Итогова работа по теме Использование ЭОР уроке литературы в 5 классе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования





Итоговая работа
на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке литературы в 5 классе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: 30.09.2013 – 04.10.2013г «Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы»




Выполнила: Моргунова Л.В.
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ ООШ с. Мокша
м.р. Большеглушицкий
Самарской области


Самара
2013 год
Вступление
Учебный предмет «Литература» является обязательным предметом, включенным в программу основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Цель, стоящая перед педагогами, заключается не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Освоение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов устанавливает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, предъявляемые обучающимся: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования ключевых навыков. Эти навыки предполагают самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничества и коммуникации, решение проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций, а также собственно навыков использования ИКТ. Решение этих задач обуславливает актуальность вопроса о применении электронных образовательных ресурсов на уроках литературы как учащимися, так и педагогами.









Основная часть
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является ценным достоянием. Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологии сегодня органично вписываются в сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Существенную помощь в этом могут оказать электронные  образовательные ресурсы (ЭОР) – программные средства, в которых отражается предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
 
                                   Виды ЭОР
                   Назначение

обучающие программные средства
обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала

программные средства (системы) – тренажеры
обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала

контролирующие программные средства 
предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом

информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства
направлены на формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации

демонстрационные программные средства
обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами


Использование ЭОР в образовательном процессе обеспечивает:
индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
 формирование информационной культуры учащихся;
повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией.
Возможности использования ЭОР в образовательном процессе:
  ЭОР выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.







Уместность использования ЭОР

мотивационный аспект
создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;

содержательный аспект
дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭОР можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);

учебно-методический аспект
обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭОР можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;

организационный аспект 
могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;

 контрольно-оценочный аспект
позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Этап урока
Цель

начало  урока
создание  проблемной ситуации (через формулирование вопросов) выявление читательских впечатлений о произведении (восприятия художественного текста)  

повторение пройденного материала
быстрая проверка знаний учащихся  

объяснение нового материала
использование  изображений, видеофрагментов, звукового  сопровождения с целью повышения мотивации к учебе, повышения интереса к учебному процессу, углубления знаний  

этап закрепления
определение  уровня  усвоения темы




В своей работе я использую различные формы ЭОР, но наиболее привлекательна для меня и моих учеников презентация. Презентация (слайд-фильм) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал. Это набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке. Презентации бывают разных видов и отличаются своей функциональностью. Электронные презентации воспроизводятся, как правило, на большом экране с помощью проектора. Он самый выигрышный, потому что в данном случае можно использовать все возможные технические и функциональные возможности (такие как видео, аудио и интерактивные элементы), необходимые для визуального представления и нужного эффекта. Power Point позволяет создавать презентации в виде слайд-шоу, с применением анимации, звука и сценария.
Способ представления информации:
Статичные презентации;
Анимированные презентации;
Мультимедийные презентации;
Видео презентации (информация представлена в виде видеофильма);
3D-презентации (информация представлена в трехмерной графике и трехмерной анимации).
Презентация - это конкретно-наглядная основа урока, делающая его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся. Использование презентаций всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным средством. Я использую презентации на уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов ограничивается по времени несколькими минутами (3-7 в начале урока либо на другом каком-либо этапе урока). Это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Показ слайдов сопровождается музыкой, подобранной в соответствии с особенностями изучаемого произведения. Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.
Power Point позволяет:
- стимулировать познавательную деятельность школьников путём участия ребёнка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составления презентаций – опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
- способствовать глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; - визуализировать учебный материал; - интегрировать смежные дисциплины: историю, музыку, изо. искусство, МХК ; - повысить мотивацию учения школьников и закрепить интерес к изучаемому предмету; - разнообразить формы предоставления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; - стимулировать воображение школьников; - способствовать развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся .


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
литературы в 5 классе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
(Тема урока)

1.
ФИО (полностью)
Моргунова Людмила Владимировна

2.
Место работы
ГБОУ ООШ с. Мокша
м.р. Большеглушицкий Самарской области

3.
Должность
Учитель русского языка и литературы

4.
Предмет
Литература

5.
Класс
5

6.
Тема и номер урока в теме
«Русская народная сказка «Царевна-лягушка»». Урок №1.

7.
Базовый учебник
учебник-хрестоматия для
общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-х частях.
М: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.


