Военно-патриотическое воспитание на уроках математики (из опыта работы)

Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на “хорошо” и “отлично”, закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук: физики, математики, электроники, кибернетики.
Я хочу остановиться на некоторых моментах, дающих возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Каждому учителю известно, что обучение должно быть эмоциональным и возбуждать положительные эмоции. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно, например, рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. В этот период их научные исследования были направлены на решение проблемы обороны страны. Так, в 8-м классе при прохождении темы “Таблица квадратов и квадратных корней” можно рассказать о штурманских таблицах, разработанных сотрудниками математического института Академии наук СССР и широко применявшихся во время войны в авиации дальнего действия. Ни в одной стране не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
Здесь же можно рассказать о таблицах для определения местонахождения судна по радиопеленгам, подготовленным коллективом математиков под руководством академика С.Н.Бернштейна, и о Большом астрономическом ежегоднике на 1943, 1944, 1945 годы, созданном учеными Ленинграда в суровых условиях блокады и имевшем очень важное значение для авиации, флота и артиллерии.
В последнее время большое внимание уделяют изучению учащимися элементов теории вероятностей. В связи с этим можно и нужно рассказать учащимся о том, что работы академика А.Н. Колмогорова и его учеников в области теории вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Исследования А.Н. Колмогорова в области теории стрельбы помогли увеличить эффективность огня артиллерии.
Большое значение в военно-патриотическом воспитании учащихся имеют работы по укреплению военно-морского флота выдающегося советского математика и педагога академика А.Н. Крылова. Его труды по теории непотопляемости и качки корабля широко использовались нашими военно-морскими силами во время войны. Об этом я рассказываю при прохождении темы “Приближенное значение числа” в 5-м классе или темы “Приближенные вычисления” в 8-м классе, а также учащиеся пишут рефераты о деятельности Крылова
Также рассказываю учащимся о роли ученых-математиков М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева в развитии военной техники. Большую работу проводят наши ученые-математики в разработке теории вычислительных машин, имеющей широкое применение в военной и космической технике.
Таких примеров о деятельности ученых-математиков, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.
В мемуарах Маршала Советского Союза Г.К. Жукова приведены фамилии многих выдающихся советских ученых и конструкторов, возглавлявших в годы Великой Отечественной войны коллективы по созданию оборонной техники. (Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: 1974, т.2, — с.388-389).
Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной. Те, кто остался в живых, и после войны занимался обучением и воспитанием молодежи. Например, по учебнику “Алгебра”, автором которого является участник войны А.Н. Барсуков (1891 -1958), обучалось не одно поколение учащихся с 1956 по 1973 г.
Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, рассказав им о применении математики на военной службе. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.
Действенным средством военно-патриотического воспитания в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач.
Вопросы, связанные с оборонной тематикой, могут найти свое отражение во всех классах средней школы. Так, в 5-м классе при изучении таких тем, как “Отрезок”, “Длина отрезка”, “Угол”, “Измерение углов”, “Построение треугольников”, “Масштаб”, можно привести много примеров, показывающих применение этих понятий в жизни. Полезно отметить, что хорошее знание, как этих, так и других вопросов программы и умение применять их на практике, необходимы при проведении военизированной игры “Зарница”; без них нельзя обойтись на службе в рядах Российской Армии, так как навыки ориентирования на местности, определения расстояния до объектов на глаз и по карте необходимы не только командиру, но и каждому рядовому воину.
Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой.
  Численность войск Численность вооружения
орудия и минометы танки самолеты
СССРГермания 11000001708000 765213500 7741170 1000615
Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
413 218 474 567
569 374 630 979
195 о 256 349
221 26 282 375
Задача. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Задача. Выполняя устный счет, по соответствующим буквам получается выражение “Хлеб – всему голова”. Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломте хлеба – нелегкий труд тружеников села. Нельзя не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб?
Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.
Задачи. В д. Малый Каменец 115 семей. В среднем каждая семья расходует две килограммовые буханки хлеба. Сколько муки необходимо, чтобы выпечь хлеб для всей деревни на одни сутки? на один месяц? на один год? Учесть, что припек составляет 0,3 веса взятой муки.
При помоле ржи на каждые две части муки получается одна часть отходов. Сколько смололи ржи, если муки получилось на 35 ц больше, чем отходов.
