Исследовательская работа Золотых рук мастерство Носикова Марка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
п. Сосновское, Нижегородской обл.
Золотых рук мастерство Работу выполнили:
обучающийся
Носиков Марк
1 «а» класс,
руководитель
Сухарёва И.Е.


п. Сосновское
2012 год
Оглавление.
Введение………………………………………………………………2
1.Историческая справка……………………………………………...4
2.Исследование………………………………………………………….
3. Заключение……………………………………………………………
4. Используемая литература...................................................................
5. Приложение…………………………………………………………….

Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шёлка
К тебе я птиц весёлых жду,
Они вернуться к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
/ Т. Габбе/
Введение.
Семья – это самое значимое, что есть в жизни человека.
Каждая семья – это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, свои ценности – не материальные, а духовные. К семейным ценностям я отношу : фотоальбом, старые письма, вещи передающиеся по наследству, дом, построенный моим пра- пра- дедом. Семейная ценность – это и память о них.
Народная мудрость гласит: « Помни имя своё!» - это значит: помни тех, кто дал тебе жизнь, помни свои корни. История и сам род продолжает движение в жизненном цикле.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в семье закладываются основы нравственного воспитания, культурно – духовное развитие, раскрываются творческий мир и индивидуальные качества личности. Недаром говорят: « Всё идёт из семьи».
Цель исследовательской работы.
Я поставил перед собой цель: показать на примере творческих традиций заложенных в нашей семье, необходимость и значимость семьи. Укрепить семейные ценности, чтобы лучше узнать свою семью, сохранять традиции заложенные старшим поколением.
Проблема: недостаток общения со старшим поколением.
Идея: объединение взрослых и детей через совместную творческую деятельность.
Задачи исследования:
Изучить историю вышивки на Руси, технологию вышивания крестом.
Исследовать историю творческих традиций моей семьи, перенять опыт у старшего поколения.
объединить знания, умения и навыки старшего поколения и детей – сплочение семьи.
Объект исследования: творческая деятельность моей бабушки.
Предмет исследования: декоративные работы, вышивки моей семьи.
Методы исследования.
беседа;
изучение литературы;
практическая работа совместно со взрослыми;
анализ и обобщение.
Гипотеза.
У меня возникла гипотеза: если найти общее интересное дело в своей семье, например вышивание крестом, узнать о нём как можно больше, изучить историю вышивки на Руси, и рассказать об этом (одноклассникам, учителям, родственникам), то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить и объединить семью.
Я предполагаю, что через занятия творчеством в семье происходит формирование личностных качеств в семье, и это будет эффективным если:
- воспитание опирается на традиции народа;
- используется личностный пример родителей по соблюдению семейных традиций;
- деятельность родителей;
- соблюдается преемственность и тесное взаимодействие семейного воспитания и школы.
2. Исследование.
XXI век…! Век новых грандиозных технических открытий. Мы уже не представляем свою жизнь без разнообразной техники, которая заменяет людей повсюду.
Мы всё дальше и дальше отдаляемся друг от друга не только в школе, на работе, но и в семье. Мы часами проводим время перед телевизором и компьютером и тем самым лишаем себя общения с близкими людьми.
В нашей семье не возникало проблемы общения, не встаёт вопрос « чем заняться?». Передача информации, опыта от старшего поколения,(от бабушке к внуку, рассматривая нашу семью) через занятия творчеством - объединяет , сплачивает близких людей. Творчество для нашей семьи - это общее интересное дело: бабушка Тамара занимается вышивкой крестом, её отец Пётр Николаевич – передал это мастерство её, мама Лариса в творчестве и дома и на работе (не остановилась на занятиях вышивки, рисует маслом и акварелью).
Многое влечет нас к рукоделию, но, наверное, сильнее всего – это жажда творчества.
Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная  своими руками, вбирает в себя добрую энергию её создателя, излучает тепло наших рук, несет положительную энергетику. Лица людей добреют, когда они берут в руки такие изделия.
Я смотрю, как бабушка берёт в руки своё рукоделие, и вижу её красивые руки, как ловко и быстро она иглой, стежок за стежком, разноцветные нити вплетает в канву и получается красивые цветовые пятна, а из пятна получается птица, красивый цветок, пейзаж родной природы. Захватывает дух, видя результат этого многолетнего труда,
красивая картина в багетной раме. Это частица тепла, настроения, переданная тёплыми руками моей любимой бабушки.
