отечество»


Урок повторения изученного
Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.


Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки»



К. Д. Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение-подра-жание Ушинскому
Урок повторения изученного
Связной рассказ. Элементы

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы
Сочинение на заданную тему
Дописать сочинение



А. И. Куприн «Слон»
Урок повторения изученного
Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.
Устное изложение текста по плану
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения


Деление текста на части. Составление плана
Подробный, сжатый, выборочный пересказ
Работа над образом литературного героя
Выполнить задания
в тетради



Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Детская литература XIX века» (20 мин)
Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков








Внеклассное чтение. Произведения А. П. Чехова для детей «Мальчики»
Урок обобщения изученного
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Уметь:
– выразить собственное отношение к прочитанным произведениям А. П. Чехова;
– охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений;
– выразительно читать (пересказывать)
Характер героя, его поступки и их мотивы
Чтение текстов по выбору:
Д. Мамин-Сибиряк «Богач и Еремка». А. Куприн «Белый пудель»

Часть 2
Раздел 4. Детская литература XX века (48часов)



Путешествие 8.
(В библиотеку). Загадка Лидии Чарской
Урок развития знаний
и умений
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план
Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»
Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради)



Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»
Первый день Лены в гимназии (гл. 8).

Урок повторения изученного
Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ


Повествование от первого лица. Творческие пересказы
Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника



Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11).Т
Образ Лены Икониной. Обобщение

Урок повторения изученного
Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения


Характер героя, его поступки и их мотивы
Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника)



Внеклассное чтение.
Мир детства

Урок обобщения изученного
Произведения выдающихся представителей русской литературы: А. П. Чехов
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план
Произведения:
Д. Мамина-Си-биряка, А. Ку-прина, Д. Григо-ровича, В. Ко-роленко
Читать книги Г. Осте-ра, Э. Ус-пенского, Л. Петру-шевской



Путешествие 9.
Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

Урок введения новых знаний
Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения


Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя
Прочитать рассказ Б. Житкова,
с. 36–42



Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).
Урок повторения изученного
Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний


Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения
Подготовить рассказ о
морском капитане;
выполнить задания
в тетради



Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»)
Урок повторения изученного
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста


Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения
Подготовить пересказ текста, с. 44–49



Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т
Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

Урок повторения изученного
Жанр произведения:
стихотворение.
Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль
в понимании произведения
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – использовать статьи литературных критиков;
– участвовать в обсуждении текстов;
– объяснить смысл названия путешествия;
– рассказывать о полюбившихся детских журналах
Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему
Выделение языковых средств художественной выразительности
Юмор и сатира
в произведениях детской литературы
Выучить стихотворение наизусть,
с. 53–56



Внеклассное чтение.
Современные чудаки

Урок закрепления изученного
Выразительное чтение


Выделение языковых средств художественной выразительности
Выучить стихотворение наизусть,
с. 53–54



Путешествие 10.
Вокруг Маршака

Урок закрепления изученного
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения


Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста
с. 58–59, читать.
Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке



Внеклассное чтение.
Современные детские журналы

Урок применения знаний, умений, навыков
Восприятие произведений на слух


Периодические издания для детей




Е. Шварц «Два брата».
Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4)

Урок усвоения новых знаний
Произведение классика советской детской литературы. Понимание сод-я произведения
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– анализировать сказки;
– составлять цитатный план;
– сравнивать сказки со схожим сюжетом;
– выразительно читать фрагменты сказок
Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации
Дочитать сказку до конца



Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8)
Мудрость сказки
Е. Шварца (обобщение)

Урок повторения изученного
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ


Осмысливать заглавие произведения. Формулировать главную мысль Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Сравнить сказку Е. Шварца со сказками с похожим сюжетом
Выполнить задание в тетради,
с. 76



Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),
«Пишу на ту же тему по-своему»)

Урок развития умений
и навыков
Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста


Смысловые связи частей текста. Составление простого плана
Отвечать
на вопросы в учебнике,
с. 85



Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).

Урок повторения изученного
Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения


Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения
Рассказать о своем воображаемом герое



Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот
сметанный рот»).

Урок повторения изученного
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста


Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям
Выучить наизусть любой фрагмент



Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)

Урок усвоения новых знаний
Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;
– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений
Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану
Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы
Пересказ текста от 3-го лица
Выполнить задания в тетради на с. 79



С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Урок повторения изученного
Особенности творчества С. Я. Маршака


Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному
Выучить наизусть любое стихотворение в переводе С. Маршака



Обобщение.
Проверочная работа
№ 6

Урок обобщения и проверки знаний, умений, навыков
Особенности творчества писателей XX в.



