Сценарий литературной гостиной В гостях у дедушки И.А.Крылова


Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов
«Литературная гостиная «В гостях у дедушки Крылова», посвященная юбилею русского баснописца»
Цель: привитие интереса к литературе, расширение литературного кругозора.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни, тематикой и художественным своеобразием языка басен Крылова.
Развивающие:
развивать навыки монологической речи, выразительного чтения наизусть басен,
развивать творческие способности учащихся (драматического перевоплощения, умений работать на сцене, со слушателем, партнёром по сцене, владеть голосом, жестом, мимикой),
развивать навыки самостоятельной работы,
совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.
Воспитательные:
формировать коммуникативную культуру, эстетический вкус учащихся,
средствами литературы воспитывать чувство любви к русскому слову, точному, яркому,
средствами литературы воспитывать положительные морально-нравственные качества личности,
воспитывать чувство личной ответственности за коллективное дело.
Сценарий литературной гостиной «В гостях у И.А. Крылова»
Автор - режиссёр: слайд 1 заставка
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков тьму,
Он баснями себя прославил,
И в гости мы идём к нему.
Кто не слыхал его живого слова?
          Кто в жизни с ним не встретился своей?
          Бессмертные творения Крылова
          Мы с каждым годом любим всё сильней. (М. Исаковский)
Наш литературный праздник посвящён И.А. Крылову, русскому баснописцу, 245-летний юбилей которого отмечают и школьники и взрослые любители русской литературы. Гостиная наша украшена книгами, иллюстрациями к басням, портретом юбиляра. Зрители ждут появления ведущих и героев. Актёры готовы. Передаю слово ведущим праздника…

Слайд 2 Памятник
Ведущая 1: В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Ведущая 2: Памятник создан известным скульптором Клодтом и художником Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые животные – это герои его басен. О чем он задумался?
Ведущая 1: Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство?
(Входят мальчик Иван Крылов и его мать, женщина устраивается в кресле, вяжет, мальчик садится за стол, открывает книгу, берёт перо, что-то списывает, шевелит губами.) Родился Иван Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера, Андрея Прохоровича Крылова, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Мать Мария Алексеевна из обедневших дворян. Слайд 3 Москва. Трек №1
Матушка (смеётся, что-то вспомнив): У всех дети как дети. Ма-ма. Па-па. А мой Ванечка! Первым словом у него было «АВ-АВ!». Молчал, молчал. И вдруг высказался. Да, Мурзик? ( гладит заводную игрушку, которая отзывается на прикосновение мурлыканьем). Семья наша была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец. А позже (наша семья жила тогда в Твери) довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам: русскому и французскому языкам, арифметике, и Ванечке разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Дай, Господь, им доброго здоровья (крестится). Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки, позже изучил английский и греческий языки.
Когда Ивану было 10 лет, умер его отец, наш кормилец. Накоплений никаких не осталось, только сундучок с книгами.
Ваня: Матушка, можно отдохнуть? (Аккуратно закрывает книги и тетради).
Матушка: Конечно, сынок. В семье Львовых Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения – сеньором Луиджи, игравшим на скрипке. Сын оказался очень музыкален, овладел музыкальной грамотой и быстро выучился от него играть на музыкальном инструменте.
(Ваня играет на скрипке).
Матушка: Что это за песенка, Ванечка?
Ваня называет произведение.
lefttop
Матушка: После смерти отца ll-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – подканцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами и перьями, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Иван Андреевич, пора спать, завтра рано вставать. (Уходят). Трек №1
Слайд 4 Петербург
Ведущая 1: Позже, в 1782 году, Крылов с матерью и младшим братом Левушкой перебрались в Петербург. Мать всё хлопотала о пенсии. Крылов понимал, ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности и ум. Отсутствие систематического образования Ивану приходилось восполнять самостоятельным изучением наук, языков и чтением. Без знаний, был уверен юноша, ему не выбраться из бедности.
Ведущая 2: Обладая достаточно мощной и крепкой фигурой, Крылов увлёкся кулачными боями, из которых выходил победителем. Но этот успех не сбил его с толку. Живой ум и отменное чувство юмора помогли молодому Ивану Андреевичу получить первую известность в качестве драматурга. Им написано 13 комедий, они были опубликованы в журналах и поставлены в театре.Ведущая 1: Однако смелая сатира Крылова стала вызывать недовольство императрицы Екатерины Второй, что заставило молодого писателя прекратить свою литературную деятельность и скрыться в провинции на несколько лет.
Ведущая 2: В 1805 году в Москве Крылов показал известному баснописцу И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена. Дмитриев высоко оценил перевод и отметил, что автор нашёл своё истинное призвание. Но поэт этого опять не понял.
Слайд 5 Библиотека
Крылов (выходит на сцену):
С 1812 я работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была мне по душе, ведь меня окружали книги, мои первые и главные друзья. Я заведовал русским отделом. Вначале здесь было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги, журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали вновь печатавшиеся книги. Я составлял списки книг, указателей, одних только каталожных карточек “чистым почерком” надо было написать много тысяч. Библиотека росла и множилась, 30 лет жизни я посвятил Петербургской Публичной библиотеке (садится писать).
Слайд 6 Нави Волырк
Ведущая 1: Басни Крылов начал писать, когда ему было уже 37 лет. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк».