За время истории развития этого ремесла ничего не поменялось. Всё просто. Технологический процесс этого творческого ремесла сложен, потому что по времени это длительный процесс; и просто, потому что это обычная иголка и разноцветные нити «мулине», стежок и снова стежок., при этом без единого узла. Рисунок для вышивки использует она свои акварельные наброски , зарисовки, иногда готовые изображения; канва – ткать с мелкими клеточками, на которой проходит весь процесс творчества.
Заниматься вышиванием необычайно интересно. Любое изделие с вышивкой выглядит необыкновенно красиво, индивидуально. И весьма оригинальная. Ведь она выполнена не краской, не карандашами, а нитками.
Я сажусь рядом с бабушкой беру пяльцы, натягиваю канву, передо мной детский рисунок для вышивки, иголка с нитями и начинаю вышивать. Делаю первые шаги в этом интересном и непростом занятии под тихий рассказ бабули о прежних временах, о детских годах жизни в деревне; оттуда берутся истоки творческого начала нашей семьи.
Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшему поколению. Моя семья – это я, мама и бабушка.
История моей семьи, как и любой, неразрывна связана с историей моей Родины. Из поколения в поколение, из века в век, от дедушек и бабушек, до внуков передают люди свои впечатления и любовь к родному краю, сохраняя традиции, свой жизненный опыт познание секретов мастерства и понимания красоты через народные ремесла. Большое внимание в нашей семье уделяется декоративному творчеству. Это идёт из глубины веков. На деревне в каждой семье занимались различными ремеслами, после основной работы, которая приносила доход. И неотъемлемой частью жизни деревенского жителя являлись посиделки в избе. Сходились в одну избу , зажигалась лучина, а последствии лампа на керосине и на фоне народных песен сидя в полутьме, каждый занимался своим ремеслом: кто вязал, кто вышивал, кто плёл. Для них это было необходимостью, а не развлечением .Каждый мастер, своими руками создавал вещи, нужные в быту, стремились сделать полезными, удобными: вырезали из дерева, кости, камня, лепили из глины – посуда ( ложки, чашки и т.д.) используемая в обиходе; вязали (носки, платки) – одежда необходимая в суровом климате России, ; ткали – ткачество полотна; вышивали одежду сшитую из сотканного полотна. Всё это для современного человека - творчество ( ремесло), и интересно тем, что эти традиции развиваются. В последние годы такие занятия декоративным творчеством приобрели новый смысл, в них проявляется интерес к самобытному, народному, творческому. Практически в каждой современной семье занимаются различными видами творчества.
В нашей семье интерес к декоративному творчества, а именно к вышивки крестом прививается с раннего детства. Мне 7 лет, я делаю первые попытки , мои первые крестики вышивки пока неуклюжи. Чтоб всё получилось, надо приложить старание, умения и время, и конечно у меня всё получится, как у моей бабушки, ведь она занимается этим с детства. В те далёкие времена, в деревне Залесье, где в детстве жила моя бабушка Тамара не было электрического света. Долгими зимними вечерами собирались в избе жители деревни и при свете керосиновой лампы, занимались рукоделием, после тяжёлого трудового дня крестьянина, (в этом они находили отдушину, восстановление сил, так как творчество это богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о счастье).Дети вились вокруг взрослых, видя, чем занимаются их домашние, тоже приучались постепенно к мастерству рукоделия. Говорили : « Привилось с молоком матери». Это было неразрывно, связь поколений одного рода, одной семьи, ведь не было телевизоров, компьютеров и многого другого, что заставляет нас отвлекаться по истине от истоков рода, веры, мировоззрения.
Всё это я узнаю из рассказов моей бабушки Тамары. Маленькой девочкой послевоенные годы , видя, как занимается вышивкой её отец Пётр Николаевич приучалась она к рукоделию.