Подготовить сообщение «Особенности детской литературы 20-х годов»



Внеклассное чтение.
«Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах)

Урок обобщения изученного
Библиографические сведения. Биографические сведения о писателе
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Читать юмористические рассказы



Путешествие 11.
1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский
и А. Барто.

Урок усвоения новых знаний
Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний


Характер героя, его поступки и мотивы
Выделение языковых средств художественной выразительности
Выразительно читать сказку В. Маяковского
Выучить стихотворение А. Барто наизусть



Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».
Живая кукла наследника Тутти (ч. 2)
Урок повторения изученного
Понимание содержания литературного произведения


Ознакомление
с историей
создания литературного произведения
Прочитать
3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника



Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4)
«Простые высокие истины» (обобщение)

Урок обобщения изученного
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения


Установление смысловых связей частей текста. План
Ответить
на вопросы, с. 128



Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»
(Б. Галанов «Как найти
город Трёх Толстяков?»).
Урок-практикум
Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:
– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;
– комментировать прочитанное
Приемы работы с текстом
с. 128–130, выразительно читать

IVчетверть (24 часа)

Раздел 5. Детская литература 30–50-х годов (10 часов)



Путешествие 12.
«Дорогие мои мальчишки»
(Р. Фраерман «Гайдар и дети»)

Урок усвоения новых знаний
Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа
Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление
о книге.
Уметь:
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру; – выразительно читать по ролям, инсценировать;
– пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев;
– участвовать в обобщающей беседе по вопросам
Биографические сведения о жизни А. Гайдара
Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара



А. Гайдар «Тимур и его команда»
«Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2)

Урок повторения изученного
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последоват-ть


Исторические приметы времени создания повести
Прочитать 3 и 4-ю части текста



Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4)
Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение)

Урок обобщения изученного
Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию



Выучить наизусть отрывок
из текста



Путешествие 13
Смешные книжки. Проверка развития читательских умений
(Н. Носов «Федина задача»)

Урок усвоения новых знаний
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста


Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения
Задание 5, с. 156 учебника



Юмористический рассказ на серьёзную тему
(В. Драгунский «Что любит Мишка»)
Урок повторения изученного
Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.


Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план
Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя
Подробный пересказ



Внеклассное чтение.
Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и
Н. Носова

Урок применения знаний, умений и навыков
Составление связного рассказа по впечатлениям от прочитанного


Юмористический рассказ. Сведения об авторе
Читать рассказы и сти-хи В. Голяв-кина, И. Пи-воваровой.
О. Кургузова



Стихи А. Барто
Сатира или юмор?

Урок повторения изученного
Жанр: стихотворение


Юмор и сатира
в произведениях детской литературы
Выучить наизусть сатирическое стихотворение



Внеклассное чтение.
«Не про меня ли это?»

Урок применения знаний, умений и навыков
Связный рассказ о прочитанном. Выразительное чтение



Найти и прочитать сборник стихотворений любимого поэта; выучить наизусть одно

Раздел 4. Детская литература 60–90-х годов (21 час)



Путешествие 14.
«Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой,
Б. Заходера, Ю. Коринца и др


Урок усвоения новых знаний
Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи
Знать произведения классиков детской поэзии

Средства художественной выразительности
Выучить наизусть любое стихотворение



Стихи
И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

Урок повторения изученного
Выразительное чтение. Жанр: небылица
Знать:
– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;
Уметь:
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;
– определять авторские особенности;
– выполнять различные виды чтения:
выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;
– импровизировать произведения;
– размышлять о творчестве поэтов;
– рассказывать об авторах произведений;
– создавать собственные миниатюры
Различие жанров произведений
Выучить наизусть любое стихотворение



Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

Миниатюры Г. Цыферова.
Р/р Создание собственных миниатюр.Т

Стихи Н. Матвеевой

Урок повторения изученного
Жанр: стихотворение. Выразительное чтение
Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста


Средства художественной выразительности
Г. Цы-ферова Продолжить сочинение-ми-ниатюру
Выучить на-изусть одно из стихотворений
Н. Матвеевой



Внеклассное чтение.
Любимые стихи

Урок применения знаний, умений и навыков
Жанр: стихотворение. Выразительное чтение


Сведения об авторе. Средства выразительности
Подготовиться к уроку-отче-ту. Читать сказки, стихи, рассказы о природе, детях



Практикум «Учусь читать лирический текст».

