Презентация по литературе на тему Антитеза как основополагающий приём в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина » (10 класс)


Урок 5 Антитеза как основополагающий приём в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина » Образный ряд «В общем строе толстовского произведения определяющую роль играет закон «сцепления противоречий». Образный ряд романа выстраивается на контрастах: языческого – христианского, рационального – эмоционального, столицы – провинции, города – деревни, господского – крестьянского…» Подтвердите данное суждение примерами из текста. «Перед читателями развёртываются два романа, две истории, внешне, казалось бы, не связанные между собой. Современники упрекали Толстого в композиционной неуравновешенности романа… В ответ на это писатель возражал: «Я горжусь, напротив, архитектурой – своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался. Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Толстой разрушает в своём романе традиционный фабульный тип связи, в основе которого единая сюжетная интрига, но сохраняет внутреннюю целостность произведения за счёт особой авторской позиции. Он, Толстой, по-прежнему творец мира, обладающий всеобщим знанием. Однако это знание раздвоилось как жизнь и смерть, «красота духовная» и «красота плотская». «Повествовательные перспективы «двух романов» противоположны по своему направлению и стилевым доминантам. Сюжетная линия Анна – Вронский ориентирована на античную культурную традицию… а линия Кити – Левин разрабатывается в русле христианской культурной традиции». «И возникла необходимость сделать выбор ». Докажите справедливость этих слов. Композиция. Фабула Детали «При разработке сюжетной линии неплатонической любви для создания представления о её физической стороне Толстому оказываются необходимы… живописные детали. … Преобладающая черта в описании внешнего облика Анны – красота, но красота греховная, соблазняющая от избытка чувственной радости жизни. … Для разрушения иллюзорной притягательности неплатонической любви писатель использует контрастные переходы и противопоставления в изображении внешнего облика персонажа. … Портретная прорисовка образа Левина практически отсутствует…. Автор сосредоточивает внимание на его внешней реакции, которая проявляется в том, что он постоянно краснеет». Для чего автор так подробно описывает внешность Анны (назовите постоянные детали в её облике) и почему в описании Левина большее место занимают психологические детали, характеризующие его внутреннее состояние? Пейзаж «Природный мир изображается Толстым как неотъемлемая часть жизни героев. Включение в этот мир или, наоборот, отчуждение от него помогает автору прояснить внутреннее состояние персонажей. В развитии сюжетной линии Анна – Вронский природа предстаёт как стихийная и неуправляемая сила, разрушающая, но не созидающая душу. … Внешний мир в сюжетной линии Кити – Левин эмоционально созвучен настроениям персонажей». Приведите примеры наиболее значимых природных зарисовок в романе. Каково при этом состояние персонажей, включенных в пейзажное описание? Сравнения. «Используя сравнения, Толстой психологически и этически обосновывает сближения сопоставляемых явлений или ситуаций. …Сравнения становятся средством характеристики и самохарактеристики персонажей. Так, Анна во время скачек после падения Вронского сравнивается Толстым с пойманной птицей. По контрасту с этой сценой писатель сравнивает Кити с птицей, которая вьёт своё гнездо. Что хочет сказать автор, сравнивая Анну с сорванным цветком, тонущим человеком, голодным человеком, Алексея Александровича с убившимся ребёнком, прыгающим, чтобы заглушить свою боль, Вронского с голодным животным? Оксюмороны. Эпитеты. «Сопоставительно – противительные конструкции могут иметь характер оксюморона («Весь ужас метели показался ей ещё более прекрасен теперь»; « Этот прекрасный ребёнок внушал ему только чувство гадливости и жалости». «Слово Толстого нередко достигает вершин изобразительности благодаря поэтической сгущенности, благодаря такой неожиданной ёмкости определений, какие встречаются только у величайших стихотворцев» (Днепров В. Изобразительная сила толстовской прозы // В мире Толстого. М., 1978. с.80.). Эту мысль наглядно иллюстрируют характерно толстовские эпитеты». В приведённых отрывках найдите «контрастно сопоставленные или парадоксально сближенные ряды однородных эпитетов, которые создают многоаспектный образ и выражают авторскую оценку персонажа или события.