А был он на все руки мастер: он и плотник и столяр( изготавливал рамы, наличники на окна и многое другое), садовод и цветовод( на одной яблоне прививал различные сорта и получал яблоки разные по вкусу, по цвету, в разное время созревания); моделировал и запускал фанерные самолётики с детьми, воздушные шары из папиросной бумаги; смастерил ветряную электростанцию, которая зажигала первую лампочку в глухой деревне Залесье и сбегались жители на это чудо посмотреть; художник – самоучка, рисовал картины маслом и раздаривал их селянам. Многое можно рассказать о нём ( это уже другая история), но вышивание для него было ярким увлечением. В холодные и дождливые вечера в руках у него вышивка - игла множество разноцветных клубков, за крестиком крестик и появлялись изображения сказочных птиц, букеты цветов, или просто вышит край рубахи – косоворотки. Всё это завораживало маленькую Тамару и это увлекательное занятие, огромное творческое начало, вышивая создаётся произведение искусства – это понимание приходит с годами и на жизненном расстоянии. И это творческое было вложено в становлении маленькой девочки. Повзрослев закончив школу, получила высшее художественное образование. Свою жизнь связала с детьми, передавая свои знания новому поколению. Вся жизнь её – это творчество, обучение, того прекрасного, что есть в искусстве; передача детям, пришедшие на занятия в художественную школу. А эта школа – вся её жизнь. Моя бабушка Носикова Тамара Петровна - за заслуги своей малой Родины имеет звание – Почётный гражданин Сосновского района. Для меня это наглядный пример передачи информации (всех знаний) от поколения к поколению, и пока это происходит человечество будет развиваться, из одного крестика другой, и день за днём, и получается красивое полотно- картина, название – жизнь.
3. Историческая справка.
Народная  вышивка  является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов, швов, интересных цветосочетаний нитей, которыми они выполнены.Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым.
Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток.
Как вид рукоделия вышивка встречается у разных народов на протяжении тысячелетий и обнаруживает огромное многообразие. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков.
Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. И наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл “оберегов”. Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохранят от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Располагали такие вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и скатертях (с обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. Часто в них изображали птиц, при этом лебедь олицетворял девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и плодородия; голубь – символом супружеской верности и счастливой семьи; пава – символом счастливой любви; а конь с всадником – символом мужества. Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства.
вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно- прикладного искусства. Искусство вышивки с древних времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранивших все ценное. 
Наши предки с 4-5 лет начинали приучать детей к рукоделию. К 15-16 годам девушки должны были заготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбие невесты.
Традиционным элементом украшением русского жилища были рушники. Их делали из ткани, производство которой занимало немало времени. Ткань делали из конопли. Рушники носили, прежде всего, обереговое значение, а потом эстетическое. Ими накрывали двери, окна, семейные фотографии, зеркала. Часто рушники богато орнаментировались: обшивались по краям кружевом, вышивка чаще всего покрывала всю поверхность полотна, выполнялась крестами или гладью. Преобладал растительный орнамент, мотивы цветов, геометрические фигуры, парное изображение.
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива.В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.
Образцы старинной народной  вышивки  поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития декоративно-прикладного искусства.
В 19 веке вышивка крестом стало страстным увлечением всех женщин. Ведь вышивать стало гораздо удобнее и интереснее: развивалась текстильная промышленность, появлялись новые удобные для вышивки ткани, нитки, стали выпускаться журналы с цветными схемами вышивки. Вышивку изучали даже в школах. В 19 веке появилась канва для вышивки крестиком. Массовыми тиражами издавались книги по вышивке крестом, открывались фирмы, специализирующиеся на изготовлении приспособлений для вышивки. Так продолжалось до конца 19 века. А затем…вышивка крестом «умерла». Правда, на некоторое время.
В начале 20 века модными стали другие виды вышивки. Например, белая вышивка по белому, ришелье, гладь и прочее. Так продолжалось до конца Второй Мировой Войны. После этого вышивать стало совсем не модным, т.к. женщины были заняты серьезными делами: отстаивали свои права быть равными мужчинам, больше работали и меньше времени проводили дома.
Будучи практически забытой, вышивка крестом возрождается в России после Великой Отечественной войны в 1945-1960 гг. В 70-х годах нашего столетия благодаря — Джинни Томпсон в США множество женщин обращается к этому хорошо забытому рукоделию.
А в 90-х годах вышивка крестом "возродилась". И стала невероятно популярной среди всех женщин по всему миру!
Вышивание крестиком – это такое хобби, которым увлекается множество разных людей независимо от возраста, семейного положения  и пола. Мужчины, вышивающие крестиком, существуют, причем их даже больше, чем вы себе можете представить.
В истории вышивки крестом было много мужчин, которые наслаждались этим занятием.
Таким образом, мы видим, что в мире вышивка крестом возрождается.
Достоинство вышивки в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус.
Особенность вышивки в том, что она придает  рисунку объемность.
Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. В процессе целенаправленного создания вышивки вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления.
