Самообразование на тему: «Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников».

ГУ «Приреченская средняя школа отдела образования
Карабалыкского района»











Доклад
По теме самообразования: «Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников».














Учитель начальных классов Елисеева Н.И.











2010-2011 уч.год.
Тема самообразования:
«Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников».

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной?

К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Арал, Чёрное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Не обошло стороной экологическое бедствие и Республику Казахстан. Высыхание Аральского моря, рост солончаков и пустынных территорий, недостаточность водных ресурсов – всё это губительно относится на экосистеме, на её целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из – за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» - растениях и животных, которые испытывают двойной гнёт: во-первых, разрушение и загрязнение мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. И всё-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение её должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет её педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функции и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемые детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приёмы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискусии.
А также внедрение новых методик, программ, учебных пособий.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающий педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно привить ему это качество с раннего детства.

Основная цель экологического воспитания: научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

Углубить и расширить экологические знания.
Привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные.
Развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности.
Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели. Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы окружающей среды. Поэтому большое место по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсии в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике , но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога?»

Поэтому успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся. Исходя из этого хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут учащиеся получать основы систематических знаний, умений, практические результаты , которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Все мы – дети природы . наше здоровье во многом зависит от её здоровья. Природа – это ещё друг и защитник наш, она подарила многие блага, которые следует сохранять. Вступить в решительную борьбу за природу можно только сегодня, сейчас. Завтра будет поздно!
«Мудрость заключается в том,
Чтобы познать всё то,
Что сделано природой».
Гиппократ.


15