Крылов: Но вы, ребята, сразу поймёте, если прочитаете справа налево. (Зрители читают: «Иван Крылов») Верно.Ведущая 2: « У Крылова даже басни с заимствованными сюжетами не похожи ни на какие другие», - отмечал Пушкин.
Крылов: Потому что я из истории создал басню – сценку. Если у учителей моих главной в басне была мораль, то у меня она прячется за искусно построенным комедийным сюжетом.
Ведущая 1: Постепенно баснописец начал находить всё больше оригинальных сюжетов, многие из которых связаны с событиями российской жизни. Слайд 7Откликом на различные политические события стали басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне».
Ведущая 2: Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро стали восприниматься более широко. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
Ведущая 1: Ребятам начальной школы понравилась басня «Квартет», они её выбрали для инсценирования. (Представление басни «Квартет»).

Крылов: Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт.
1 вед: Молодцы, ребята. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай I ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть урок: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их масками скрываются люди со своими характерами и неблаговидными поступками. И как грустно осознавать, что неисправим род человеческий. С течением времени ничего не изменилось.
Слайд 8 Курица Трек №4
На сцене учащиеся 8 класса с басней « Крестьянин и Лисица».
Крестьянин.
«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страстьКур красть? - Крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. - Я, право, о тебе жалею!Послушай, мы теперь вдвоем,Я правду всю скажу: ведь в ремесле твоемНи на волос добра не видно.Не говоря уже, что красть и грех, и стыдно,И что бранит тебя весь свет;Да дня такого нет,Чтоб не боялась ты за ужин иль обедВ курятнике оставить шкуры!Ну, стоят ли того все куры?»
Лиса. «Кому такая жизнь сносна?-Лисица отвечает.Меня так всё в ней столько огорчает,Что даже мне и пища не вкусна.Когда б ты знал, как я в душе честна!Да что же делать? Нужда, дети;Притом же иногда, голубчик-кум,И то приходит в ум,Что я ли воровством одна живу на свете?Хоть этот промысел мне точно острый нож».

Крестьянин. «Ну, что ж?Коль вправду ты не лжешь,Я от греха тебя избавлюИ честный хлеб тебе доставлю;Наймись курятник мой от лис ты охранять:Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?Зато ни в чем не будешь ты нуждатьсяИ станешь у меня как в масле сыр кататься».
Лиса.-Торг слажен!
Чтец:
И с того ж часа́Вступила в караул Лиса.Пошло у мужика житье Лисе привольно;Мужик богат, Лисе всего довольно.
Крестьянин.Лисица стала и сытей,Лисица стала и жирней (кормит Лису)
Чтец:
Но всё не сделалась честней:Некраденый кусок приелся скоро ей.И кумушка тем службу завершила, Трек №5 переполох в курятникеЧто, выбрав ночку потемней,В курятнике всех кур передушила.
Крылов.
В ком есть и совесть, и закон,Тот и не украдет, и не обманет,В какой бы нужде ни был он;А вору дай хоть миллион — Он воровать не перестанет. Слайд 9 усадьба
Ведущая1: Спасибо восьмиклассникам. Читая басню «Две собаки», представляешь положение честного труженика и ловкача, рабочего человека и звезды шоу-бизнеса. Посмотрите инсценировку басни «Две собаки». Какие у вас возникают ассоциации с современной жизнью? На сцене ещё одна творческая группа 8 класса.
(Представление басни )
Барбос:
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо
На задних лапках ходят.
Крылов:
Иной спесивец тем гордится,
Чего бы стоило стыдиться. Трек №7 Собачий вальс
Ведущая 1: Какая противная, обидная кличка Жужутка!
Ведущая 2: Видно, балонка очень глупа, в её ли положении гордиться! Но героиня следующей басни тоже в себе видит одни достоинства. А в других – одни недостатки.
Встречаем 7 класс. «Разборчивая невеста» Слайд 9 Трек №8 Женитьба
РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА
1 сплетница
Невеста-девушка смышляла жениха.
Мать
Тут нет еще греха.
2 сплетница
Да вот что грех: она была спесива.
Сыщи ей жениха, чтоб был хорош, умен,
И в лентах, и в чести, и молод был бы он.
Мать
Красавица немножко прихотлива.
2 сплетница
Ну, чтобы все имел - кто ж может все иметь?
1 сплетница
Еще и то заметь,
Чтобы любить ее, а ревновать не сметь.
2-ая
И женихи, как на подбор,
Презнатные катили к ней на двор.
Но в выборе ее и вкус и мысли тонки!