« То, что для Анны было невозможною, ужасною, и тем более обворожительною мечтою счастия, - это желание было удовлетворено». « Светлая и задумчивая, вся исполненная изящной и сложной внутренней, чуждой Левину жизни, она смотрела через него на зарю восхода. <…> Это была Кити». Кити «была испуганная, робкая, пристыжённая и оттого ещё более прелестная». «Но не только холодный, злой взгляд человека, преследуемого и ожесточённого блеснул в его глазах, когда он говорил эти нежные слова». Символ. «Художественное изображение страсти и философское постижение истины соотнесены Толстым с разработкой мотивов мрака и света. Их соотношение как обозначение света – символа жизни и темноты (мрака) – символа смерти становится сквозным поэтическим образом, организующим повествование в романе «Анна Каренина». Мотив темноты, мрака, разгула стихии становится важнейшим в развитии сюжетной линии Анна – Вронский. … Доминирующий мотив в изображении платонической любви Левина – Кити – обретённый свет, истина.» Каково художественное значение горящей или гаснущей свечи в понимании образов Анны и Левина? Внутренние монологи «Толстому не было присуще представление о целостности человеческого Я. Он показывает сложность сознания, несводимого к непротиворечивому целому. … Наиболее очевидно ощущение раздвоения, утраты целостности Я передают внутренние монологи Анны Карениной», в коих «конструкции противопоставления выражают внутреннюю раздвоенность персонажа». Но «если чувственное познание (сюжетная линия Анна – Вронский) сопряжено с выражением и передачей ощущений героини, то духовное осмысление мира (сюжетная линия Кити – Левин), совершаемое Константином Левиным, ориентированно преимущественно на передачу мыслительной работы. … Внутренние монологи Левина демонстрируют стремление рационализировать чувство. … Алогический, синтаксически не упорядоченный строй внутренних монологов, присущий Анне Карениной, сменяется при разработке образа Константина Левина внутренним монологом логического типа…» Сравните предсмертный монолог Анны Карениной (ч. 7, гл. XXX: «Моя любовь всё делается страстнее… и я выхожу замуж за Вронского») и финальный монолог Левина (ч. 8, гл.XIX: «Это новое чувство не изменило меня… который я властен вложить в неё!»). Как наличие – отсутствие логики в размышлениях героев отражается в синтаксическом строе предложений? Анафоры. Антонимы. «Для стиля Толстого характерны анафорические конструкции. Они позволяют писателю на минимальном пространстве текста дать максимально полное представление о состоянии персонажа (например, описание переживаний Левина во время встречи с братом Николаем). … Части текста противополагаются друг другу как абстрактное знание и конкретное видение. … Необъяснимые душевные порывы толстой стремится прояснить с помощью антонимов. Они служат для уточнения мысли, состояния, ощущения, показывая их динамику». Проанализируйте эпизод из главы «Смерть» (ч. 5, гл. XX), найдите в нём анафоры, антонимы, лексические повторы и объясните смысл их включения в текст. Найти в данном тексте разные уровни реализации приёма антитезы, объясни значение использования этих приёмов в тексте. Текст для анализа (ч. III, гл. XII) Перед утренней зарёй всё затихло. Слышались только ночные звуки неумлокаемых в болоте лягушек и лошадей, фыркавших по лугу в поднявшемся пред утром тумане. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев звёзды, понял, что прошла ночь. «Ну, так что же я сделаю? Как я сделаю это?» - сказал он себе, стараясь выразить для самого себя всё то, что он передумал и перечувствовал в эту короткую ночь. Всё, что он передумал и перечувствовал, разделялось на три отдельные хода мысли. Один – это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний, от своего ни к чему не нужного образования. Это отреченье доставляло ему наслажденье и было для него легко и просто. Другие мысли и представления касались той жизни, которою он желал жить теперь. Простоту, чистоту, законность этой жизни он ясно чувствовал и был убеждён, что он найдёт в ней то удовлетворение, успокоение и достоинство, отсутствие которых он так болезненно чувствовал. Но третий ряд мыслей вертелся на вопрос о том, как сделать этот переход от старой жизни к новой. И тут ничего ясного ему не представлялось. … Впрочем, я не спал всю ночь, и я не могу дать себе ясного отчёта, - сказал он себе. – Я уясню после. Одно верно, что эта ночь решила мою судьбу. Все мои прежние мечты семейной жизни вздор, не то, - сказал он себе. – Всё это гораздо проще и лучше…» «Как красиво! – подумал он, глядя на странную, точно перламутровую раковину из белых барашков-облачков, остановившуюся над самою головою его на середине неба. – Как всё прелестно в эту прелестную ночь! И когда успела образоваться эта раковина? Недавно я смотрел на небо, и на нём ничего не было – только две белые полосы. Да, вот так-то незаметно изменились и мои взгляды на жизнь!» Эпиграф « В индивидуальном стиле Толстого обнаруживается стремление к обладанию миром в его целостности и противоречивости, что предопределило использование основного конструктивного закона этого мира – закона сцепления противоречий», который «организует все уровни произведения – от сюжетно-композиционного до лексико-синтаксического».Лученецкая-Бурдина И.Ю.