Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы с задержкой психического развития Образовательная сфера: «Познавательно-речевое развитие» Тема «Веселая прогулка»


МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53 «Русалочка»
Непосредственно-образовательная деятельность
с детьми средней группы
с задержкой психического развития
Образовательная сфера: «Познавательно-речевое развитие»
Тема «Веселая прогулка»
Подготовила и провела
Учитель-логопед высшей категории
Круглова Ирина Александровна
Симферополь 2014
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт;
Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных множественного числа, в форме родительного падежа, употребление предложно-падежных конструкций);
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
Обучение отгадыванию загадок.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие диалогической речи, зрительного внимания, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, речевого дыхания, ритмичности и модуляции голоса.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: предметные картинки (грузовик, самолет, поезд, корабль, велосипед, мотоцикл, автобус), аудиозапись «Звуки транспорта», макеты елки, дуба, кустарника, игрушки-машинки (грузовик, мотоцикл, автобус), пособие «Веселый поезд». Использование современных образовательных технологий:
технология формирования речевого дыхания (дыхательное упражнение «Паровоз гудит», «Насос»);
технология формирования фонематических процессов (упражнение «Самолет. Пароход»); технология формирования грамматического строя речи ( упражнение «Что где?», игра с мячом «Один-много», д/и «Кого везет машинист?»);
технология модульного обучения (лексическая тема недели «Транспорт»).
здоровьесберегающие технологии (координация речи с движением).

Ход НОД:
Организационный момент.
1. Игра «Отгадай что звучит?» (развитие слухового внимания). Дети заходят в кабинет и садятся на стульчики. Затем слушают звуки различного транспорта и пытаются угадать, что звучит, показывая при этом предметную картинку, и вешая ее на доску.
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Какие звуки вы сейчас слышали? Посмотри те на доску, что это? Как одним словом назвать все эти машины? (транспорт).
- Сегодня мы будем много путешествовать, но на чем, сейчас узнаете.
Загадка
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Логопед: - Что это? (Поезд). Отправляемся на прогулку. Кто управляет паровозиком? (Машинист).
2.Упражнение «Мчится поезд» (развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения).
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает вспомнить упражнение «Мчится поезд».
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух. Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка.
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь! — гудит.—
Тороплюсь! Тороплюсь! Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза.
Основная часть
3.Упражнение «Паровоз гудит» (развитие длительного речевого выдоха).
Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать вдох и на выдохе произнести «У-у-у-у!» (логопед считает от одного до пяти).
4. Игра «Кого везет машинист?» (развитие фонематических процессов, автоматизация звуков «З», «С», «Ш», образование существительных в род.п.).
Логопед: - Давайте посмотрим, кого везет наш машинист? (зайца, белочку, малыша, собаку, обезьянку). На первой остановке вышел зайчик. Кого не стало? – Зайчика.
На второй остановке вышла белочка. Кого не стало? – Белочки. И т.д.

Логопед: - Вот и домчал нас паровозик на лесную полянку. Давайте посмотрим, какой транспорт здесь спрятали зверюшки.
5. Упражнение «Что где?» (понимание и употребление простых предлогов). Логопед расставил игрушки и макеты деревьев: автобус за кустом, мотоцикл под дубом, грузовик за елкой).- Где стоит автобус? (за кустом).
- Где стоит мотоцикл? (под дубом).
- Что это виднеется за ёлкой? (Грузовик).
- Это точно грузовик? Давайте посмотрим, какие части есть у грузовика?
6. Д/И «Грузовик и его части» (обогащение словаря, закрепление знаний основных цветов). Дети рассматривают каждый свою карточку и рассказывают, какая деталь (часть) есть у грузовика и какого цвета.

Логопед: - Ну, что ж, теперь мы знаем, как устроен грузовик. Пересядем на него. Кто управляет машиной? (Водитель).
- Ой, ребята, а колесо у грузовика то спущенное, что же нам делать? (накачать)
7. Упражнение «Насос» (формирование правильного артикуляционного уклада звука [с]).
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им представить себя шоферами и накачать колеса своего автомобиля.
Логопед: - Нам пора в путь.
Дети садятся на стульчики, переворачивая их наоборот.
Би- би- би – гудит машина,
Не поеду без бензина.
Налили бензина,
И сели в машину.
Би- би- би.
Логопед: - Стоп, остановка! Отдохнем и поиграем.
8. Игра «Один - много» с мячом (образование существительных множественного числа).
Машина – машины
Поезд – поезда,
Самолет – самолеты.
Автобус – автобусы и т.д.
9. Упражнение «Самолет. Пароход» (звукоподражание, работа над силой голоса).
Логопед: - Теперь и мы полетим на самолёте. Кто управляет самолётом? (Лётчик).
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Самолёт летит, высоко гудит:
«Ы-ы-ы!»
Полетали, приземлились, перед речкой очутились.
Логопед: - Как нам дальше быть? На чем будем возвращаться в группу? (на пароходе). - Кто управляет пароходом? (Капитан).
От зелёного причала
Оттолкнулся пароход.
Он назад шагнул сначала,
А затем шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход:
-У-у-у (низко).
Дети, имитируя гудок парохода, машут гостям и уходят.
Итоги. Оценка работы детей.
Логопед: - Вам понравилось занятие? На чем мы сегодня путешествовали? Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.