Урок русского языка в 10 классе (профиль) Морфемы корневые и аффиксальные


Морфемы корневые и аффиксальные Морфе́ма (от греч. μόρφημα) — наименьшая языковая единица, обладающая значением (по определению, данному американским лингвистом Леонардом Блумфилдом в 1933). Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем. В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф. Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-). По обязательности наличия в слове: корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы)Корневые (корни), обязательныеКорень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание.Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Аффиксальные (аффиксы), необязательныеАффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не могут самостоятельно образовывать слово (в русском языке) — только в сочетании с корнями. Классификация аффиксовПо положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа) - префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке — приставки. - постфиксы — после корня. - интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс); Классификация аффиксов - конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);- инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском: sumulat 'писать', ср. sulat 'письмо');трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — большой, Kibar — большие. В арабском языке всего три гласные фонемы. По смыслу аффиксы подразделяются: 1. «Обычные» аффиксы — передают грамматическое и лексическое значение2. Флексии — передают реляционное (указывающее на связь с другими членами предложения) значение. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются — окончания. Продуктивные и непродуктивные аффиксыПо участию в образовании новых слов и их грамматических форм аффиксы делятся на продуктивные* и непродуктивные*. Продуктивными* являются аффиксы, которые участвуют в современном слово- и формообразовании, т. е. встречаются в новых словах и их грамматических формах, используются для создания новых слов (словообразущие аффиксы) и оформляют их грамматически (формообразующие аффиксы). В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоґидами* (аффикс + греч. -oid – подобный). Аффиксоиды выполняют функцию аффиксов, образуя новые слова, но в то же время не теряют связи с однокоренными словами (пушкинист и пушкиновед; пушкиновед и ведать).Аффиксоиды делятся на суффиксоґиды (подобные суффиксам) и префиксоґиды (подобные префиксам).1. Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед).2. Примеры префиксоидов: пол-/полу- (полгорода, полумрак).В школьной практике аффиксоиды, как правило, не рассматриваются. Соответствующие морфемы относят к корням. Из имен существительных широко представлены образования с суффиксами: -ниj(е) (десантирование, катапультирование, квантование и др.), -щик/-чик (локаторщик, визировщик, бетатронщик, дефектовщик, анонимщик, звездолетчик, антисоветчик и др.), -ист (автораллист, аквалангист, бадминтонист, актинометрист, аквариумист, барьерист, гандболист, батутист, батерфляист, брассист, паралангист, особист, кэтчист, кролист и др.), -ник (автобусник, автодорожник, алмазник, битник, блокадник, доночник и др.), -ец, -тель, -ант, -ик (венерианец, восходитель, информант, диетик, космик и др… (см. продолжение) -чиц(а), -ниц(а), -щиц(а), -ш(а), -к(а) и др. (вертолетчица, водительница, газировщица, визировщица, каменщица, гандболистка, барьеристка, брассистка, блокадница, второклашка, акванавтка, геодезистка, автокарщица, дикторша, агрономша, администраторша, барменша, вахтерша и др.), -ость (водостойкость, водообеспеченность, металлоемкость, всеохватность, глобальность, всепогодность, выживаемость, дискретность и др.), -дром (кордодром и др.), -к(а) (нейтралка, камералка, капиталка и др.), -инк(а) (грустинка, веселинка и др.) и т. п. В именах прилагательных к активным суффиксам относятся : -н(ый) (ананасный, авиамобильный, лазерный, локаторный, латексный, водометный, бадминтонный и др.), -ов(ый), -ическ(ий) и др. (аллергический, алгоритмический, допинговый, лавсановый и др.). В сфере глагола продуктивны суффиксы -ова(ть), -ир/ова(ть), -и(ть), -ива(ть) и др.: катапультировать, аэрировать, десантировать, остекловать, дефектовать, букетировать, отфутболить, осовремениться и др.В наречиях продуктивными являются суффиксы -и, -о (алгоритмически, дискретно, визуально и др.). К продуктивным префиксам относятся за-, по-, про-, анти-, меж-, без-(бес-), вне-, внутри- и др. Проявляют продуктивность многие аффиксоиды. Особенно активными являются аффиксоиды -лог, -вед, -ход, -воз и др. (гипнолог, нарколог, диетолог, иммунолог, пушкиновед, науковед, байкаловед, аэроход, автоцементовоз и др.). К непродуктивным относятся аффиксы, которые перестали участвовать в образовании слов и их грамматических форм. Они не встречаются в составе возникающих в современном русском языке новых слов, не оформляют их грамматически. Так, новых слов не образуют суффиксы -б(а), -няк, -чук, -знь, -мя, -н(я), -ик, -ва-, -с(а), употребляющиеся в словах: борьба, ходьба; березняк, ивняк; барчук; жизнь, боязнь; стоймя, ревмя, торчмя; резня, возня; восьмерик, пятерик, семерик; создавать, нагревать; плакса, хныкса. Не участвуют в современном словопроизводстве приставки воз-(вос-), пре-, пред-, су-, сыз-, при-, после-, прото- и др. Слова типа воспеть, преувеличить, предвозвестить, предумышленный, супесь, сукровица, сызмала, привкус, последействие, протопоп и т. п. в синхронной системе русского языка уже не возникают. УпражненияДаны существительные в форме родительного падежа множественного числа: аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей. В каком из них не такое окончание, как в остальных?Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, коров, носков, основ, подков, снов, столов. Распрелелите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов. Ответ №1: аллей. В этом слове нулевое окончание, в остальных – окончание -ей.Ответ №2: нулевое окончание: вдов, коров, основ, подков. Окончание –ОВ: воров, носков, снов, столов В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперебой, отбой, сумкой, твой?Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, назад, над, хорош, впредь. Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и без окончания. Упражнения Ответ №1: наперебой. Это – наречие, поэтому в нем нет окончания. Герой и отбой – существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у них нулевое окончание. В существительных женского рода листвой и сумкой, а также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.Ответ №2: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, хорош.нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, назад, над, впредь. Морфемный разборПорядок морфемного разбора (разбор слова по составу):1) определить слово как часть речи;2) у изменяемого слова выделить формообразующие морфемы: окончание и суффиксы;3) указать основу;4) выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни, если слово сложное;5) выделить, если есть, приставки, словообразующие суффиксы, интерфиксы, постфиксы; правильность выделения этих морфем доказать подбором других слов с такими же морфемами. Образец морфемного разбораБесстрашная1) Бесстрашная – имя прилагательное, изменяется по падежам, числам, в единственном числе по родам.2) Окончание -ая выражает значение именительного падежа единственного числа женского рода. В других формах мы видим другие окончания: бесстрашной, бесстрашный, бесстрашных и т.д.3) Основа – бесстрашн-.4) Корень слова – -страш- (чередование х/ш). Однокоренные слова: страх, страшить, страшный, устрашить, неустрашимый.5) Бес- – приставка (чередование з/с). Она есть в словах бестолковый, беспорядок, безликий, безрадостный. В слове также выделяется суффикс -н-, служащий для образования относительных прилагательных. Он есть в словах комнатный, бездарный, лесной. Упражнения Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор : ? Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: ? Ответ №1: петь, верхом, рано, новее, ворча. В слове учить два суффикса, в слове одеть есть приставка, в остальных словах представлено нулевое окончание.Ответ №2: узнали, подоконник, встряска, настольный. Чередование гласных и согласных в корне При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков, в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Например, в словах просить, прошу, спрашивать один и тот же корень -прос-, в котором имеются чередования с/ш и о/а. Чередования гласных1) о/а: распороть – распарывать, настроить – настраивать, выловить – вылавливать; это чередование очень часто наблюдается при образовании глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-/-ыва-.2) Беглые гласные о и е:о/нуль звука: рот – рта, иголка – игла, сотня – сто;е/нуль звука: пень – пня, отец – отца, сосенка – сосна, весенний – весна.3) е/о: бреду – бродить, веду – водить, везу – возить, несу – носить, греметь – гром.4) Полногласие/неполногласие: оро/ра: огородить – ограда, здоровье – здравница;ере/ре: побережье – прибрежный, середина – средний;оло/ла: заголовок – оглавление, колодец – кладезь;оло/ле: полонить – плен, молоко – млекопитающее. Важно помнить, что полногласие возможно только внутри одной морфемы (чаще корня, иногда – приставки: через-/чрез-, пере-/пре-) и его надо отличать от «ложного полногласия», возникающего на стыке морфем (положить, пророк, столовая, измерение, гололед). Чередования согласных1) к/ч: жук – жучок, пеку – печет;к/ч/ц: рыбак – рыбачий – рыбацкий;2) г/ж: луг – лужок, могу – можешь;г/ж/з: друг – дружить – друзья;3) х/ш: муха – мушка, сухой – суше;4) д/ж: редкий – реже, сидеть – сижу;д/ж/жд: родить – рожать – рождение;5) т/ч: вертеть – верчу, крутой – круче;т/ч/щ: свет – свеча – освещение;6) з/ж: низ – ниже, резать – режу;7) с/ш: красить – крашу, высокий– выше;8) ц/ч: палец – пальчик, заяц – заячий;9) ст/щ: густой – гуще, растение – выращивать;10) ск/щ: искать – ищет, таскать – тащить. 1) б/бл: рубить – рублю, любить – влюбляться;2) п/пл: копить – коплю, покупка – купля;3) в/вл: новый – обновление, ловить – ловля;4) ф/фл: графить – графлю;5) м/мл: корм – кормление, ломать – преломление. Исторические изменения в составе словаВ процессе исторического развития языка некоторые приставки и суффиксы слились с корнем и перестали выделяться. Таким образом мог измениться морфемный состав слова. Например, слова дар и пир когда-то были образованы с помощью суффикса -р от глаголов дать и пить. В современном языке этот суффикс уже не вычленяется, и мы выделяем корни дар- и пир-. От этих существительных теперь образованы новые глаголы: дарить и пировать.Слово кольцо раньше воспринималось как уменьшительное, образованное с помощью суффикса -ц- от коло – ‘круг, колесо’. Слово коло ушло из языка, поэтому и кольцо потеряло свое уменьшительное значение, прежний суффикс -ц- перестал вычленяться, теперь мы видим в этом слове корень кольц-. Иногда полезно выделить бывшие морфемы, чтобы объяснить правописание слова. Например, в словах торговля и торжество в современном языке выделяются разные корни, но в древности эти слова произошли от одного корня торг-: на торгах по традиции устраивались народные гулянья и было празднично. Отсюда и торжество. Зная историческую связь этих слов, мы не ошибемся в написании безударного гласного в слове торжество. В словах подъем и съемка мы пишем твердый знак после прежде выделявшихся приставок, хотя в современном языке эти бывшие приставки уже входят в состав корня.