Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»


Исследование на тему:
«Профессионально-личностное развитие
педагогов дополнительного образования
в контексте современных требований»
Реферат подготовил(а):
Новохатская Нина Викторовна
Должность:
методист высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образовани
высшей квалификационной категории
Место работы:
МБУ ДО ЦВР «Досуг»

2017 г.
_________________________________________________________
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Российская Федерация
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика современных тенденций
в дополнительном образовании………………………………………………3
2. Профессионально-личностное развитие
педагогов дополнительного образования в современном контексте………6
2.1. Характеристика аспектов деятельности
педагога дополнительного образования……………………………………...6
2.2. Профессиональная литература……………………………………………7
2.3. Профессиональное общение………………………………………………8
2.4. Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары,
презентации, педагогические сообщества в системе «Интернет»………….9
2.5. Дополнительная квалификация в области менеджмента
в образовании…………………………………………………………………...9
2.6. Рефлексия – основной механизм
личностного развития………………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………11
Литература…………………………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
В совокупности актуальных социально-культурных проблем, связанных с реформой образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей.
Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально-культурной деятельности.
В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы – педагога дополнительного образования детей.
1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает.
Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей.
В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги дополнительного образования не имеют базового педагогического образования. Бывшие военные, инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с детьми.
Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.
При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.
Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.
В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.
Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.
Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.
Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Технологические и информационные изменения в мире и в развитии различных сфер человеческой деятельности происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития.
Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в законодательстве и нормативных документах результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными.
Педагог дополнительного образования — фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении.
Обязательное условие этого — высокая информированность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от педагога постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры.
Готовность увидеть, как изменились потребности и приоритеты общества, означает умение определить проблему и соответственно начать поиск ключей к реализации новых задач. Инициатором процесса обновления может выступать администрация учебных заведений. Нередко сами преподаватели оказывают давление на администрацию, убеждая ее в необходимости перемен.
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с ее субъекта. Преображение сознания подрастающего поколения во многом зависит от педагога. Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Меняется роль коммуникативных навыков в эпоху глобальной информатизации. Меняются общественные потребности и принципы обучения. Меняются роли во взаимоотношениях с обучаемыми. Все это требует от педагога постоянного профессионального развития на протяжении всей карьеры. Быть в постоянном саморазвитии, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь, — эти особенности и делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной одновременно. В ней сочетаются элементы творчества и делового расчета, научных исследований и практической реализации. Парадокс этой профессии заключается в необходимости быть вечным студентом. Традиционная система переподготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования не в состоянии обеспечить непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие.
Как на начальных этапах вступления в профессию, так и в период профессиональной зрелости перед специалистом постоянно встает проблема
улучшения качества своей деятельности, однако не всегда он знает, что необходимо предпринять для ее эффективного решения.
2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в методике преподавания. Чтение литературы в смежных областях позволяет получать информацию, так необходимую для пополнения знаний, например в сфере новых информационных технологий, культурологии и истории, экономики и политологии.
Кроме получения знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенной задачи.
Очень часто в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию учащихся.
2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. Не всем выпадает удача работать в команде единомышленников, все члены которой с удовольствием обмениваются друг с другом опытом, новой информацией, идеями и мнениями и готовы всегда поддержать своих коллег. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей стране проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.
2.4. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, СЕМИНАРЫ, ВЕБИНАРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ «ИНТЕРНЕТ»
В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие университеты имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.
В наше время многие университеты и Академии проводят вебинары. Они стали очень распространены по всей стране. Немало важную роль по обмену опытом играют педагогические сообщества в системе «Интернет».
2.5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.
Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.
2.6. РЕФЛЕКСИЯ – ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Профессия педагога, являясь одной из самых необходимых обществу, имеет массу неразрешенных проблем, которые снижают эффективность данного вида деятельности. Среди таких проблем можно назвать стереотипизацию труда учителя, профессиональное выгорание, недостаточно высокий уровень креативности во всех аспектах работы, объективный подход к процессу обучения и воспитания, преобладание авторитарных позиций, педагогическое истощение, невротическое развитие личности педагога, неосознанность личных качеств и стиля работы, педагогической направленности. Данные проблемы являются личностными проблемами педагогов, а рефлексия — одним из основных механизмов личностного развития. Как показывают исследования О. С. Анисимова, И. И. Казимирской, Ю. Н. Кулюткина и др., рефлексия у педагогов является необходимым компонентом успешной реализации профессиональной деятельности. Например, Ю. Н. Кулюткин одним из основных критериев профессионального мастерства считает рефлексивность мышления педагога. Такой же точки зрения придерживается О. С. Анисимов. Несомненно, рефлексия в педагогическом мышлении имеет огромное значение и является одним из основных механизмов, позволяющих адекватно решать педагогические задачи с учетом реализации предельных и частных целей педагогической деятельности. Первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, — личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Учитель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Решающий элемент — возможность делать осознанный выбор, а значит, ощущать в единстве свою свободу и свою ответственность за происходящее. Основное направление личностно-профессионального развития педагога — расширение сферы педагогического влияния. Эта сфера может ограничиваться лишь пределами собственной личности. Но особенности человеческой природы таковы, что каждый из нас может выбрать не только развитие, но и стагнацию и деградацию, не только преодолевать собственные недостатки, но и остаться при них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, мы рассмотрели возможности профессионально-личностного развития педагогов.
Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического развития. Способность педагога находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное — это способность педагога осознавать, рефлексировать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНИСИМОВ О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991.
2. КУЛЮТКИН Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.