Каждое поколение старалось сохранить секреты рукоделия и передать их по наследству дальше. Так совершенствовалось мастерство вышивания. Интересно то, что отдельный регион или даже поселок может иметь свои особенные традиционные сочетания цветов в узоре.  Благодаря этому, мы сегодня имеем большое разнообразие орнаментов и техник, с помощью  которых можем создавать оригинальные вещи, украшающие нашу жизнь. 
3. Заключение.
Проведя свое исследование, я узнал много нового и интересного.
Я выяснил, что с давних пор ручной  вышивкой  оформляли разнообразные изделия, необходимые людям в быту. Яркий пример этому –  вышивка моей бабушки Тамары Петровны Носиковой. Популярна  вышивка  и сегодня. Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные  вышивкой : салфетки, скатерти, рушники, панно, и многое другое.
Ручная  вышивка  всегда ценилась очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили
ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться вышивать, как когда-то много веков назад и до наших дней вышивали искусные мастера.
Знакомясь с различной специальной тематической литературой, я пришёл к пониманию, что наибольший интерес у нас вызывает искусство художественной  вышивки . Изучая разнообразие техник  вышивки , я понял, что  вышивка  крестом меня более привлекает, так как данный процесс позволяет проявить свои творческие способности. Техника  вышивки  крестом помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.  Вышивка  крестом очаровывает графическим и живописным эффектом. Когда я знакомился с произведениями мастеров художественной  вышивки , ловил себя на мысли, что и я смогу создать свою творческую  работу , воплотить в ней свой собственный замысел.
В этом процессе задействована вся семья. Это одно из общих интересных творческих занятий, которое сплотила нас. Можно сделать вывод, что через общение в семье, занятие общим делом, в данном случае занятия вышивкой, в семье закладываются основы нравственного воспитания , культурно – духовное развитие , раскрываются творческий мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, развивает творческую активность. Через занятия народным творчеством семья объединяется, познавая секреты мастерства, приходит понимание красоты, тем самым из поколение в поколение идёт передача (через этот способ информации) своих впечатлений, жизненного опыта, накапливающийся из века в век. На примере нашей семьи я хотел показать- через культуру общения необходимость и значимость семьи.
Гипотеза выдвинутая мной верна, так на примере моей маленькой семьи можно увидеть связь и преемственность поколений ( от Петра Николаевича к дочери Тамаре, от неё – к её дочери Ларисе, а от неё ко мне), сохраняя традиции, передача жизненного опыта и мастерства. Приходит понимание того, что воспитание , основанное на традициях народа, неразрывна связаны с историей нашей страны. Работая над проектом, я познакомился с историей русской вышивки, осваиваю технологию вышивания крестом.
Личностный пример родителей, объединение семьи, разных поколений, занятия одним увлекательным делом и получается чувство удовлетворение от своего труда. В моей исследовательской работе домашние ( бабушка и мама) с удовольствием оказывали мне помощь, радовались моим успехам, что ещё больше сблизило нас. Мы испытываем радость от общения друг с другом. Полученные знания пригодятся мне в жизни.
4. Используемая литература.
Климова Н. Т., Федосова О. П., Наумова О. Н. Ручная вышивка – М.: Лёгкая индустрия, 1980-224с.
Чижевский А. Е. Я познаю мир: Детская энциклопедия: история; ООО Фирма “Издательство АСТ”; 1999-432с.
Статья из газеты “Вечерний Рубцовск” Алишковская Е. Н. Целебное рукоделие.-2006.-№4.-с.6.
Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М.,
1999г.
5.   Выготский Л С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
1967 г.
6.   Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1999
7.   Гадукова Р.П. Вышивая, отдыхаю душой.- М., 2003
8.   Голованова И. Л. Активизация творческих способностей младших
школьников в процессе работы с различными материалами.
канд. дисс. - 1995
9.   Злотников В. Г. Процесс воображения в художественном
творчестве. Канд. дисс. - М., 1996.
10.   Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать.- М.: Знание, 2001
11.   Паронина Б.Ю. Объемная вышивка .- М., 2001
12.   Розман Г. И. Вышиваю картины крестом.- М., 2006
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
п. Сосновское, Нижегородской обл.
Золотых рук мастерство
Работу выполнили:
обучающийся
Носиков Марк
1 «а» класс,
руководитель
Сухарёва И.Е.


п. Сосновское
2012 год