1-ая
Такие женихи - другим невестам клад!
Невеста
А мне они на взгляд
Не женихи, а женишонки!
Ну, как мне выбирать из этих женихов?
Тот не в чинах, другой без орденов;
Мать.
А тот бы и в чинах.
Невеста.
Да жаль, карманы пусты;
1-ая
То нос широк, то брови густы;
2-ая
Тут этак, там не так;
Мать
Ну, не придет никто по мысли ей никак.
1-ая
Посмолкли женихи, годка два перепали;
Другие новых свах заслали.
2-ая
Да только женихи середней уж руки.
Сваха.
У вас товар - у нас купец!
Невеста.
Какие простаки!
По ним ли я невеста?
Ну, право, их затеи не у места!
И не таких я женихов
С двора с поклоном проводила;
Пойду ль я за кого из этих чудаков?
Как будто б я себя замужеством торопила,
Мне жизнь девическа ничуть не тяжела:
И ночью сплю спокойно, и день я весела.
1-ая
Проходит год,
Никто нейдет;
2-ая
Еще минул годок, еще уплыл год целый:
Мать.
Вот наша девушка уж стала девой зрелой.
1-ая
Зачнет считать своих подруг!
2-ая
А ей считать большой досуг.
Алёна?
Невеста.
Мать.
Замужем давно.
Невеста.
А Настя?
Мать.
Сговорили.
Невеста.
Меня как будто позабыли.
Мать.
Закралась грусть в красавицыну грудь.
1-ая
Посмотрит: зеркало докладывать ей стало,
Что каждый день, а что-нибудь
Из прелестей ее лихое время крало.
Невеста.
Румянца нет; нет живости в глазах;
Умильны ямочки пропали на щеках;
1-ая
Веселость, резвость ускользнули.
2-ая
Там волоска два-три седые проглянули;
Беда со всех сторон!
1-ая
Вот тут спесивица переменила тон.
Рассудок ей велит замужеством торопиться.
2-а
Перестает она гордиться.
Сваха.
У вас товар – у нас купец. (мать уговаривает дочь)
1-ая
Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла.
2-ая
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку (вместе)
Ведущая 1: Поблагодарим ребят за яркое выступление. Да принцев на всех не хватит.
Ведущая 2: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть бескорыстными, благородными, совестливыми, правдивыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки и полезные дела.
Крылов: слайд 10 Ларец мудрости. Трек №9 шкатулка
Кто добр поистине…
В молчанье тот добро творит…
А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,
Тот часто только добр за счёт другогоЗатем, что в этом нет убытку никакого.
Ведущая 2: Как прямо и честно выражена мысль! Давайте заглянем в ларец мудрости великого поэта-баснописца и постараемся запомнить его уроки…
Трек №9 повторить
Выходят участники инсценировок 7-8 классов, располагаются в разных точках сцены.
Крылов:
Люблю, где случай есть,
Пороки пощипать.
Сплетница 1:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Крылов:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Сплетница 2:
Тьфу пропасть! Тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них.
Крылов:
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит.
Лисица (к Крылову):
Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала.
Крылов:
Нет, кумушка;
А рыльце у тебя в пуху.
Невеста:
Смотри-ка… кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть.
Крылов:
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Мать невесты:
Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Так от пустой по мостовой и стук, и гром,
И пыль столбом…
Крылов:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.
Жених и подружка невесты:
- Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
- А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!
Ведущая 1:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
Крылов:
За то, что хвалит он Кукушку.(Встаёт из-за стола, идёт к зрителю)

