План-конспект урока по литературе «Что такое правда и ложь?» (по рассказу В. Быкова «Крутой берег реки»)

План открытого урока в 8 классе на тему

«Проблема гуманного отношения к страдающим людям. (На примере рассказа Василия Быкова «Крутой берег реки»).


Цели: Помочь понять идейно-тематическое содержание рассказа, символическое значение элементов пейзажа в рассказе (образов берега, костра, реки).
Познакомить с разными точками зрения на правду и ложь, упражнять в аргументировании своего мнения.
Продолжать воспитывать нравственные ценности: любовь к малой родине и к Отечеству, гуманность.
Пробудить интерес к личности и творчеству В.Быкова, желание читать.





Методы и приёмы: фронтальная работа с текстом, беседа, сообщение ученика.



Оборудование: Портрет В.Быкова (электронный вариант).
Текст рассказа.
Распечатки высказываний о правде и лжи.
Песня «На Мамаевом кургане».





Составила учительница русского языка и литературы
МКОУ СОШ №2 г. Коркино Челябинской области
Денисова Л.П.






Ход урока
1.- Как вы понимаете смысл выражения «Проблема гуманного отношения?»
(Проблема – 1.Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
2.(перен.) О чём-нибудь трудно разрешимом, осуществимом.)

(Гуманный – человечный, отзывчивый). Каждый человек имеет право на гуманное к себе отношение.


2.Запись темы урока.


3. – А начать наш разговор на эту тему я хочу с песни «На Мамаевом кургане». Прослушайте её и ответьте на вопрос: « Что объединяет эту песню и рассказ В. Быкова «Крутой берег реки»?

Песня «На Мамаевом кургане».


4. Беседа по содержанию рассказа:
-Взволновал ли вас рассказ, чем?
- О чём этот рассказ?
-Перечислите всех участников описываемых событий. Как вы считаете, какую роль в произведении играет образ Петровича?
-Почему Петрович каждый вечер приходил на берег реки?
-Что вы узнали о его сыновьях?
-По каким словам, фразам в рассказе можно догадаться о том, какую жизнь прожил Петрович, какой это человек? (блеклые глаза, скрюченные ревматические пальцы больших работящих рук, заношенный военный китель, страдальческий взгляд, молчаливость – стр.81,82.)
-Что вы можете рассказать о Юре? (Парень из соседней деревни, сейчас работает в городе, добрый, тактичный).
-Прочитайте отрывок – стр.81,3 абзац сверху. Каким вы увидели Коломийца? (Плотный, крутоплечий, с большими руками, с тяжеловатым уверенным взглядом – трудолюбивый, но только для собственного блага, глаза – зеркало души: этакий хозяин жизни, который уверен, что его мнение самое правильное. Нет в нём доброты).
-Прочитайте разговор Коломийца с Петровичем – стр.82-83. Что значил для Коломийца разговор с Петровичем? (Грубо, в оскорбительной форме навязывает свою точку зрения, утверждает свою правоту, совсем не заботясь о чувствах убитого горем Петровича).
-А что означал этот разговор для Петровича? (Слова Коломийца причинили ему огромную душевную боль – стр.83, лишили его надежды и цели жизни, убили, скорее всего, не только в переносном смысле этого слова).
- Как в речи Юры проявляется его отношение к поступку Коломийца?

5. – Вы писали сочинение-рассуждение на тему «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» Изменилась ли ваша точка зрения на эту проблему после знакомства с этим рассказом?
(Используйте при ответе записанное на доске клише:-Я считал(а), что После прочтения этого рассказа моё мнение ).

6. – Прочитайте высказывания известных людей о правде и лжи, найдите то или те, что, по-вашему, подходят к описанной в рассказе ситуации.

7. – Почему, по-вашему, рассказ назван так? (Название символичное).
- Символом чего является река? Берег? Костёр? (Река – символ жизни, а берега – символ единства противоположностей, которые сосуществуют в жизни: это жизнь и смерть, радость и горе, добро и зло, правда и ложь).
-Что символизирует крутой берег? ( Берег крутой, каменистый, что означает трудную жизнь, а для Петровича она подходит к концу и в любой момент может оборваться. Да и все годы жизни без сыновей он, по сути, находился как на краю обрыва. Окружающие Петровича люди долгие годы щадили его, удерживали в этой жизни, но нашёлся бессердечный человек, «столкнувший его с обрыва», т. е. по сути убивший.)

8.- Я уверена, что никто из нас не хочет быть таким «сталкивающим с обрыва». И мне кажется, тут поможет совет известного русского писателя Фонвизина: «Имей сердце, имей душу, да будешь человек во всякое время».
-Как вы понимаете эти слова?

9.А жизненный опыт нам помогают приобрести в любом возрасте хорошие, умные книги. И таковыми являются произведения В. Быкова. Да и вся его жизнь тоже учит. Послушайте сообщение о Быкове.

Быков Василий Владимирович(1924 – 2003) – прозаик, публицист,
сценарист – родился в селе Череновщина Витебской области(Белоруссия) в семье крестьянина. В 1941 году ушёл на фронт. Был дважды ранен, чудом спасся, а мать получила «похоронку». Великая Отечественная война определила темы, сюжеты и героев большинства его произведений, наиболее известные из которых «Сотников», «Обелиск, «Дожить до рассвета», «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться», «Знак беды». Многие его произведения экранизированы. Книги Василия Быкова любимы миллионами читателей, потому что написаны с искренней любовью к народу-труженику. Быков – лауреат Государственной премии СССР(1974 г.) и Ленинской премии(1986 г.).



8.Объявление оценок.






15