Конспект музыкально — литературной гостиной Какое время года лучше?


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ
«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ЛУЧШЕ?»
Курочкина О.С.
Устюжна 2017 год
Методическая разработка сценария вечера досуга в музыкально-литературной гостиной для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: Обогатить знания детей о творчестве устюженской поэтессы Зайцевой Л.В.. Совершенствовать сценическую речь, актёрское мастерство, творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Времена года»: «Апрель. Капель», «Июнь. Баркаролла», «Январь. У камелька», «Танец феи Драже», «Шарманщик»; А.Вивальди «Времена года», Фр.Шуберт «Серенада», Григ «Утро», И. Брамс «Венгерский танец», Штраус «На прекрасном голубом Дунае», Л.Делиб «Вальс»
Оборудование. Проектор, экран. Для каждого времени года показываются слайды и видеозарисовки природы под звучание классической музыки.
Связь с социумом: Поэтесса Зайцева Людмила Васильевна.
Ход представления:
Звучит произведение П.И.Чайковского
«Времена года. Январь. У камелька».
(Громко)
Музыкальный руководитель не спеша обходит «гостиную»: подходит к портретам композиторов, поэтов, писателей; накидывает на себя большую ажурную шаль, берёт с этажерки книгу в старинном переплёте, садится в кресло – читает.
(Музыка стихает)
Музыкальный руководитель.
В нашем зале тишина, праздник начинать пора.
(зажигает на столе свечи в старинном подсвечнике)
Я свечи эти зажигаю,
В литературно-музыкальную гостиную вас приглашаю!...1 блок.
Звучит произведение А.Вивальди «Времена года»
Влетают сороки.
Я сорока – белобока, прилетела из далека
Новость на хвосте несу, о том, что видела в лесу.
Спор идет в лесу дремучем:
Кто всего важней и лучше?
Золотом листвы землю осыпает
Осень золотая, похваляясь урожаем,
Синеокая весна говорит всем что она
Всю природу пробуждает, к жизни, к свету призывает.
Белоснежная зима, не сдаёт свои права,
Говорит, что лишь зимой, лес чарует красотой
Лето красное в ответ, преподносит свой букет
А в букете васильки, незабудки, огоньки.
Яркой, сочной земляники и ромашки, и гвоздики.
Я на дереве сидела, и на спорище глядела
Каждой хочется быть первой, у меня от шума нервы
Чуть не сдали. Я решила – им помочь необходимо!
Вы, ребята, собирайтесь, в лес дремучий отправляйтесь,
Спор великий разрешите, кто важнее всех скажите!
Звучит произведение Л.Делиба
Вальс из балета «Каппелия»
Кружась, грациозно входит Зима.
Зима: Мне всегда все люди рады, ведь от сильных снегопадов
Вся земля ковром покрыта, белым, теплым, но не сшитым!
Снег мой любит детвора, с горки, с криками «Ура!»
Весело на санках мчится, а на лыжах прокатиться
Тоже многие не прочь, эй, снежинки, озорницы
К нам сюда летите, танцем нас повеселите.
Зима взмахивает «волшебной палочкой»,
вылетают снежинки, танцуют импровизацию.
2 блок
Цверкунова Н.Г.
Спасибо, вам, снежинки. Вы правы, уважаемая Зимушка, с вашим приходом и снежинки прилетают обычно. Но вы, Зима, у нас в Заволжье такая разная: то холодная, снежная и ветреная, то с оттепелью, то с солнцем, но все равно мы Вам очень рады, ведь зима это…
-ответы детей.
- А какой день зимой разный! Утро раннее неслышное, солнышко будто съежилось, а днем снег искрится под его лучами. А вечер длинный и задумчивый, сама природа будто ждет появления сказки.
Времена года – как люди, разные на лицо и душой. Вот как появляется зима у великого русского поэта А.С. Пушкина, холодная, но беспечальная.
Ученица.
Вот север, тучи нагоняя
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз…
Учительница.
В стихах, как и в музыке, передаётся настроение человека. И если поэт описывает природу, то невольно наделяет её тем чувством, что испытывает сам. Тогда луна в стихах выглядит мрачной, как рассерженный человек. Вьюга злится. А утро – доброе и светлое. Вот как звучат такие стихи:
Ученица.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась!