Урок-практикум
Тема. Главная мысль. Понимание прочитанного


Выделение языковых средств художественной выразительности




Обобщение.
Проверочная работа
№ 7.
Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений
Жанры. Герои произведений
Знать произведения классиков детской поэзии.
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Произведения XX в. для детей, их авторы




Пьеса-сказка С. Козлова
«Снежный цветок».
Знакомство с героями (картины 1, 2

Урок закрепления изученного
Понимание содержания произведения: тема, главная мысль
Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Уметь:
– анализировать характеры героев;
– инсценировать пьесу;
– читать по ролям;
– рисовать волшебный цветок;
– участвовать в обобщающей беседе
Место произведения в истории русской детской литературы
Прочитать картины
3–5



Поиски снежного цветка (картины 3–5)
Урок закрепления изученного
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний


Жанр произведения: пьеса-сказка. Характер героя, его поступки и их мотивы
Дочитать сказку, выполнить рисунки
с изображением цветка



Мудрая сказка для малышей (картины 6–8)
Урок повторения изученного
Выразительное чтение по ролям. Построение монологического высказывания: рассказ
о своих впечатлениях о произведении


Особенности создания образов в пьесе
Выучить роли к инсценировке



Путешествие 15.
Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»)
Проверка качества чтения за год.
Урок усвоения новых знаний.
Урок закрепления изученного
Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении
прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям
Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»



Творческая манера Ксении Драгунской
(К. Драгунская
«Ерунда на постном масле!»).










Интервью с Тимом Собакиным.
(Стихи и проза Тима Собакина)
Урок повторения изученного
Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:
– читать выборочно, цитировать текст;
– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора
Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям
Выразительное чтение стихотворений



Обобщение. Берём интервью у детских писателей
Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений
Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы
Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – пред-ставителей этих этапов




Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

Урок обобщения и систематизации знаний
Выразительное чтение

Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»
Пролог и эпилог в художественном произведении
Оформить письмо рисунками



Внеклассное чтение.
«О чём можно, о чём хочется читать»
Урок применения знаний, навыков и умений
Выразительное чтение. Пересказ текста (краткий и подробный)

Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг

Изучить список литературы для чтения летом



Внеклассное чтение.
«О чём можно, о чём хочется читать»

Урок-игра
Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение





















Темы уроков внеклассного чтения

№ п/п
Тема
Рекомендуемые произведения
Дата

1
Внеклассное чтение (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения). Книги о ребятах-сверстниках

Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко», С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек общественный», В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», В.Драгунский «На Садовой большое движение» и др.


2
Книги о книгах
Е. Осетров «Сказ о друкаре Иване и его книгах», В.Ян «Никита и Микитка», В.Паль «Человек придумал книгу», А.Глухов «Из глубины веков», Л.Львов «Книга о книгах»



3
Писатели о себе (автобиографические книги)
Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты», А. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы», А.Аксаков «Детские годы Багрова –внука», М.Горький «Детство», «В людях»


4
Литературные сказки писателей 19 века.

А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», В.Одоевский «Городок в табакерке», М.Лермонтов «Ашик – Кериб», С.Аксаков «Аленький цветочек»


5
«Вчера и сегодня» (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем) или «Литературные сказки писате-
лей XIX века»
В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», В.Даль «Сказка о Иване молодом сержанте»


6
Произведения А.П. Чехова для детей
А.П. Чехов «Мальчики»


7
«Мир детства»
Л.Андреев «Петька на даче», А.Куприн «Белый пудель», Д.Григорович «Гуттаперчивый мальчик», А.П.Чехов «Детвора», «Каштанка»,В Короленко «В дурном обществе», Н Гарин – Михайловский «Гимназисты»


8
Современные чудаки
Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Страшные истории: Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы», Г Остер Рассказы («Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета и др.), «Вредные советы», Л. Петрушевская «Все непонятливые», Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш, Нетак»


9
Современные детские журналы
По вашему выбору(или По страницам «Детской Роман-газеты», Тамара Крюкова, Дмитрий Емец)


10
«Творцы книг» (Рассказы
о писателях, о художниках -иллюстраторах.)
С.Сивоконь «Уроки детских классиков», Б.Галанов «Книжка про книжки»


11
Юмористические
рассказы Ю. Сотника и В. Драгунского



12
«Не про меня ли это?» (веселые произведения В. Голявкина,
И. Пивоваровой)
И.Пивоварова «Рассказы Люси Синициной, ученицы третьего класса», В. Голявкин «Никакой я гочицы не ел» и др.


13
Любимые стихи
По вашему выбору


14
Зарубежная литература о детях
П.Треверс «Мери Поппинс»


15
Книги о подвиге в годы Великой Отечественной войны.
По вашему выбору


16
Урок-отчет «О чем можно,
о чем хочется читать»
По вашему выбору




Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литературное чтение»Рисунок 10Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литературное чтение»