Урок русской литературы в 7 классе «А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»


Предмет Русская словесность
Класс 7 «Б»
Урок № 19
Тема А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Цель знакомство с циклом А.С.Пушкина «Маленькие трагедии»
Задачи 1. знакомство с основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением А.С.Пушкина к вопросу о гении и злодействе;
2. развитие навыков анализа поэтического драматического произведения;
3. нравственное воспитание учащихся.
Метод. приемы: работа с учебником, аналитическая беседа
Оборудование: иллюстрации, опорные положения
Межпредметная связь: искусство, история
Ход урока Действия учителя Действия учащихся
Стадия вызова
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
комментирование рисунков
III. Повторение
Каким политиком и каким человеком был Иван Грозный?
Какие традиции использовал Лермонтов при описании Ивана Грозного?
Кто такие опричники? Как относился к ним народ? Желают друг другу успехов
Отвечают на вопросы
Стадия осмысления.
VI. Сообщение темы и целей
V. Работа по основной теме
Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии»:
1) Небольшой объем, малое количество сцен и персонажей.
2) Быстрое развитие действия, острый драматический конфликт.
3) Глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью.
4) Воссоздание жизни других народов в разные исторические эпохи
В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:
гордость, презирающая всех;
жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном;
зависть, доводящая до злодеяния;
чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям;
гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.
Особенности трагедии «Моцарт и Сальери»
- трагедия состоит всего из двух сцен,
- действуют только три персонажа (Моцарт, Сальери, слепой скрипач).
Тема трагедии «Моцарт и Сальери»
раскрылась губительная сила зависти. Первоначальное название трагедии «Зависть»
Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери.
Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.
Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта?
(Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)
VI. Закрепление.
Заполнить таблицу:
Отношение к ... Моцарт Сальери
1) игре слепого скрипача 2) своим творениям и себе 3) творчеству друг друга 4) окружающим людям 5) искусству Работа по учебнику
Дополняют записи в тетрадях
Выполняют задания.
Стадия рефлексии
VII. Подведение итогов.
- Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?
VIII. Домашнее задание.
Вопросы с. 68
Оценивают сами себя