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Учительница. Зима. Волшебница. Она очаровывает природу. Тютчев пишет: « Чародейкою зимою околдован, лес стоит…» Или у Есенина: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» А в другом стихотворении Есенина зима красит природу невиданными нарядами:
Ученицы.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках, снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Музыкальный руководитель
предлагает детям посмотреть на экране
видеоролик «Зимняя песенка.Упражнение для глаз.»
(здоровьесберегающие технологии).
Зима: Что ж, скажите, детвора, вы мне очень рады?
Дети: Да!
Ведущая: Нам Зима всего милей, первый приз даём мы ей!
3 блок.
Звучит произведение Э.Грига «Утро».
В бледном зелёном сарафанчике,
в веночке из нежных ленточек и цветов,
легко вальсируя, входит Весна.
Весна (с зеленой веточкой в руке):
Ой, ребята, не спешите,
А по совести судите!
Я весна, вслед за зимой
Прихожу в наш край родной
Моё солнце сильно греет,
Оседает снег, чернеет
Ручейки бегут, журчат
А из дальних стран летят
Птицы дружным караваном
На пригорках и полянках
Первые цветы цветут
Из берлоги тут как тут
Мишка сонный вылезает
Всех с весною поздравляет.
На деревьях вскрылись почки,
Появляются листочки
Зеленеет лес и луг
Оживает все вокруг!
Люди семена сажают,
И, конечно же, мечтают
Быть с хорошим урожаем:
С хлебом, овощами, чаем
А какие хороводы
Дети по весне заводят!
Дети исполняют хороводный танец
« Ой, бежит ручьём вода».
Далее беседа продолжается
под звучание произведения
Франца Шуберта «Серенада»
(Ласточка и Горлица).
Весна: Все знают, что я несу с собой?
- Ответы детей.
Ведущая: Пали морозы. Отзвенела капель. Оттаяло и согрелось солнце.
Земля скинула с себя белые простыни. Природа проснулась. Наступила весна. Утром года назвал это время поэт:
Ребёнок.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой,
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей
А.С. Пушкин
Звучит произведение П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник.»Музыкальный руководитель:
Весна – это светлый праздник рождения природы. Не только робкая зелень, все живое население лесов, озер, полей тянется к солнечному свету. Вот появился первый подснежник:
В лесу, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
Ведущая: А вот как о весеннем пробуждении пишет в своём стихотворении «Апрель» С. Маршак:
Ребёнок.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь.
И расцвел подснежник.
Ведущий.
Радует нас весна веселым пением птиц, своими еще не яркими красками, негромкими звуками. Но если мы внимательно прислушаемся, то поймем, о чем журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы.
Слушайте и смотрите весну!
Музыкальный руководитель
включает видеоролик
«Весенние зарисовки». Дети смотрят.
Весна: Дайте мне скорей ответ, я важнее всех иль нет?
Ведущая: Нам весна всего милей. Первый приз даём мы ей!
4 блок.
Звучит произведение Брамса «Венгерский танец».
Лето в ярком сарафане,
с букетом цветов в руках,
входит в зал.
Лето: (с букетом полевых цветов)
Погоди, Весна – сестрица
Первым местом всем хвалиться.
О себе сейчас рассказ
Начинаю без прикрас.
Лето славится грибами,
Ягодами и цветами.
Лишь в июне соловьи
Трели звонкие свои
Лету, будто песнь выводят.
Молнии на речку ходят,
Загорают на песке,
Плавать учатся в реке.
Бабочки вокруг порхают
Первый урожай снимают
И в садах, и в огородах
Моя щедрая природа
Платит людям за их труд
И не зря меня зовут:
Лето красное, лето ясное,
Лето доброе, плодородное!
Вы послушайте, как дети
Песенки поют о лете!
Ведущая: и поют, и стихотворения читают, и помечтать о лете любят. Они, например, говорят, что лето красное, веселое, а еще…?
- Ответы детей.
Когда приходит лето? Очень уж незаметно сменяет лето весну.
