Презентация проекта по развитию речи Учимся составлять загадки (2 класс)


Проект :«Учимся составлять загадки» Цель исследования: Научиться сочинять загадки Задачи исследования: выяснить, что такое «загадка» узнать, давно ли появились загадки и с чем связано их появление рассмотреть особенности построения, пути «рождения» загадки Гипотеза Предположим, что загадка – это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть. План исследования: 1. Что такое загадка?2. История возникновения загадки.3. Роль загадок в фольклоре и литературе.4. Как «рождаются» загадки? Поисковый этап Теоретики Мастера слова Теоретики обратились к словарям, справочникам, энциклопедиям, сборникам и выяснили, что загадка – самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества Что такое загадка? Загадка - словесная игра в виде замысловатого вопроса, требующего ответа (отгадки). Малые жанры фольклора: Пословицы и поговорки Загадки Анекдоты Песни Частушки Типы загадок Загадки-вопросыЗагадки-задачиЗагадки-иносказанияЗагадки-описания История возникновения загадки Верованиядревнегочеловека Запреты Иносказательнаяречь Военное дело Дипломатия Повседневная жизнь Этапы составления загадки выбрать объект, о котором будет загадка; перечислить все признаки, качества, свойства, действия выбранного предмета;каждый выделенный признак сравнить со схожим признаком другого предмета; Мастера слова Загадка: Краткость, иносказательное описание предмета + Ритмичность и рифмованность, форма вопроса Как «составить» загадку Метафора:Белые хоромы, красные подпоры. Олицетворение: Кланяется, кланяется,придет домой – растянется. (гусь) (топор) Как «составить» загадку Образное описание предмета по внешнему виду: Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (рябина) Звуковой образ: Зубастый зверек грызет с визгом дубок (пила) Прямое сравнение: Пять ларчиков –пять чуланчиков (Перчатка) Прямой вопрос: Кто бежит безпровода? Как «составить» загадку (Река) Экспериментальный этап Попробуем сочинить загадку Не кузнечик, но зеленыйХоть колючий, но не еж.Вкусен свежий и соленыйОчень на овал похож. (огурец) Овальный и зеленыйСемечки внутри.Он растет на грядке.Скорей его сорви! Большие уши, да не заяц;Ноги толсты, но не медведь;Нос длинен, да не комар. (слоненок, слон) На одной ноге стоит,Тремя глазами моргает. Стоит дракон,На одной шее –Три головы.Одна головаДышит красным,Вторая – желтым,А третья – зеленым. (светофор) На одной ноге стоит,Тремя глазами моргает. Стоит дракон,На одной шее –Три головы.Одна головаДышит красным,Вторая – желтым,А третья – зеленым. (светофор) На одной ноге стоит,Тремя глазами моргает. Стоит дракон,На одной шее –Три головы.Одна головаДышит красным,Вторая – желтым,А третья – зеленым. (светофор) Обобщающий этап анализ результатов исследования оценка проделанной работы сбор папки с материалами подготовка к защите проекта Вывод: - загадка учит нас открывать сходство между «далёкими» предметами - вызывает радость отгадывания не только в том, что догадался, какой это предмет, но и в том, что по-новому его увидел - научились находить общие признаки в непохожих, казалось бы, предметах - загадка поворачивает мир по-иному, раскрывает его таинственные стороны