Как часто я слыхал такое рассужденье:
«По мне пускай что хочешь говорят,
Лишь был бы я в душе не виноват!
Нет надобно ещё уменье,
В глазах людей себя не погубить
И доброю наружность сохранить…
Как часто и душа, и совесть в вас чиста,
Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность
Язвить злословию о вас даёт возможность –
И ваша слава уж не та.
Ведущая 2:
Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться?
Крылов:
Конечно, нет. Но только всякий шаг
Вы свой должны обдумать так,
Чтоб было не к чему злословью и придраться. (кланяется, уходит, все актёры уходят)
Трек № 9 повтор.
Слайд 11 В саду
Ведущая 1: В конце жизнь баснописца наладилась. И это были заслуженное признание, почёт, комфорт. За Иваном Андреевичем закрепилась роль ленивого и неповоротливого человека, над которым посмеивалось всё придворное общество. А он, талантливый и умный, быстро свыкся с ролью нелепого чудака, найдя в этом для себя выгоду. Придуманный им образ всем нравился.
Трек№ 1(повт)
Ведущая 2: В.Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтанья» назвал в русской литературе всего лишь четырёх классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным. Пушкиным и Грибоедовым.
Ведущая 1: «В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются, со способностью коротко. Ясно. Крылато выражаться», - отмечал Белинский. Сам Пушкин учился у него меткости, афористичности языка.
Слайд 12 портрет
Автор-режиссёр: Дорогие зрители подумают, а что же учащиеся 5-6 классов приняли такое скромное участие в празднике. Наши ребята не только ходили в гости к Крылову. но и участвовали в мастер-классе. Посмотрите, что иногда случается, когда мы готовимся к литературному празднику.
Трек №6
Сценка «Нюрочка (Нуржахан Азымбакиева) и дедушка Крылов».
(Входит Нюрочка с книгой басен, заучивает слова, садится в кресло).
Нюрочка:
Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей.
Скоро литературный праздник, а я роль не выучила. О, как я устала.
Не оставь меня, кум милый…… кум милый (задрёмывает над книгой).
(Входит Крылов, берёт у девочки книгу, кладёт на стол, накрывает пледом Нюрочку).
Нюрочка (полусонная спрашивает):
-Вы Крылов?
Крылов:
-Так точно, с вашего позволения. (Садится в кресло)
-А я Нюрочка. А басни ваши прелесть. ( Всё происходит во сне)
-Ах, батюшки. Спасибо.
-Но перед литературным праздником у меня к Вам много вопросов.
-Спрашивай.

-Чтобы написать басню, я побывала в зоологическом саду, принесла лисице сыру, а она…. не ест!
-Не ест, говоришь, сыру? Ишь ты!
- И винограда…
-Не ест? (с досадой)
-В рот не берёт. Как же у неё «глаза и зубы разгорелись»?
-Что же делать, по-твоему?
-Пусть, дедушка, на ветке цыплята сидят и нос ей показывают.
-А как же цыплята на ветку попадут?
-Потом придумаю. А вот ещё муравей! На вид такой добрый, а в действительности не очень.
-Он трудяга, этим и хорош. А стрекоза , голубушка, лето пропела, проплясала, а теперь её корми.
-А может, она хочет стать балериной, Ульяной Лопаткиной или Светланой Захаровой.
-Для этого надо много работать, трудиться. А из этакой попрыгуньи и певуньи выйдет только Анастасия Волочкова.
-Ой, дедушка, ты и про неё знаешь?
-Конечно, стою на книжной полке рядом с телевизором. (Усаживает девочку в кресло). Так ты, Нюрочка, уж постарайся, чтобы твоя басня преподнесла слушателям урок. (Уходит).
-Хорошо, мы с ребятами очень постараемся. Спасибо Вам и всей русской литературе спасибо. ( Звонит будильник, девочка просыпается). Трек №12 будильник
Чуть репетицию не проспала. Какой странный сон? А где книга? Чудеса! Потом разберусь. Скорей на репетицию.
Автор-режиссёр: Слайд 12 Перо
Эллада – мать искусств. За это ей хвала!
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились( и наш великий Крылов), но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел – свободная страна,
Не вся захвачена поэтами она.
В эту страну попали наши юные баснописцы. Они наблюдают жизнь и учатся давать оценки разным поступкам, сочиняя басни.
Уважаемые зритеии, ученики 5-6 классов предлагают вашему вниманию басни собственного сочинения. На экране рисунок или фотоиллюстрация к басне. По окончании праздника предлагаем проголосовать за понравившуюся басню.
Маркина Мария , 5 класс, «Коньки»

Люкшин Евгений , 5 класс, «Голодный гусь»

Азымбакиева Нуржахан, 6 класс, «Два Медведя»

Ивкина Ирина, 6 класс, «Чемпион»
Пономарёва Мария, 6 класс, «Лягушки.
Автор- режиссёр:
Дорогие друзья, праздник подошёл к концу. На нём мы полюбовались драгоценными россыпями народной мудрости и нравственности крыловских басен. Жизненный путь баснописца из бедности и безвестности к вершинам всенародного признания – сам по себе поучителен. Наши участники были актёрами и музыкантами, художниками и сочинителями. Все творчески подошли к коллективному делу. Большое спасибо. Наша литературная гостиная закрывается. Просим проголосовать за понравившуюся басню. До новых встреч. Слайд 20 Трек № 9