Лето – пора страдная. Все трудятся, у всех рабочий день начинается чуть свет. Раньше солнца встают люди. Будят солнце петухи. С солнышком вместе вылетают пчелы, выползают муравьи. Вот как представлен летний день в стихотворении А. Плещеева:
Ребёнок.
Веселое лето, всем дорого ты
В лугах ароматных пестреют цветы.
А в рощице пташек звенят голоса
Их тени хвалою летят в небеса.
Блестящие мошки, кружатся толпой
И солнышко шлет им свой луч золотой!
Бледно-розовой полоской
Зорька гаснет за горой.
Дремлет колос, наклоняясь
Над росистою межой.
День прощается с землёю,
Тихо, тихо ночь идет.
В небо месяц за собою
Звезды ясные ведет.
Ведущий. Хорошо ребятам летом! Целый день на воздухе. Зимой сказки читают, а летом сказка наяву. Жуки, кузнечики и муравьи – настоящие заколдованные человечки. Как складно они работают! А стрекозы и бабочки – просто добрые феи!
Музыкальный руководитель
предлагает детям посмотреть
фрагмент мультфильма «Дед Мороз и лето» -
песенка «Вот оно какое, наше лето».
Лето: Кто же всех важней, скажите, спор наш честно рассудите!
Ведущая: Лето нам милей всего, главным быть оно должно!
5 блок
Звучит произведение П.И.Чайковского «Осенняя песнь».
В веночке из жёлтых листьев,
с зонтиком в руке, входит Осень.
Осень: Все вы много говорили,
Очень уж себя хвалили.
Я гораздо вас скромней:
Нет во мне ни жарких дней
Ни веселых птичьих песен
Все ж наряд мой интересен!
Золотою краской смело
Я раскрасила умело
Все деревья и кусты.
А для пущей красоты
Краску красную взяла,
В золотой узор внесла.
Помогла я зверям, птицам,
На прощанье подкрепиться.
Птицы в стаи собрались
С криком к югу понеслись.
Звери норки утеплили,
О припасах не забыли.
Осень праздник в каждый дом
Вносит с золотым зерном.
С круглым яблоком румяным
И с картофелем желанным!
О прекрасном урожае
Дети песни распевают!
Дети поют и выполняют движения
на слова песни «Виноватая тучка».
Ведущая: есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, волшебница и художница, богатая урожаем.
Ребёнок.
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница, все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила!
Или вот у И. Бунина:
Ребёнок.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между кленами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной.
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной…
Ведущий. Другая осень невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом, та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью:
Ребёнок.
Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!
А. Плещеев.
Далее с презентацией книг об осени выступает библиотекарь библиотеки Ленинского сельского поселения – Костенко Калина Михайловна. Она познакомила детей с книгами, в которых писатели и поэты писали об осени.
Музыкальный руководитель
предлагает детям посмотреть видеоролик
«Осенние зарисовки» под вальс Бостон.
Осень: Мне быть первой или нет? Кто желает дать ответ?
Ведущая: осень нам всего милей, первый приз даем мы ей!
Звучит произведение А.Вивальди «Времена года», влетает Сорока.
Сорока: Хватит спорить вам, сестрицы, да успехами хвалиться.
Каждая из вас важна, самой главной быть должна,
Но в своё лишь время года, так устроена природа!
И не зря народ у нас говорит всегда о вас:
Дружно за руки возьмитесь, в хороводе закружитесь.
С вами мы плясать пойдем, песню хором запоём.
Коли осень на дворе, - быть ей главной и в игре!
Дети встают в хоровод.
Осень передаёт по кругу свой венок из осенних листьев
под музыку Штрауса «На прекрасном голубом Дунае»,
во время пауз в музыке, тот ребёнок,
в руках у которого оказался венок,
говорит пословицу или поговорку об осени.
Пословицы:
Много снега, много хлеба!
Солнце летом ясное – яблокам быть красным!
Что с осени мы сохранили, то в щи зимою положили!
Много теплых дней весной – будет урожай большой!
Дети продолжают стоять в хороводе,
музыкальный руководитель
подходит к столику с зажжёнными свечами,
гасит их и заканчивает встречу.