2х-х=35, х=35, 2х=70, 35+70=105
Итоги работы комбайнеров ООО «Маяк» в 2013 году:
Иноземцев В.П. – 6454цИноземцев Н.П. – 6390 ц
Боровлев В.И. -- 5089 цКарачевцев А.В. — 4182 цПольский Н.М.. – 3319 цБеспалов И.В. – 3986 ц
ВСЕГО В 2013 ГОДУ НАМОЛОЧЕНО:
Озимая пшеница -- 13746ц
Яровая пшеница – 2894ц
Ячмень – 10677ц
Овес – 2411ц
Горох – 362ц
Рожь – 2895ц
Соя – 255ц
Решите задачи:
Сколько зерна намолотили в 2013 году комбайнеры ООО «Маяк»?
Сколько муки можно получить из намолоченного в нашем ООО зерна, если при размоле пшеницы получается 80% муки.
При выпечке хлеба получается 30 % припека. Сколько хлеба получится из собранной пшеницы?
Ржаной хлеб содержит 3/250 жиров, 13/25 белков и 9/20 углеводов. Сколько белков, жиров и углеводов содержится в 5 кг хлеба?
Масса муки, затраченной на выпечку хлеба, составляет 75% от общей массы выпеченного хлеба. Сколько килограммов хлеба можно получить из 6 кг, 18 кг, 324 кг, 3 т муки?
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны. Хлеб войны. Каким он был? Об этом говорится в стихотворении Владимира Гордейчева “Хлеб войны”.
Хлеб войны.
Не было муки.Она былаболее легендою, чем былью,с лебедою смешанною пылью, черная – и все-таки бела.Чем еще ей было нас кормить, матери, спасавшей нас от смерти?Это было творчеством, поверьте,тесто из муки такой творить.Дня не знала. Ночи не спала.А уж сколько свеклы перетерла…Все переборола. Не дала,чтобы смерть схватила нас за горло.Завывает вьюга за стеной,белые сугробы наметая.Вот она сидит передо мной,женщина воистину святая.Ей бы можно плакать от обид,вспомнив все, что вынесла когда-то,а она о свекле говорити спроста краснеет виновато.
Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно.
Задачи.
Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокады.
Из писем на Большую землю.
Наш город в снег до пояса закопан.Но если с крыш на город посмотреть,То улицы похожи на окопы, В которых побывать успела Смерть…Но в то, что умер город наш, -Не верьте!Нас не согнут отчаянье и страх.Мы знаем от людей, сраженных смертью, Что означает:“Смертью смерть поправ”.Мы знаем:Клятвы говорит не просто.Но если в Ленинград ворвется враг, Мы разорвем последнюю из простыньЛишь на бинты, но не на белый флаг!
Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб.
Из чего же состоял блокадный хлеб?
С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):
Пищевая целлюлоза – 20%Ячменная мука – 4%Жмых -4%Отруби – 4%Овсяная мука – 4%Соевая мука – 4%Солодовая мука – 14%Горох – 15%Картофель – 15% Вода – 16%
Поставьте разумные вопросы и ответьте на них.
125-граммовый кусок хлеба:
Пищевая целлюлоза – 10%Хлопковый жмых – 10%Обойная пыль – 10%Вытряски из мешков – 2%Кукурузная мука – 3%Ржаная мука – 73%.
Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. За все месяцы блокады было выработано при выпечке хлеба около 16 тысяч тонн пищевой целлюлозы. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.
Задача. Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?
Рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “Девятьсот дней мужества”.
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире они ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенные ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24 (60,5 г вместо 41,66 г. Это больше примерно на 20 г на каждого.) Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Да, было очень трудно, очень страшно. О том, что чувствовали и переживали дети, расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой. “Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г…. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”. Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих близких.
Супруги Перельманы тоже отказались эвакуироваться из Ленинграда. Жена Перельмана, Анна Давидовна, врач, стала работать в госпитале. Яков Исидорович вел активную пропагандистскую работу в частях фронта и флота в качестве лектора-инструктора по подготовке войсковых разведчиков. Его организм не выдержал лишений блокады, и 16 марта 1942 г. Якова Исидоровича не стало – он скончался от голода. Так ушел из жизни выдающийся популяризатор науки, который не совершил никаких научных открытий, не имел ученых званий и степеней, но совершил настоящий переворот в научно-популярной литературе. Он был безгранично предан науке, которую любил до самозабвения.
По данным цифрам учащиеся сами составляют задачи.
К 1943 году Советские Вооруженные силы значительно окрепли организационно, повысилось их боевое мастерство, возрос моральный дух воинов. К лету этого года в составе действующей армии было свыше 6 млн. 400 тыс. человек, 105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 10, 2тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10 тыс. боевых самолетов.
Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года фашистская Германия потеряла на советско-германском фронте около 2,6 млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов, до 7 тыс. танков, более 14 тыс. боевых самолетов. В одном из немецких комментариев говорилось: “После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну, а после Курска убедились, что ее проиграли”
Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
В послевоенное время в нашей стране шло восстановление народного хозяйства. Советский народ залечивал раны войны, и люди обеспечивались продовольствием по карточкам, введенным еще в военное время. Служащим выдавалась хлебная карточка в 300 г, а рабочие получали в сутки 500 г хлеба. Долго и трудно шли к хлебному изобилию. Трудами миллионов людей пришел в наш дом хлебный достаток.
Конечно, это теперь история. Но напрашивается вопрос: нужно ли вспоминать эти далекие годы? Нужно и необходимо! На просторах России, восставшей из пепла и залечившей тяжкие раны войны, выросло и возмужало поколение людей, которое не знает, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, и которым неведомо сегодня чувство голода. Но мы должны знать и помнить об этом. И для того, чтобы оценить подвиг предшественников, и для того, чтобы дорожить достигнутым. Знание истории, путей преодоления народом трудностей закаляет молодежь нравственно, учит умело хранить хлеб, ценить труд мастеров – пекарей, не бросать хлеб и не пренебрегать им в сытости.
Профессия хлебороба – не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Говорят, у кого рука в земле, у того совесть чиста: у кого колос, у того и голос.
Не хлебом единым жив человек. Но ведь и не одним искусством, не одной наукой. И высочайшие полеты человеческой мысли, и величайшие произведения живописи, музыки, все благородное на земле создано благодаря энергии, которую дает человеку труд хлебороба. Чтобы мыслить, надо жить, чтобы жить, надо есть. А чтобы есть, надо посеять, сжать, смолотить, испечь, сварить.
Земля не любит лентяев и бездельников, ей нужны верные и преданные, трудолюбивые и терпеливые умельцы, мастера самого высокого класса. Земледелец так должен научиться трудиться, чтобы он мог выделывать землю, как гравер медную пластинку, с высочайшей точностью, тонкостью и мастерством.
Выше облака пролетай, Выше неба себя прославь.Но запомни одно и знай:Выше хлеба себя не ставь.
(В.Сухомлинский. Письмо к сыну).
Мы иногда забываем говорить ученикам о последствиях войны. Понять, какие колоссальные расходы были связаны с войной 1941-1945 гг. помогает, например, такая задача:
Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР второй мировой войной, составляет 2569 млрд.р. Сколько школ можно было бы построить на средства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, что стоимость строительства новой четырехэтажной школы составляет 8 млн.600 тыс. руб. (в ценах, действовавших до 1 января 1961 г).
Задача. Агрессия Израиля 1973 г. против арабских стран обошлась стране в 7 млрд. долларов. Это чудовищная сумма, поскольку ее бюджет составляет менее 5 млрд. долларов. Определите, на сколько процентов военные расходы Израиля превысили бюджет страны.
После решения таких задач можно провести небольшую беседу, объяснив, что милитаризм и гонка вооружений ведут к росту военных расходов и усилению международной напряженности.
При подготовке к игре “Зарница” можно предложить задачи следующего характера: “Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250 м по азимуту 102 градуса, потом 350 м по азимуту 183 градуса, затем еще 350 м по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А? Сделать план в масштабе 1:2000”.
Задача. “Когда фашисты посягнули на нашу землю”.
В то время в городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. Как-то в одной из квартир, когда пришла пора затемнять окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120*120 см2. Под рукой ничего не оказалось, кроме прямоугольного листа фанеры, площадь которого равнялась площади окна, но размеры были не те: 90*160 см2. Сначала все растерялись, но прошло немного времени и школьник Вася, вооружившись линейкой, начал быстро расчерчивать прямоугольный лист фанеры. Он разрезал лист всего лишь на 2 части, из которых составил квадратный щит нужного размера для затемнения окна.

Большое воспитательное значение имеют:
тематические вечера;
выпуск стенгазет, посвященных великим ученым-математикам, к установленным в стране праздникам военных профессий (День Защитников Отечества, День танкиста, День Воздушного флота и другие);
встречи с представителями этих профессий.
Такой подход поможет учащимся ознакомиться со многими военными профессиями и будет служить профориентационным целям.