8. Цель урока: обучение анализу текста сказки на основе русской народной сказки «Царевна-лягушка».
9. Задачи:
- обучающие: закрепить понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);выявить основную идею произведения через поиск ответа на вопрос «Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?»;
- развивающие: развивать умение выразительно читать сказку, составлять словесный портрет героя, формулировать устный ответ на вопрос (работа с иллюстрациями);
-воспитательные: формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, диск – электронное приложение к учебнику с записью сказки, мультимедиа 
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название
используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
4
5
6

1.
Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательный настрой на продуктивную работу на уроке
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
1

2.
Сообщение новых знаний















ЭОР №2
Текст «Что такое сказка»?
Вступительное слово учителя (чтение начала сказки)
Беседа по вопросам: Из какого произведения эти строки?
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Дает задание: Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетрадь.
Ставит задачу:
В процессе изучения произведения ответьте на вопрос: Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Демонстрирует текст.
Задает вопрос: Что такое сказка?
Предлагает сверить свой вариант ответа с определением.
Дает задание: Найдите определение сказки в демонстрируемом на экране тексте. Запишите в тетрадь.
Дает задание: Найдите ответы на вопросы:
1.На какие группы делятся сказки?
2.К какой из этих групп можно отнести сказку «Царевна-лягушка»?
3.Каковы особенности волшебных сказок?
Слушают

Отвечают на вопросы


Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь


Дают варианты ответов на вопрос.



Работа с учебником.

Читают текст, находят определение сказки, выписывают его в тетрадь.

Называют группы сказок, объясняют, к какому типу относится сказка «Царевна-лягушка», записывают в тетрадь классификацию сказок.

7

3.
Анализ сказки «Царевна-лягушка».
1.Выявление первоначальных впечатлений детей.


2.Тест



3.Работа над композицией сказки


4.Характеристика героев




5.Работа с иллюстрациями











6. Индивидуальные сообщения учеников


7. Приметы сказок






ЭОР №3. Распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки.




















ЭОР №5. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»

ЭОР №1. «О сказке «Царевна-лягушка»»
Ученики получили индивидуальное задание: познакомившись с текстом, подготовить рассказ о Бабе Яге и Кощее Бессмертном.
ЭОР №6 Иллюстрация В. Васнецова «Баба Яга»
ЭОР №7 Иллюстрация В. Васнецова «Кощей Бессмертный»
ЭОР №4
Проводит беседу.
Вопросы:
1.Понравилась ли вам сказка?
2.О чем эта сказка?


Демонстрирует задание на экране монитора, предлагает его выполнить.


Задает вопрос: Какие события соответствуют экспозиции, завязке, развитию действия, кульминации, развязке?
Задает вопросы: Кто из героев сказки понравился вам больше и почему?
В чем истинная красота героини сказки? Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Достоин ли он Василисы Премудрой?
Демонстрирует задание на экране монитора, задает вопросы, предлагает выполнить задания.
Какой эпизод из сказки изображен на иллюстрации?
Найдите данный эпизод в тексте сказки. Выразительно прочитайте его.


Опишите Василису Премудрую.
Какие главные черты героини особо отмечает художник?
(Величавость и простота)
Сопровождает рассказ учеников демонстрацией иллюстраций:
В. Васнецова «Баба Яга» и «Кощей Бессмертный»

Демонстрация слайда «Приметы сказок».
Комментарий учителя.


Отвечают на вопросы.




Выстраивают последовательность расположения цитат из сказки.

Отвечают на вопрос, заполняют таблицу.


Отвечают на вопросы, рассказывают о Василисе Премудрой и Иване-царевиче.


Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.


Выразительно читают эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди»

Составляют словесный портрет Василисы Премудрой.

Слушают сообщения учащихся о Бабе Яге и Кощее Бессмертном, рассматривают иллюстрации.


Знакомятся с информацией, представленной на слайде.
Слушают комментарии учителя. Делают записи в тетради.
25

4.
Подведение итогов работы


Вопросы:
Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Чему учит эта сказка?

Отвечают на вопросы учителя.

5

5.

Домашнее задание

Задание: Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Записывают задание в дневник.
2




















Приложение к плану-конспекту урока
«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса
Тип, вид ресурса
(информационный, практический, контрольный)
Форма предъявления
информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
О сказке «Царевна-лягушка»
Информационный
Текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.
Что такое сказка
Информационный
Текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
Распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки
Практический
Тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.
Приметы сказок. Материал для наблюдения и запоминания
Практический

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5.
В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6.
В. Васнецов «Баба Яга»
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

7.
В. Васнецов «Кощей Бессмертный»
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Заключение
Использование учителем и учениками на разных этапах урока информации, заимствованной из сети Интернет, позволяет проводить уроки – семинары, лекции, виртуальные экскурсии по литературным местам, музеям, создавать учащимся виртуальные музеи.
Результатом освоения ЭОР станет усовершенствование навыка поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, осуществление поиска информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, навыка умения строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
В результате изучения предмета «Литература» получит дальнейшее развитие общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
         СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . 3
Информационные технологии - одно из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе . . . . 4
Использование электронных образовательных ресурсов
в процессе обучения литературе . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . 16
Приложение . . . . . . . . . 17
Литература . . . . . . . . . 19













Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Использованные ресурсы:
1.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



ђ Заголовок 1ђ Заголовок 215