Гимнастика с элементами хатха — йога


Гимнастика с элементами хатха- йога
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Сформированные соответственно возрасту движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы.
К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
Занятия йогой – это знакомство с телом, его положением, его двигательными возможностями и наработка навыков, которые понадобятся в жизни.
Йога помогает ребенку стать гармонически развитой личностью, так как это не только определенные позы (осанны, но и основы нравственного поведения. Принципы правдивости, чистоты, сдержанности практикуемые в йоге, закрепляют в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально.
Такие упражнения, кроме обретения физической формы, помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, дают возможность узнать о себе много нового.
Мы попытались превратить йогу в любимую детьми игру. Главное задать им состояние удовольствия, интереса, любви к движениям.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают им игру и основываются на подражании. А позы преподаются в легкой, доступной форме. Детям не приходится запоминать сложных названий. Вместо них на занятиях используют имя, того животного или предмета, на который похожа поза («гора», «дерево», «кошка») это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Детям свойственно открытость, смелость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу гораздо быстрее и успешнее взрослых. В ходе занятий ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, происходящими в нем.
Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям любой категории:
с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность Хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений.
Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики.
Комплекс оздоровительной гимнастики с элементами хатха- йога.
Оздоровительная гимнастика проводится в игровой форме после сна на голодный желудок.
   
1.Разминка
-«яблочко катится по тарелочке» - вращение головой;                                    
-«плечики танцуют»- поднять и опустить плечи поочередно;
-«волна»- стоя, руки вперед, ладони в замок, делать волнообразные движения;
-«бокс»- руки у груди, имитировать бокс;
-«футбол»- поочередно каждой ногой пинать воображаемый мяч;
-«мячики и иголка»- прыжки на двух ногах, при слове «иголка» постепенно ложатся на пол;
-«гуси» -дыхательное упражнение;
-«привет» -хлопают руками по телу, голове, поднимают руки вверх и кричат «Привет»
2.Асаны
-«Ом» -настраиваем организм, сидя по-турецки, руки на коленях ладонями вверх, глаза закрыты, делают три раза вдох, на третий раз говорят «ом»(протяжно);
-«получерепаха» - сидя на коленях, на вдох опускаются вперед на пол, руки вытягивают вперед;
-«червячок» -ложатся на бок, притягивают руками ноги к голове;
-«кобра» - лежа на животе, руки около плеч, постепенно поднимают голову, туловище, руки прямые, при этом говорят «ш-ш-ш»;
-« лягушка»- присесть, колени развести, ладони на полу, вдох-прыжок и крикнуть «ква»;
-«сбросим усталость»- встать, широко расставить ноги, вдох, наклон, руки между ног, постепенно выпрямляться и поднимать руки, а потом резко наклониться и опустить руки, громко произнести «ха»;
-«колесо»- стоя, ноги вместе, наклониться вниз, не сгибая колени, достать пол, стоять так 5 секунд;
-«паровозик»- массаж спины друг у друга;
3.Релаксация - «поза отдыха»- дети лежат на спине с закрытыми глазами;
4 «Ура!!!»- завершение комплекса. Вдох - прыжок «Ура!»