Описание проекта Школьный двор


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ШКОЛЬНЫЙ ДВОР»
Автор: учитель технологии и ОБЖ
Котлярова Татьяна Алексеевна
2013 г.
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, -
значит, пересесть из него просто некуда».
Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность.
Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно же, труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным.
Задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким, не только полноценным членом общества, но и инициативным, думающим работником в будущем, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он и взялся.
В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству территории. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту.
Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива обучающихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания.
Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени.
Школьный двор – это территория детства, и для ребенка очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым. Желание обучающихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только в со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию проекта по его благоустройству.
Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств обучающихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда. Проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция детей сейчас важна для их будущего в дальнейшем.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.
Цель проекта:
привлечение обучающихся к проблеме по улучшению экологического и эстетического состояния школьного двора и пришкольной территории, практической деятельности школьников по созданию функциональных зон, что приведет к развитию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира, воспитанию гражданской позиции.
Задачи проекта:
сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции;
воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;
усилить региональную направленность экологического образования;
привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;
сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды в школе;
развить инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;
преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;
провести информационно–просветительскую работу по пропаганде экологической культуры обучающихся;
исследовать различные формы растений, произрастающих на территории Московской области;
обеспечить усвоение обучающимися приемов и навыков работы с растительным и природным материалами;
познакомить обучающихся с элементами ландшафтного дизайна, способами и методами создания клумб, альпийских горок;
привлечь общественность и местные власти к проблеме благоустройства школьного двора.
Организаторы проекта
В реализации проекта принимают участие:
МБОУ Софринская СОШ№1, директор Е.И.Филатова - заказчик проекта.
Учитель технологии и ОБЖ, автор;
Обучающиеся 10-11 классов, соавторы.
Участники проекта
Участниками проекта являются обучающиеся 5-11 классов, проявившие желание и инициативу в практической реализации проекта.Педагоги школы и администрация выступают в роли кураторов, координаторов и инструкторов в сборе материалов по проекту.
Родители обучающихся принимают непосредственное участие в жизни учреждения и воспитания своих детей, помогаю им в реализации творческих заданий.
В роли компетентных лиц к реализации проекта привлекаются специалисты из других учреждений и организаций.
План работы
Проект делится на пять этапов:
№ Название этапа Цель Срок выполнения
1. Подготовительный. Мотивация, целеполагание проекта 2. Проектировочный. Построение схемы деятельности 3. Практический. Реализация проекта 4. Аналитико – коррекционный. Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений 5. Заключительный. Сопоставление действительных и желаемых результатов. Подготовительный этап
№ Мероприятие Ответственный
1. Проведение анализа экологического состояния школьной территории Директор, заместитель директора по АХЧ, учитель технологии
2. Анкетирование обучающихсяучитель технологии
Проектировочный этап
№ Мероприятие Ответственный
1. Разработка проекта школьного двора:
- создание проектной группы;
- составление плана озеленения и благоустройства школьного двора. Учитель технологии
Практический этап
№ Мероприятие Ответственный
1. Приобретение семян, рассады заместитель директора по АХЧ, учитель технологии
2. Обработка почвы заместитель директора по АХЧ, учитель технологии
3. Посадка рассады учитель технологии, руководитель труд. отряда
4. Уход за посаженными цветочными культурами учитель технологии, руководитель труд. отряда
5. Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- обработка почвы. учитель технологии, руководитель труд. отряда
6. Требования к проекту.
1. Школьный двор в проекте озеленения должен выглядеть как единое целое;
2. В композицию следует включить деревья, пеньки, которые растут на территории;
3. Использовать различные виды художественного оформления;
4. Необходимо учесть стороны света;
5. Распределить задания на классы

Работа творческих групп
1 группа.
Отвечает за сбор информации по возможным способам модернизации школьного двора, занимается анализом различных планов и готовых проектов школьных дворов по материалам библиотек, интернета.
Систематизирует собранный материала для выбора наиболее приемлемого и материально обоснованного в условиях школы.
Составляет фотоотчет по результатам реализации проекта.

2 группа.
Отвечает за организацию и проведение анкетирования обучающихся, родителей.
Производит анализ исследования и составляет оценку предложений.
Работает с группой №1 и составляет общий макет будущего плана школьного двора.
3 группа.
Отвечает за организацию и проведение конкурсов: «Декоративная клумба», «Зона отдыха», «Цветы нашего двора», « Бассейн-клумба», конкурс рисунков «Наш зеленый двор», «Самая красивая клумба», конкурс сочинений;
Выбирает лучшие проекты для реализации социально-педагогического проекта «школьный двор».
4 группа.
Отвечает за создание и озеленение на территории школьного двора стационарных клумб, зон отдыха.
Высаживает многолетние растения, луковичные декоративные культуры, подбирает семенной материал для весенней посадки на клумбы школы.
5группа.
Отвечает за организацию и выполнение работы по озеленению клумб.
Производит посадку луковичных растений на территории памятника в апреле месяце текущего года.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня заинтересованности обучающихся в защите и сохранении природной среды.
Развитие организаторских способностей обучающихся.
Привлечение внимания населения к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Пропаганда экологической культуры обучающихся.
Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, физики, изо, технологии.
Создание функциональных зон.
Очистка школьного двора от кустарников, поросли и мусора.
Посадка семенного материала, многолетних растений на созданные клумбы.
Эффективность реализации проекта:
1. Клумбы и зелёные насаждения облагородят территорию, которая будет приятна для глаз обучающихся, учителей, родителей и гостей школы.
2. Удаление старых деревьев и кустарников позволит омолодить школьный двор.
3. Создание функциональных зон позволит обучающимся проводить время на переменах, организовывать праздники и соревнования, а окружающие цветники будут своей красотой и гармонией положительно влиять на настроение обучающихся и эффективность учебного процесса.
4. Стимулирование обучающихся к научно-практической деятельности.
5. Школьный двор станет по-настоящему общественным и культурным местом.
Результативность проекта
В ходе реализации проекта «Школьный двор» будут выполнены следующие работы:
сформированы творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения, проведен сбор информации и опрос школьников для оценки экологической обстановки и др;
выкорчеваны погибшие деревья и кустарники;
проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;
проведено озеленение территории;
проводиться разъяснительная работа среди обучающихся;
проведен конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;
собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями;
опубликованы рассказы, сочинения, рассказы, рисунки экологической направленности на школьном сайте;
составлены посадочные планы;
окрашены спортивные объекты на территории школы;
побелены стволы деревьев;
проведены уроки экологической направленности;
Срок реализации проекта 2013-2016 год.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
1. Уход за школьным двором и прилегающей территорией во все сезоны (расчистка снега, посадка цветов, обновление деревьев и кустарников, покраска сооружений на спортивной площадке, уборка листвы).
2. Благоустройство футбольной площадки.
3. Озеленение газона около центрального входа в школу, закладка фигурных клумб.
Заключение
Создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха.
Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.
Становясь участниками проекта, школьники попробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
Анкета для учащихся
1. Каким бы вы хотели видеть школьный двор?
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор?
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьного двора?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта?
Анкета для учащихся
1. Каким бы вы хотели видеть школьный двор?
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор?
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьного двора?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта?
Анкета для учащихся
1. Каким бы вы хотели видеть школьный двор?
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор?
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьного двора?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта?
Анкета для учащихся
1. Каким бы вы хотели видеть школьный двор?
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор?
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьного двора?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта?
Анкета для учащихся
1. Каким бы вы хотели видеть школьный двор?
2. Какие элементы благоустройства вам хотелось бы включить в школьный двор?
3. Кто должен заниматься уборкой и благоустройством школьного двора?
4. Какое название вы бы дали проекту по оформлению школьного двора?
5. Хотели бы принять участие в разработке и реализации этого проекта?